Рассматривается задача разработки многодисциплинарного учебника. Приводится вариант анализа систем образования, сделанный с помощью схемы «9 окон» из Теории Решения Изобретательских Задач. Рассмотрены возможности и ограничения кросс-сенсорных систем. Обоснована необходимость изучения схематизации и других способов формализации, равно как и основ культуры и общежития различных социальных систем. В результате всё это может обеспечить приемлемый уровень ситуационной и когнитивной осведомлённости. На основе гипотезы о мультисенсорном характере образовательных сред будущего предлагается формат учебника, объединяющий формы комикса и лубка. Формат комикса используется для представления развития ситуации; формат лубка - для представления обобщённой панорамы изучаемой темы. Вариантами такой панорамы могут быть метафорические когнитивные карты, использующие универсальный язык графического искусства. Комикс может быть выполнен одновременно на нескольких языках. Тексты и иллюстрации могут быть подобраны в соответствии с различными вариантами психологического профиля учеников. Представленные форматы снабжены авторскими иллюстрациями. Предложенный формат учебника предполагается сделать на основе подхода «4К» (коллективный, когнитивный, конфигураторный, конвергентный) в когнитивной инфраструктуре ситуационного центра.
Проблема и цель. Авторы исследуют проблему повышения коммуникативной культуры будущих экономистов в условиях цифровой трансформации и взаимодействия с системами искусственного интеллекта. Цель статьи - выявить роль педагога-продюсера в организации педагогического взаимодействия в системе экономического образования (школа - вуз), а также оценить функции педагогического продюсирования, необходимые для повышения уровня коммуникативной культуры будущих экономистов в эпоху цифровизации. Методология. В качестве методологической основы исследования используется принцип Парето: 20 % педагогических ресурсов обеспечивают 80 % образовательного результата. В ходе исследования выполнен социологический опрос студентов и преподавателей Финансового университета при Правительстве РФ, Астраханского государственного университета, Государственного социально-гуманитарного университета (г. Коломна), школьников профильных классов (г. Омск).
Результаты. Результаты анализа эмпирических данных демонстрируют актуальность роли педагога-продюсера в системе экономического образования в эпоху цифровизации, а также позитивное отношение молодого поколения к перспективам внедрения искусственного интеллекта. Выделены функции педагогического продюсирования с учетом цифровой специфики современного экономического образования. Использование принципа Парето подтверждает, что владение функциями педагогического продюсирования (информационная, коммуникативная, организаторская) в системе экономического образования, составляющими около 20 % компонентного состава педагогических функций, определяет 80 % образовательного результата в части повышения уровня коммуникативной культуры будущих экономистов в условиях цифровизации.
Заключение. В заключении на основе анализа результатов исследования обобщаются функции педагогического продюсирования с учетом цифровой специфики современного экономического образования.