Публикации автора

Роль партизан и подпольщиков Ростовской области в спасении гражданского населения региона от угона на принудительные работы в Германию в годы Великой Отечественной войны (2024)

Введение. В настоящее время актуальной научной проблемой является комплексное исследование системного геноцида мирного населения, осуществлявшегося нацистской администрацией на оккупированных территориях СССР. В правовом измерении подобная деятельность связана с различными факторами, в том числе и с насильственным перемещением советских граждан на принудительные работы в Германию. В контексте указанного обстоятельства значительный интерес представляет интегрированная реконструкция внутреннего противодействия репрессивным практикам нацистских властей, осуществляемая подпольными организациями и партизанскими отрядами.

Материалы и методы. В предлагаемой статье вооруженное сопротивление насильственной релокации гражданского населения на оккупированной территории Ростовской области исследуется на основе документальных источников, содержащихся в региональных архивах и выявленных в рамках эвристической работы авторского коллектива. Историческая реконструкция опирается не только на объективные результаты источниковедческого анализа, но и на концептуальный фундамент, сформированный предшествующей историографической традицией.

Анализ. Значительный эмпирический материал, извлеченный из дифференцированных источников, качественно иллюстрирует авторские выводы, согласно которым активные действия подпольных организаций и партизанских отрядов помогли значительному числу местных жителей избежать принудительной депортации в Германии. Вооруженное сопротивление преступным действиям нацистских оккупационных властей опиралось на широкую поддержку гражданского населения, обусловившую высокую эффективность практических действий таганрогских партизан и подпольщиков в сложных природных и социальных условиях.

Результаты. Значимую роль в системном предотвращении насильственного перемещения донских жителей в Германию сыграли как добровольные помощники подпольных организаций, так и непосредственные участники боевых групп, умело внедренные в управленческие структуры немецкой администрации.

Издание: ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: Том 11, № 1 (2024)
Автор(ы): АГЕЕВА ВАЛЕНТИНА АНАТОЛЬЕВНА, Трапш Николай Алексеевич, Жбанникова Марина Исматовна
Сохранить в закладках
ВОССТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАЛИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСЛЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ В 1943-1945 ГОДАХ (2023)

В статье выделяются особенности восстановления системы школьного образования Сталинградской области в 1943-1945 гг. в рамках решения следующих задач: обобщение ресурсов возрождения областной школьной сети, имеющих материальную и нематериальную природу, характеристика источников ее комплектования учительскими кадрами и выделение причин, влияющих на успешность организации всеобщего обучения в регионе на заключительном этапе войны. Методологической основой исследования стали принципы историзма, объективности и системности в освещении материала. Исследование показало, что задача строительства школ, обеспечения их оборудованием и учебными принадлежностями решалась преимущественно за счет местных резервов и шефской помощи от областей РСФСР и республик СССР. Одним из наиболее эффективных направлений использования местного трудового потенциала стал метод народной стройки. Особенно сложно и неоднозначно в регионе решался вопрос формирования педагогических коллективов учебных заведений. Одним из источников формирования учительских кадров стала возрождающаяся одновременно со школьной системой образования сеть педагогических вузов Сталинградской области. Основной кузницей учительских кадров стали краткосрочные курсы из старшеклассников и служащих на базе институтов усовершенствования учителей. В восстановительный период возрастает роль школы в решении повседневных проблем обучающихся, от успешного выполнения которой напрямую зависела посещаемость школьниками учебных заведений. В итоге в 1943-1945 гг. были заложены основы дальнейшего продуктивного развития школьного образования Сталинградской области в послевоенные годы.


Издание: ВЕСТНИК ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 4: ИСТОРИЯ. РЕГИОНОВЕДЕНИЕ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Выпуск: Т. 28 № 1 (2023)
Автор(ы): АГЕЕВА ВАЛЕНТИНА АНАТОЛЬЕВНА
Сохранить в закладках