Архив статей журнала
В статье рассматриваются проблемы исследования эмоционального интеллекта личности как одной из характеристик ее эмоционально-волевой сферы, которая представляет собой способность осознавать, распознавать, понимать свои и чужие эмоции, управлять ими, воздействовать на них, понимать причины и следствия эмоций и использовать эти знания в общении и профессиональной деятельности. Дан развернутый анализ становления понятия «эмоциональный интеллект» в зарубежной и отечественной психологии, рассмотрены его структурные элементы, определено значение эмоционального интеллекта для профессиональной деятельности. Кратко представлены результаты эмпирического исследования половых особенностей проявления эмоционального интеллекта у руководителей, показавшие, что руководители женского пола в большей степени, чем мужского, были способны понимать свои эмоции, а также эмоции других людей, проявлять отзывчивость, открытость и гибкость во взаимодействии с подчиненными, обращать внимание на свои эмоциональные состояния, в то время как мужчины-руководители испытывали значительные затруднения в идентификации и оценке своих эмоциональных состояний, а в ситуациях, когда им приходилось принимать во внимание свое эмоциональное состояние, они переставали понимать чувства и переживания подчиненных, концентрируясь на своих эмоциях. Результаты проведенного эмпирического исследования могут быть полезны в работе по развитию профессионально значимых качеств личности руководителя, в частности эмоционального интеллекта.