В статье рассматривается роль туристической индустрии в мировой экономике и её влияние на ВВП стран. Анализируются проблемы, требующие государственного регулирования и поддержки для устойчивого развития отрасли, включая вывод бизнеса из «серой зоны», стандартизацию услуг и развитие инфраструктуры. Особое внимание уделяется российскому опыту, демонстрирующему динамичный рост туристической отрасли и достижение целевых показателей национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Исследуются инструменты государственного управления конкурентоспособностью объектов туристической индустрии, включая правовые, финансово-экономические, маркетинговые, инфраструктурные, аналитические и образовательные меры. Предлагается трёхмерная матрица для выбора формы реструктуризации предприятия гостиничного хозяйства на основе критериев конкурентоспособности, стратегической значимости и прибыльности подразделений. Обосновывается важность экспертной оценки и комплексного подхода к управлению для обеспечения устойчивого развития и повышения конкурентоспособности туристической индустрии
Статья посвящена исследованию влияния внутренних регламентов контроля и аудита на эффективность государственного регулирования естественных монополий. Актуальность обусловлена ростом тарифной нагрузки при сохраняющейся непрозрачности затрат. Научная новизна – оценка связи между полнотой регламента контроля и динамикой тарифов в 2008-2023 гг. В работе описана трёхуровневая структура нормативного поля (международный, федеральный, корпоративный уровни), изучены практики идентификации естественных монополий, проанализированы модели ценообразования «затраты + инвестиционная надбавка» и «ценовой коридор». Особое внимание уделено тесту субаддитивности как инструменту раннего выявления завышенных расходов. Целью исследования стало обоснование управленческих решений, минимизирующих совокупные издержки при сохранении инвестиционной привлекательности отрасли. В заключении сформулированы предложения по унификации корпоративных регламентов, внедрению «аудиторской оговорки» в дивидендную политику и расширению договорных схем «конкуренция за рынок». Материал будет полезен научному сообществу, регуляторам и специалистам служб внутреннего аудита естественных монополий.
В статье представлена систематизация инструментов, повышающих результативность организационно-управленческих решений в сфере закупок высокотехнологичных компаний с государственным участием. В работе анализируются факторы, влияющие на снижение транзакционных издержек, такие как интеграция антикоррупционного мониторинга, цифровизация контрактных процедур и использование электронного документооборота. Особое внимание уделяется роли нормативно-технической документации и стандартизации, а также участию малого и среднего бизнеса (МСП) в госзакупках. Актуальность определяется усилением технологических санкций и требованием сокращать транзакционные издержки без ущерба качеству. Предлагаются меры поддержки, включая кредитно-гарантийные инструменты и автоматическое дробление лотов. Научная новизна заключается в комбинировании риск-ориентированного мониторинга с регистрационной фильтрацией корпоративных стандартов и внедрением показателя полной стоимости владения. В работе описаны цифровые механизмы антикоррупционного контроля, изучены пороговые условия эффективной конкуренции, определён эталонный набор KPI контрактной системы. Особое внимание уделено интеграции малых инновационных фирм в государственный заказ. Цель исследования состоит в разработке комплексного решения, обеспечивающего повышение эффективности организации и управления закупками высокотехнологичных экономических субъектов с государственным участием. Основные результаты исследования нацелены на аудиторию специалистов контрактных служб, государственных регуляторов и исследователей, изучающих управление закупками и развитие экономики инноваций.
Современный многополярный мир, подверженный экономическим и финансовым кризисам, требует создания новой модели взаимодействия и сотрудничества. Цели и приоритеты развития экономических систем на уровне государств и регионов в последнее время претерпевают большие изменения. Под руководством Президента Российской Федерации (далее – РФ) В. В. Путина планы развития субъектов РФ постоянно пересматриваются в зависимости от сложившейся в регионе ситуации. В сфере современной региональной политики становится все более актуальной задача обеспечения устойчивого развития экономических систем территории. Органы государственного управления, научное и экспертное сообщества уделяют все большее внимание проблемам государственной региональной политики и ее составной части – региональной экономической политике, которая должна обеспечивать взаимосвязь региональных приоритетов страны с разрабатываемыми на уровне субъектов концепциями, долгосрочными стратегиями и среднесрочными программами социально-экономического развития. Формирование эффективных механизмов реализации экономической политики РФ на различных уровнях власти требует особого внимания. Недостаточная четкость целей государственной политики в отдельных субъектах затрудняет определение стратегических приоритетов развития и снижает эффективность прогнозов. В связи с этим исследование процессов регионального социально-экономического развития в современной России является актуальным как в теоретическом, так и практическом плане и обусловливает необходимость совершенствования научного обеспечения механизмов формирования и реализации современной эффективной региональной экономической политики. Требуется усиленная работа над ее адаптацией с целью формирования долгосрочных программ социально-экономического развития страны. Базисный тезис исследования заключается в том, что центром формирования эффективной экономики РФ на любом этапе ее развития являются регионы. Целью исследования выступают развитие теоретических основ формирования региональной экономической политики субъектов РФ и разработка практических рекомендаций по повышению эффективности ее реализации в современных условиях.
Актуальность анализа цифровой зрелости регионов обусловлена стремлением страны к трансформации в соответствии с концепцией цифровой экономики. В статье представлен подход, позволяющий оценить и сравнить уровни цифровой зрелости различных субъектов России. В процессе оценки используется множество показателей, включающих как инфраструктурные аспекты (доступность и качество интернета, уровень развития телекоммуникаций), так и социальные (степень освоения цифровых навыков населением, интеграция цифровых технологий в образовательный процесс и бизнес). Методология оценки базируется на сборе и анализе статистических данных, опросах экспертов и населения, а также на изучении лучших практик цифровизации на региональном уровне. В статье описаны критерии отбора, используемые для классификации и ранжирования регионов по уровню их цифровой зрелости. Важной частью исследования является анализ проблем, с которыми сталкиваются регионы на пути к цифровой зрелости. В статье обсуждаются барьеры, такие как недостаточное финансирование, отсутствие квалифицированных кадров, недоразвитость инфраструктуры и низкий уровень цифровой грамотности населения. На основе данного анализа формируются рекомендации для ускорения процесса цифровизации регионов и повышения их цифровой зрелости. Результаты исследования предлагают практические решения и пути оптимизации региональных политик, способствующие повышению качества жизни в регионах и обеспечивающие переход к инновационной модели экономики.