Архив статей журнала

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ (2024)
Выпуск: № 2 (10) (2024)
Авторы: Мурзина Ирина Яковлевна

Статья посвящена анализу феномена «региональный культурно-образовательный проект». Автор рассматривает региональный культурно-образовательный проект как системное целое, в котором объединены разнообразные активности, направленные на развитие региональной культурной идентичности и способствующие самоактуализации и творческому самовыражению его участников, и утверждает, что бо́льшую отдачу культурно-образовательные проекты приобретут, если будут опираться на понимание региональной культуры, осознавая закономерности ее развития и на этой основе определяя векторы реализации. Социокультурная значимость такого проекта состоит в развитии позитивной культурной идентичности детей и молодежи.

В статье систематизированы подпроекты, реализованные в Свердловской области в рамках регионального патриотического культурно-образовательного проекта «Мы – уральцы» (информационно-просветительские, образовательные, издательские), и определены перспективные векторы его дальнейшей реализации. Региональный культурно-просветительский проект «Мы – уральцы» автор относит к проектам патриотической направленности, т. к. в его основе лежит освоение геокультурного пространства через знакомство и приобщение к истории региона и внимание к его сегодняшнему существованию как условие формирования ценностного отношения к месту жительства.

Проект носит системный характер: он охватывает все уровни образования (от дошкольного образования – до профессионального, включая дополнительное образование и досуговые практики); обеспечивает единство урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; вовлекает в образовательное пространство сферы культуры, науки и производства.

Работа опирается на междисциплинарную методологию, позволяющую выявить взаимосвязь между различными элементами социокультурного контекста на основе аксиологического подхода. Опираясь на личный опыт научного руководства проектом, автор использует технологию кейс-метода, чтобы представить проект комплексно и системно.

Автор предлагает рассматривать региональный культурно-просветительский патриотический проект «Мы – уральцы!» как модельный, его идеи созвучны не только обозначенным в государственных документах задачам, стоящим перед образованием и обществом, но и целям регионального сообщества. В статье определяются перспективы его дальнейшей реализации. Чтобы повысить эффективность данной деятельности, необходимы не разрозненные усилия разных акторов регионального культурного поля, но их консолидация. Делается предположение, что впереди – создание новых коллабораций.

Сохранить в закладках
КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА (2024)
Выпуск: № 3 (11), Том 3 (2024)
Авторы: Бритвина Ирина Борисовна

Авторы статьи обосновывают актуальность анализа культурного потенциала такого направления внутреннего туризма, как сельский. Cельский туризм часто трактуется в узком смысле как отдых в сельской местности. Авторы считают, что этот вид туризма надо понимать более широко, учитывая как интересы потенциальной целевой аудитории, так и культурный потенциал традиционных особенностей сельского образа жизни, сельских видов деятельности, гастрономической специфики, а также этнокультурных артефактов и символов. Цель статьи: проанализировать культурный потенциал сельского туризма Свердловской области.

В основе анализа лежит ресурсный подход. Авторами были применены следующие методы сбора и анализа информации: кейс-анализ, опрос в форме онлайн-анкетирования жителей Свердловской области (N=450), анализ документов. Онлайн-опрос жителей Свердловской области показал, что половина из них не знают о проектах сельского туризма в своем регионе, в то время как они доступны массовому потребителю. Интересы и потребности потенциальных туристов региона связаны с предложениями на рынке сельского туризма. Большинство респондентов при выборе отдыха в сельской местности интересует культурно-познавательное направление (66 %), этнографическое направление вызывает отклик у 33 % опрошенных жителей Свердловской области. 62 % респондентов готовы провести в сельской местности 2-3 дня, а 26 % респондентов предпочли бы посвятить такому отдыху 10–14 дней. 60 % респондентов интересуются посещением местных достопримечательностей, занятие традиционными ремеслами заинтересовало бы половину опрошенных. В ранжировании интересов потенциальных туристов приготовление национальных блюд и участие в национальных праздниках занимают важное место в организации сельского отдыха.

Авторы проанализировали услуги, которые предоставляют в рамках сельского туризма три центра, расположенные в Свердловской области («Мариинские избы», «Никольская слобода», «Уральская пчелка»), и пришли к выводу, что все они в недостаточной степени используют культурный потенциал сельских территорий, где расположены.

Можно заключить, что в узком смысле сельский туризм – это отдых в сельской местности. В широком понимании сельский туризм – это отдых, включающий не только проживание, но и знакомство с природными, историко-культурными достопримечательностями, участие в повседневной или праздничной жизни села. Культурные возможности сельского туризма с точки зрения ресурсного подхода отвечают потребностям внутренних и внешних целевых аудиторий и имеют большой потенциал.

Сохранить в закладках