В публикации особое внимание обращено на важность и давно назревшую необходимость более детального изучения историко-юридической терминологии, ревизии ее этимологии и семантики, правового значения с использованием всевозможных методологических конструкций, что, в свою очередь, может существенно расширить научное представление о правовой жизни прошлых поколений, стать ключом к познанию тонкостей их юридического быта, правосознания и многих других важнейших аспектов бытия. В работе нашли отражение идеи многоаспектного исследования российской государственности и культуры, которое уже много лет проводится автором. Особо подчеркивается, что изучение юридической терминологии периода средневековой Руси не должно осуществляться в отрыве от духовных традиций и обычаев и главным образом религиозно-философских устоев русского народа, которые были определяющими в сфере развития общества, государств и права. Используя обширный исследовательский материал, автор предпринимает попытку переосмыслить вопросы генезиса средневекового уголовного права. В дореволюционной, советской и постсоветской историко-юридической науке сформировалось сугубо узкое представление о понятии «душегубство» как о составе преступления против жизни в виде умышленного причинения смерти. В русских памятниках права периода Средневековья содержатся сведения, указывающие на то, что этим термином обозначался достаточно широкий спектр проступков и преступлений — как против жизни православных христиан, так и против их здоровья, благочиния, религии и т.д.
В статье рассматриваются значимость, ценность, информативность саги как источника познания важнейших средневековых правовых обычаев исландского общества в области раздела наследственного имущества, привлечения к юридической ответственности и т.д. Целью исследования является выявление особенностей саг как источника познания обычного права, уровня развития правосознания, правовой культуры в обществе эпохи викингов, и что не менее важно - практики решения имущественных и межличностных споров между его представителями. Автор подчеркивает, что исландские саги до сих пор не оценены в отечественной историко-юридической науке по достоинству и на сегодняшний день остаются практически мало востребованными источниками. Методологию исследования составляют всеобщие методы науки: диалектика, метафизика, общенаучные: анализ, синтез, индукция, дедукция, в числе специальных методов: исторический, а также частноправовые методы: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический.