В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается Мьянма при формировании и укреплении национальной идентичности и достижении единства. В тексте постулируется, что противоречивый характер государственного строительства проистекает из семантической, эпистемологической и онтологической двусмысленности в согласовании концепта идентичности Мьянмы с западными определениями «нации», «государства» и «союза». Эти различия в идентичности и когнитивные диссонансы препятствуют разработке эффективной политики государственного строительства. На основе смешанного подхода и контент-анализа в тексте дается оценка Конституций Мьянмы 1947, 1974 и 2008 гг., а также политики и дискурсов как с позиции западных теорий, так и местного видения. Новизна исследования заключается в рассмотрении концептуальных различий понимания цивилизации с помощью текстов конституционного и политического характера. Посредством обращения к первичным и вторичным источникам исследование вносит важный вклад в понимание идентичности и концептуальных проблем, которые влияют на формирование национального самосознания. Это акцентирует важность лингвистических и семантических аспектов указанного процесса. Мьянма, лишенная чувства коллективной национальной идентичности, оказывается раздираема реальностью, при которой разные мультирасовые группы проживают на одной территории без общей коллективной идентичности. Это сосуществование преимущественно конструируется с точки зрения сохранения культуры и самобытности всех расовых групп, однако эффективной политики государственного строительства, основанной на принципах “коллективизма” и “единства”, не существует.
Статья посвящена малоизученным в отечественной исторической науке сюжетам, связанным с пониманием роли и места иммигрантов из Вест-Индии в современном мультирасовом обществе Великобритании. В статье представлен краткий исторический очерк, связанный с прибытием в Британию корабля «Эмпайр Виндраш» в 1948 г., символизировавшего начало массовой иммиграции в страну, а также анализ обсуждений в парламенте юбилейных мероприятий по случаю 70-летней годовщины этого события и общественно-политического скандала, возникшего накануне празднования. Особое внимание уделено прояснению дискуссионного в политическом дискурсе Соединенного Королевства вопроса, что стало реальной причиной резкого увеличения въезда в страну выходцев из колоний и обретших суверенный статус стран после Второй мировой войны. Также описан процесс урегулирования произошедшего скандала и проблемы выплаты денежной компенсации пострадавшим гражданам. В качестве источников выступают материалы дебатов обеих палат парламента, документы кабинета министров, статистика. Методами исследования послужили историко-генетический, сравнительный и структурно-функциональный анализ. В заключение сделаны выводы, что широкий общественный и политический резонанс юбилейных мероприятий и всех связанных с ними событий отразил сложность и многомерность проблемы интеграции мигрантов и рекомпозиции существующей модели национальной идентичности Великобритании, «выпадающим» элементом которой является отношение к колониальному и постколониальному прошлому страны. На фоне обсуждений в парламенте обозначился запрос разных этнических групп, в том числе представленных в политическом истэблишменте, на признание своего реального вклада в развитие Соединенного Королевства, формирование инклюзивной среды и мультирасового разнообразия. Обозначенные сюжеты проясняют особенности миграционной картины Великобритании и выводят на понимание фундаментальных вопросов о сущности британской идентичности
Массовое кино может выступать инструментом влияния на общественное сознание, апеллируя к общим ценностям и коллективной исторической памяти, и одновременно конструируя их, направляя в соответствующем целям политики русле. Отталкиваясь от существующего в литературе тезиса о том, что национальный кинематограф, как элемент общекультурного кода, может выступать в качестве фактора формирования и укрепления коллективной (социокультурной) идентичности, в настоящей статье авторы анализируют значение усилий Брюсселя по развитию собственной киноиндустрии в рамках конструирования коллективной идентичности Европейского союза. Авторы тестируют гипотезу о том, что для Евросоюза кинематограф выступает одним из способов конструирования своей идентичности через чувства сопричастности (или эмоциональной связи) жителей с объединением. Для этого авторы ставят перед собой цель выявить специфику механизма транслирования общих исторических и социальных нарративов в кинематографе Европейского союза. Методология исследования опирается на структуралистское понимание кинематографа (П. Уоллен, К. Мец). Авторы анализируют то, как на фоне образовавшегося на кинорынке в связи с «кризисом идей» в Голливудском кинематографе вакуума, Европейский союз наращивает институциональные усилия по поддержке и продвижению европейского кинематографа. Этот анализ вписан в более широкий социально-политический контекст роста популярности массового кинематографа как формы досуга в период пандемии, а также обострения украинского кризиса и начала специальной военной операции, актуализирующих задачу по укреплению коллективной идентичности Европейского союза. Авторы приходя к выводу, что в современных условиях Евросоюз уделяет повышенное внимание киноиндустрии с целью использовать кинематограф в качестве инструмента трансляции нарративов, идей и ценностей, необходимых как для решения ситуативных задач по консолидации общественного мнения по тому или иному политическому вопросу (примером может служить в определённой степени обозначившаяся в 2022 г. «милитаризация» кинорынка как реакция на начало специальной военной операции), так и для достижения долгосрочной цели по укреплению общей идентичности Евросоюза. Однако возможности долгосрочного влияния на общественное мнение через кинематограф носят ограниченный характер по причине его быстрого переключения на другие тренды в соответствии со зрительским запросом.