Исследование надписей Явы на древнеяванском, древнемалайском и санскрите продолжается уже более полутора столетий, но только в последние годы началось составление онлайн-каталога – перечня всех надписей островной Юго-Восточной Азии (проект Inventaris Daring Epigrafi Nusantara Kuno / IDENK), и онлайн-публикация транскрипций и переводов с текстологическим и историческим комментарием (в рамках проекта Domestication of ‘Hindu’ Asceticism and the Religious Making of South and Southeast Asia / DHARMA). Эпиграфическая команда Национального агентства исследований и инноваций (Badan Riset dan Inovasi Nasional/BRIN) и Французской школы Дальнего Востока (École française d’Extrême-Orient/EFEO) в 2022–2024 г. описала 331 объект для каталога IDENK и издала три каталога. В статье предлагается обзор наиболее существенных находок, меняющих представление об истории Явы. Арло Гриффитс предложил читать в надписи из Балекамбанг VII в. имя царя – Виджая, не известного ранее исследователям. Эстамп надписи, однако, содержит только знак i. Найденная в 2018 г. надпись Дисунух, по-видимому, представляет собой древнейший датированный текст на древнеяванском языке. Надпись на лингаме из Суру упоминает царя Варака и 45-й год – то ли его правления, то ли эры шака с пропуском сотен. Дата самой надписи 7xx, т. е. восьмой век эры шака. Надпись на статуе Ганеши из Карангреджо XII в. н. э. упоминает божественного предка Санджаю – основателя царства Матарам, что, вероятно, указывает на существование его культа на Восточной Яве в XII в. Предлагаемый индонезийскими учеными Вибово и Рахайю пересмотр даты надписи Пупус/Поджок, которая традиционно датируется 1022 г. эры шака/1100 г. н. э. и упоминает божественного предка Санджаю, несостоятелен. Шрифт надписи Пупус явно более поздний, чем письменность IX–X вв., грамматика текста указывает на XI в.
Несмотря на фундаментальное исследование алкогольной культуры Древней Явы, предпринятое Иржи Яклом в монографии Alcohol in Early Java , данные древнеяванской эпиграфики об алкогольных напитках остаются ещё не до конца изученными. До сих пор не составлен список древнеяванских надписей, упоминающих алкогольные напитки и их потребление. Данная статья содержит предварительный перечень упоминаний алкогольных напитков в древнеяванской эпиграфике. Основными источниками выступают древнеяванские надписи, опубликованные в различных каталогах, включая онлайн-издания. Все эти каталоги неполные, хотя онлайн-издания постепенно заполняются. Мне удалось найти десять древнеяванских надписей, которые упоминают алкогольные напитки и их потребление. Девять надписей относятся к периоду 901-939 гг. н.э. Текст десятой надписи - Ватукура А - представляет собой многослойную позднюю копию первоначального документа 902 г. н.э. Этот документ сначала скопировали в середине X в. н.э., а затем снова в середине XIV в. н.э. Такие предложения надписей, как maṅinum siddhū, ciñca, kilaṁ, tvak «пили пальмовое вино сидху, фруктовое вино чинча, вино из сахарного тростника и пальмовое вино» и parka ciñca tvak «мед(?), фруктовое вино чинча, пальмовое вино» датируются 929-930 гг. н.э. и, возможно, могут служить датировочным признаком, но это требует дальнейших исследований.