Архив статей журнала
Статья адресована руководителям учреждений образования, советникам по воспитательной работе, руководителям и педагогам детских театральных коллективов.
В статье рассматривается вопрос об истории становления школьного театра в мире и в России, о его основных целях и ценностях. Фиксируются основные исторические периоды интереса к школьному театру, называются имена его лидеров и исследователей, обсуждаются основные подходы к развитию школьного театра.
Школьный театр рассматривается как образовательный инструмент, пронизывающий все структуры школы: урок, внеурочную деятельность, проектные работы, общешкольные события.
Особое внимание уделено пониманию театра как целостной модели мира, в которой одинаково важную роль играют различные аспекты человеческой деятельности и профессии, но главное – умение договариваться между собой во имя общего творческого дела. Именно в этом качестве театр представляется универсальной образовательной моделью.
Также рассматривается вопрос об эстетике детского театра, которая определяется законами импровизации и детской игры, самостоятельным ученическим исследованием и творчеством. Этот подход противостоит подражанию взрослому театру и эксплуатации школьного театра в качестве презентационной площадки.
Стремительное развитие цифровых технологий трансформирует современное сценическое искусство, создавая потребность в специалистах на стыке творческих и технических профессий. Настоящее исследование посвящено проблематике подготовки специалистов в области аудиовизуальных технологий в сценографии.
Методологической базой исследования послужил опыт трехлетней разработки и внедрения авторского курса «Аудиовизуальные технологии в сценографии» в рамках реализации образовательной программы «Цифровое искусство». В основу методики положен междисциплинарный подход, интегрирующий цифровые технологии (компьютерную графику, светодиодные и проекционные системы), основы инженерного проектирования и художественно-постановочную деятельность. Исследование включало анализ требований работодателей, мониторинг технологических трендов в индустрии, изучение образовательных практик ведущих профильных вузов. Особое внимание уделялось формированию системы практико-ориентированного обучения через сотрудничество с театральными и концертными площадками.
Разработанная и внедренная методика показала положительные результаты в формировании профессиональных навыков. При этом очевидно, что реализация курса требует постоянной корректировки с учетом обратной связи от студентов и запросов театрально-концертных площадок. Проектный подход позволил сформировать навыки командной работы в условиях, приближенных к реальным постановкам. В результате студентами освоены базовые принципы работы с LED-системами, проекционным оборудованием и специализированным программным обеспечением, что подтверждается их практической работой в учебных проектах.
В ходе исследования выявлены ключевые проблемы внедрения подобных курсов: необходимость постоянного обновления материально-технической базы, сложность привлечения экспертов в учебный процесс, быстрое устаревание учебных материалов на фоне постоянного развития и обновления технологий. Решение обозначенных проблем видится в развитии партнерских отношений с индустрией, создании регулярной системы стажировок, интеграции в учебный процесс специалистов-практиков. Обоснована необходимость регулярной актуализации содержания курса с учетом появления новых технологий, таких как генеративные системы создания контента, интерактивные мультимедийные платформы и т. д. Результаты исследования могут быть использованы при разработке образовательных программ в области современных цифровых сценических технологий.