Актуальность исследования связана с высокой потребностью в достижении энергосбережения и повышении энергоэффективности. Ведущее место в удовлетворении этой потребности занимает энергосервисный контракт, который является одной из форм неклассического государственно-частного партнерства (далее – ГЧП), активно используемой в нашей стране наряду с концессионным соглашением и соглашением о ГЧП. Также энергосервисный контракт играет ключевую роль в снижении энергетических расходов и достижении энергоэкономии бюджетной и коммерческой сферы зарубежных стран. В силу этого требуется рассмотрение зарубежной и российской практики применения энергосервисного контракта с выделением общих и отличительных характеристик и определением перспективных направлений ее развития в нашей стране. Основными результатами данного исследования выступают выявление и раскрытие особенностей использования энергосервисного контракта в США, европейских странах и России с разграничением общего и различий в функционировании мирового и российского рынков энергосервиса; представление ключевых тенденций и направлений дальнейшего развития отечественной практики применения энергосервисного контракта. Теоретическая значимость исследования заключается в развитии научных основ применения энергосервисного контракта, а практическая значимость – в определении путей развития отечественного энергосервиса и разработке рекомендаций по его совершенствованию.
Цель. Исследование специфических особенностей, клюства (далее – ГЧП) в транспортной сфере России на современном этапе развития.
Процедура и методы. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания экономических процессов и явлений, в частности, метод анализа (способствовал выявлению результатов реализации транспортных проектов на современном рынке ГЧП), метод синтеза (обеспечил объединение в единое целое специфических особенностей транспортных проектов ГЧП), метод экспертной оценки (содействовал предложению мер по решению актуальных проблем реализации транспортных проектов ГЧП), логические методы (способствовали определению перспектив развития ГЧП в транспортной сфере России).
Результаты. Выявлены и систематизированы особенности и ключевые показатели реализации транспортных проектов ГЧП. Выделены актуальные проблемы и направления поступательного развития ГЧП в транспортной сфере России.
Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость заключается в развитии научных основ применения ГЧП в транспортной сфере. Практическая значимость связана с возможностью использования полученных результатов при принятии решений по обеспечению эффективной реализации транспортных проектов ГЧП в России.
Цель исследования - раскрытие сущностного содержания и анализ российской практики применения специального инвестиционного контракта (далее - СПИК) как перспективной формы партнерства государства и бизнеса в промышленности. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания экономических процессов и явлений, в частности, метод анализа (способствовал выявлению результатов применения СПИК в российской промышленности), метод синтеза (обеспечил объединение в единое целое сущностных характеристик СПИК), метод экспертной оценки (содействовал предложению мер по развитию отечественной практики применения СПИК), логические методы (способствовали определению актуальных проблем применения СПИК в российской промышленности). Основные результаты исследования: выявлены и систематизированы особенности и ключевые показатели применения СПИК в отечественной промышленности; выделены актуальные проблемы и направления поступательного развития СПИК в России. Теоретическая значимость исследования заключается в развитии научных основ применения СПИК на современном этапе развития. Практическая значимость исследования связана с возможностью использования полученных результатов при принятии решений по обеспечению эффективного развития российской промышленности на основе СПИК.