Архив статей журнала
Статья посвящена проблемам развития и управления розничными сетями на российском рынке в современных кризисных условиях. Проанализированы основные проблемы, возникающие в сфере ритейла в последнее время, и возможности их решения в перспективе. Рассмотрены вопросы параллельного импорта, противостояние online- и ofline-розничных сетей, кадровое обеспечение торговых организаций. Сделан вывод о неопределенности перспектив развития розничной торговли в Российской Федерации, в том числе сетевых торговых организаций, в силу их крайней зависимости и от внешних, и от внутренних факторов, как фундаментальных, так и ситуативных.
Статья посвящена теме изменений в структуре потребительских расходов российских домохозяйств. Потребительское поведение выступает важным индикатором как процессов, происходящих в экономике в целом, так в отношении изменения качества жизни граждан. Новизна исследования заключалась в определении тенденций изменения в объеме потребления групп товаров и услуг, установлении корреляционных зависимостей между показателями удельного веса потребления отдельных групп и с ресурсами домохозяйств за 2004–2020 гг. В статье показано, что продовольственные и непродовольственные товары и услуги можно распределить по пяти группам, характеризующим взаимосвязь с реальным располагаемым ресурсом домохозяйств. В итоге были сделаны выводы о том, что увеличение реального располагаемого ресурса домохозяйств приводило к росту расходов на услуги, сокращению расходов на непродовольственные товары и наоборот. Удельный вес расходов на продукты питания в России остается стабильно высоким, что связано с высоким темпом роста цен на продовольствие и значительной долей бедного населения. Практическая значимость полученных результатов определяется возможностью их применения в практике государственного регулирования экономики и экономической деятельности предприятий для принятия взвешенных решений по обеспечению продовольственной безопасности и формированию конкурентоспособного ассортимента товаров и услуг.
В статье рассмотрена роль налоговой грамотности для физических лиц, определены ее составляющие элементы. Раскрыты вопросы уплаты налогов физическими лицами, роли налогов в формировании федерального бюджета, приведены примеры использования налоговых стандартных, социальных, имущественных вычетов по НДФЛ. Приведены способы исполнения налоговых обязательств с использованием цифровых ресурсов. Обоснована необходимость формирования налоговых навыков, углубления налоговых знаний, развития налоговой культуры граждан.
В статье исследуется проблема стимулирования вузов к увеличению набора и удержанию студенческого контингента. Доказывается, что действующая система определения контрольных цифр набора и финансирования вузов приводит к необходимости экстенсивного накопления и удержания студентов. В свою очередь при условии слабости выходного контроля знаний и отсутствии имиджевых потерь создаются устойчивые стимулы к снижению качества высшего образования. Устойчивость циклично поддерживается как внутривузовскими системами оценки качества образования, так и за счет эффекта координации.
В России в связи со значительными историческими экспериментами так и не сформировалась база для стабильного функционирования частного бизнеса. Без функционирования определенных институтов невозможно создать такую экономику, где индивиды, желающие заниматься предпринимательством, не будут бояться за сохранность своего бизнеса, и с более низкой вероятностью будут вовлечены в государственные коррупционные схемы. Развитие инклюзивных экономических и политических институтов приведет к формированию рынка совершенной конкуренции, в рамках которого предприниматели смогут проявить свои инициативность, креативность, творчество. Поэтому помимо предоставления фундаментальных знаний классический университет должен выступать как образовательная и дискуссионная площадка для повышения экономической грамотности вовлеченных в региональный бизнес людей и формирования конструктивной повестки, направленной на улучшение условий ведения бизнеса в регионе.
В статье определяется важность патриотической составляющей как необходимого элемента молодежной инициативы любого уровня. Выводы опираются на результаты данных опроса Агентства социальной информации (представленном на сайте Росмолодежь) на федеральном уровне, на местном уровне – отчетными данными университета и ряда общеобразовательных школ Санкт-Петербурга. Установлено, что в последние два года доля детских и молодежных проектов с патриотической составляющей активно растет. Сделан вывод, что патриотическая составляющая как один из необходимых элементов молодежных проектов на творческих конкурсах различного уровня не потеряет своей актуальности, имея возможность преобразования из малых индивидуальных проектов в большие молодежные инициативы.
В статье рассмотрен опыт взаимодействия и сотрудничества с регионом экономического факультета классического университета – опорного вуза региона. Поскольку задача современного экономической науки не только создание нового экономического знания, подготовка кадров, способных создавать и развивать новую экономику, взаимодействие региональных администраций и региональных образовательных учреждений может обеспечить необходимые гибкость и качество образовательной деятельности. Определены основные направления развития взаимодействия и сотрудничества экономического факультета классического университета с региональными органами государственной власти и управления в целях обеспечения необходимых темпов социально-экономического развития региона.