Интеллектуальный капитал является приоритетным видом капитала. Управление интеллектуальным капиталом представлено как многоуровневая динамическая открытая система. Эта система включает человеческий, организационный и потребительский капиталы, которые следует рассматривать как подсистемы управления. Для исследования интеллектуального капитала предприятия использованы системный и программно-целевой подходы. В качестве критерия оптимальности достижения цели в процессе управления интеллектуальным капиталом предлагается аддитивная функция полезности. Разработан алгоритм и структурная схема управления интеллектуальным капиталом предприятия. Разработанный алгоритм управления интеллектуальным капиталом на базе его оценки с использованием функции полезности позволяет планировать, контролировать и регулировать состояние этой системы. Для оптимизации затрат ресурсов, связанных с достижением высокой эффективности интеллектуального капитала, осуществлена постановка задачи и предложена математическая модель «задача о рюкзаке». Предложенный подход к распределению средств на мероприятия, которые приближают реальное состояние системы управления интеллектуальным капиталом к плановому, дает возможность их оптимального использования.
В данной статье проведено исследование влияния интеллектуализации на управление потенциалом предприятий в цифровой среде. В результате исследования было установлено, что развитие потенциала предприятий через интеллектуализацию является одним из стратегических приоритетов в контексте устойчивого развития и перехода экономики к Индустрии 5.0. Интеллектуальные ресурсы, знания, технологии и инновации позволяют предприятиям повышать производительность, эффективно использовать ресурсы и оставаться конкурентоспособными в динамичной рыночной среде. Обосновано, что внедрение инноваций является достаточно весомым элементом общей системы управления, поскольку обеспечиваются успех, рост, долгосрочное развитие и поддержка конкурентных позиций. Обобщены мировые тенденции в использовании интеллектуального потенциала. Доказано, что интеллектуализация в цифровой среде открывает широкие перспективы для развития предприятий, однако требует четкой стратегии и готовности к изменениям.