Статья посвящена роли русского населения в социокультурной интеграции Северного Кавказа. Снижающийся социокультурный статус и отрицательная миграционно-демографическая динамика русского населения Северного Кавказа оказывают негативное влияние на дальнейшее развитие региона. Увеличиваются риски снижения роли российской культуры, ослабления ментальной основы российской социокультурной идентичности. На основе социологического анализа интеграционных процессов в регионе выделено социокультурное значение русских как носителей базовых институтов российской культуры и государственности в процессе советской и постсоветской модернизации. Раскрыты основные причины оттока русского населения в 1980-1990-егг. и продолжающегося в настоящее время уменьшения его численности. На основе социологического опроса определена позитивная оценка молодёжью вклада русского населения в модернизацию Северного Кавказа, её положительные представления о базовых чертах национального характера русских, проживающих на Северном Кавказе, высокая степень интеграции молодых людей вокруг основных социокультурных символов общероссийской идентичности. По мнению респондентов, основными причинами оттока русских из региона являются отсутствие перспектив для развития и самореализации, бедность и безработица, клановость и коррупция. Снижение численности русского населения не воспринимается большей частью молодёжи как значимая проблема. Была выявлена высокая степень совпадения позитивных оценок респондентами различных этнических групп вклада русского населения в развитие Северного Кавказа, установлена значительная степень совпадения самоописания коммуникативных этнических характеристик русских респондентов и их восприятия респондентами из числа северокавказских народов. Результаты исследования подтверждают устойчивую тенденцию к укреплению межэтнической интеграции среди молодёжи северокавказского региона.
В полиэтничных регионах, к которым относится Северный Кавказ и Юг России в целом, снижение рисков конфликта идентичности является приоритетной задачей государственного управления. Объектом такой политики в первую очередь выступает молодежь региона, из рядов которой рекрутируются активисты протестных акций. Эта ситуация обусловливает не- обходимость мониторинга социального самочувствия молодежи в контексте сочетания обще- российской и этноконфессиональной идентичностей. Цель исследования ‒ выявление конфликтогенных рисков, возникающих в процессе социокультурного взаимодействия в полиэтничных молодежных сообществах фронтирных регионов.
Материалы и методы. Эмпирической базой исследования состояния социальной идентичности молодежи Северного Кавказа стали результаты опросов, проведенных авторами в марте – апреле 2022 и 2023 гг. среди студентов региональных вузов. Предполагалось, что обострение геополитической ситуации и специальная военная операция выступили триггером трансформации социальной идентичности молодых людей, которая имеет разную траекторию у групп молодежи, представляющей народы Северного Кавказа и русских, проживающих в регионе. Эмоциональная оценка близости с сообществами разного таксономического ряда позволила установить значимость общероссийской идентичности в сравнении с этнической, региональной и конфессиональной.
Результаты исследования. Сравнительный анализ собранного материала свидетельствует о том, что наиболее значимыми консолидирующими ценностями и символами, объединяющими молодежь региона, стали общие государство и государственная символика. По выбору этих ценностей, а также ценностей российской культуры и общего исторического прошлого молодежь, относящая себя к народам Северного Кавказа, приблизилась к ценностному профилю русской молодежи региона. Выявлено, что в сознании русской молодежи отмечается рост социокультурных ценностей, значимость которых в их представлениях приблизилась к общероссийским гражданско-политическим ценностям. Сохраняется тенденция, направленная на социокультурную интеграцию и стирание этнокультурных различий у молодежи рассматриваемых групп.
Обсуждение и заключение. Общероссийская и этническая идентичности у молодых людей, проживающих в регионе, выступают взаимодополняющими, а не конкурирующими. Вызовы, с которыми сталкивается страна, рассматриваются ими как личностные и социально значимые. Эта тенденция становится значимым фактором, снижающим конфликтогенные риски этнокультурных оснований идентичности в молодежных сообществах Северного Кавказа. Полученные результаты внесут вклад в понимание социокультурных угроз и рисков конфликтности в полиэтничных молодежных сообществах фронтирных регионов, будут полезны научному сообществу и органам государственного управления.