В исследовании на основе анализа научных источников и авторской практики рассматривается развод как психологический феномен. Определяется деструктивная роль разводов в социально-психологическом неблагополучии мужа, жены и детей, особенно при вовлечении в разводной конфликт детей, других родственников, посторонних лиц.
Раскрываются многочисленные объективные и субъективные, социально демографические и психологические причины расторжения брака.
Обращается внимание на зависимость устойчивости брака от реакции супругов на возникающую перед семьей проблему, от количества добрачных партнеров у женщины и на роль семейного сценария супругов в возникновении развода.
Высказывается мысль о необходимости исследовать не только причины, но и условия развода, способствующие расторжению брака и затрудняющие его.
Анализируются особенности эмоциональной и мотивационной сфер личности разводящихся супругов, их сексуально-брачное поведение до и после развода.
В частности, указывается на нарастание внутрибрачного взаимного отчуждения супругов как фактора, способствующего разводу; возникновение у сторон развода длительного негативного отношения к противоположному полу после расторжения брака, а также крайне неблагоприятного положения и эмоционального состояния у родителя, в результате развода лишенного возможности воспитывать детей, которое может проявляться в послеразводной беспомощности как свойстве личности и психологической дезадаптации.
Показываются различия в отношении к распаду семьи у мужчин и женщин, а также в постразводном поведении у инициатора и жертвы развода.
Высказана мысль о необходимости не только дифференцировать инициатора развода и его «жертву», но и выделять виновника развода - супруга, по чьей непосредственной вине произошло расторжение брака вне зависимости от авторства заявления о разводе.
В статье рассматриваются особенности агрессивности как свойства личности и саморегуляции подростков.
Представлена характеристика саморегуляции как функции самосознания, способствующей самореализации человека, достижению целей, которые он перед собой ставит.
Авторы обращают внимание на такие составляющие процессуальной стороны саморегуляции, как планирование, моделирование, программирование и оценивание, функциональное взаимодействие которых позволяет субъекту деятельности в полной мере реализовать собственную активность через осмысленную и управляемую деятельность, и на ее содержательную сторону, которая проявляется на собственно личностном, деятельностном, и психофизиологическом уровнях.
Раскрыто понимание агрессивности как свойства личности, под которым понимается устойчивая склонность к проявлению агрессии в поведении, враждебное восприятие других людей и различные ситуации, сопряженные с агрессией эмоции (ярость, гнев, раздражение и т. д.) и паттерны поведения, а также игнорирование социальных, моральных, нравственных норм.
Подчеркнута необходимость развития саморегуляции и снижения агрессивности в подростковом возрасте. Описаны результаты эмпирического исследования особенностей саморегуляции подростков и проявлений ими агрессии.
Они доказывают предположение о том, что сформированность саморегуляции определенным образом соотносится с выраженностью агрессивных проявлений: способность к проявлению волевых усилий в различных ситуациях, осознанному и произвольному планированию своих действий приводят к меньшей выраженности физической, вербальной и косвенной агрессии и таких ее проявлений, как агрессивность, враждебность, негативизм, обида, подозрительность, раздражительность и чувство вины.
Результаты проведенного эмпирического исследования могут быть положены в основу осуществления коррекционной работы по развитию волевой саморегуляции в подростковом возрасте.