Цель. Целью данной статьи является: показать актуальность оценивания технического уровня БЛА в целом, выявить и отразить особенности проблемы оценивания технического уровня (ТУ) на этапе эксплуатации. Методы. При формировании материалов статьи используется метод системного анализа. Результаты. Показана роль оценки ТУ разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов (БЛА) как индикатора их технического совершенства, представлены состояние, методология и результаты оценивания ТУ БЛА на всех этапах жизненного цикла, основные направления развития БЛА, выявлены особенности оценивания ТУ БЛА на этапе проектирования с целью поддержания требуемого уровня на этапе эксплуатации. Выводы. Предложены рекомендации по структурированию показателей, отражающих стабильность и развитие БЛА. Подбор модулей под требования, предъявляемые к показателям развития, позволит поддерживать надлежащий технический уровень БЛА на этапе эксплуатации.
В работе продолжается обсуждение проблемы «Значимость тектологии А. А. Богданова для современной теории систем и ее приложений», поставленной в докладе Г. Б. Клейнера «Новый взгляд на социально-экономическое пространство: организационно-управленческая модель А. Богданова» на XXVI Международной научно-практической конференции «Системный анализ в проектировании и управлении». Статья посвящена исследованию условий реализации «сознательно-товарищеских» начал организационно-управленческой модели А. Богданова. Обсуждаются трудности в реализации «сознательно-товарищеских» начал в современном обществе с многоукладной экономикой. Излагается модель системы, применимая для моделирования организационного управления любой степени общности в пространстве и во времени. Проекция пространственной модели на ось времени позволяет использовать прошлое для более полного анализа текущего состояния системы и предсказывать ее будущее. Подчеркивается, что в идее «сознательного сотрудничества» определяющим звеном является человек, его личностные качества. Обсуждаются препятствия в воспитании социально-ориентированной личности. Указывается на преобладание в человеке животного начала в критические периоды развития общества. Обсуждаются проблемы воспитания гармоничной личности и препятствующие этому факторы. К недостаткам отечественного воспитания относится некритичное заимствование текущих знаний мирового сообщества без учета их историзма, что влияет на потерю национальной идентичности и оригинальности национального развития. Другим недостатком является узкая специализация работников, не способствующая развитию сложносистемного мышления. Перечисляются условия возникновения товарищеских отношений в трудовом коллективе. Высказывается мнение об их невысокой зависимости от уклада экономики и конечности во времени.