Предпринимается сравнительный анализ образовательной политики Нидерландов в Индонезии и Великобритании в Малайе в XIX–XX вв. в контексте постколониальных исследований. Цель статьи – выявление сходств и различий в образовательной политике двух колониальных администраций. Отмечается, что оба государства внедрили систему «двойного образования», создав параллельные образовательные системы: вестернизированную и локализованную, внедрив при этом повсеместно светские учебные программы и централизованное управление в образовании. Сравнение показывает, что голландские власти были более гибкими в языковой политике, тогда как британские ориентировались на более строгую языковую сегрегацию. Под влиянием стратегии «разделяй и властвуй» возникла сегрегированная школьная система для каждой большой этнической группы (параллельно с системой вестернизированных школ), что должно было препятствовать их объединению. Однако эта политика непреднамеренно способствовала модернизации, внедрению массового образования и женской грамотности. Более того, новая образовательная система впоследствии воспитала слой местных интеллектуалов, которые стали лидерами национально-освободительных движений. Образовательные реформы XIX–XX вв. заложили основу для диверсифицированных систем образования в современных Индонезии и Малайзии. Делается вывод о сложности колониальных процессов, в рамках которых образование служило «обоюдоострым мечом», одновременно укреплявшим систему колониального управления и стимулирующим модернизацию местных сообществ, результатом которой была борьба за национальную независимость.