Публикации автора

О ДАТИРОВКЕ ПУБЛИКАЦИИ «ИСЭ МОНОГАТАРИ» В ПЕРЕВОДЕ Н. И. КОНРАДА (2025)

В настоящей статье представлены результаты исследования, посвященного уточнению даты первой публикации памятника художественной литературы Японии - повести «Исэ моногатари» (Х в.) - на русском языке в переводе Н. И. Конрада для издательства «Всемирная литература». Материалом для исследования послужили различные версии перевода, изданные в 1920-х гг. как в сборниках, так и в качестве отдельного издания, а также оригинальный текст произведения 1912 г. издания. Распространенным в научной среде является представление о том, что первая публикация увидела свет в 1921 г., хотя оно не имеет под собой достаточного научного обоснования. Применяя биографический, культурно-исторический, сравнительно-исторический методы исследования, а также выполняя сопоставительный анализ текстов перевода, авторы приходят к выводу, что работа над переводом была с большой долей вероятности начата в середине 1922 г., фрагменты перевода были опубликованы в начале 1923 г., отдельным изданием повесть вышла осенью 1923 г. Этот перевод стал началом продуктивного «петроградско-ленинградского» периода работы Н. И. Конрада, во время которого были заложены основы отечественного японоведения и сформированы принципы школы художественного перевода с японского языка на русский.

Издание: ВЕСТНИК НИЖЕГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н. А. ДОБРОЛЮБОВА
Выпуск: № 2 (70) (2025)
Автор(ы): Кострова Маргарита Александровна, Лобков Александр Евгеньевич
Сохранить в закладках
Особенности интеллектуального развития у старшеклассников с разным уровнем временной перспективы (2024)

Введение. В настоящее время проблема построения молодыми людьми плана своего развития и оценки перспектив в выборе жизненного пути отечественной психологией практически не изучена. В данном исследовании выявлены различия уровня развития познавательных психических процессов, общего уровня интеллектуального развития у старшеклассников с различным характеристиками временной перспективы; взаимосвязи между уровнем интеллектуального развития, успеваемостью
старшеклассников и особенностями их временной перспективы.

Материалы и методы. В ходе психологического обследования были использованы следующие психодиагностические методики: «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо в адаптации А. Сырцовой, Е. Т. Соколовой и О. В. Митиной; КР-3-85 Б. М. Кулагина и М. М. Решетникова. Исследование проводилось на базе общеобразовательных учреждений Гатчинского муниципального района Ленинградской области. В исследовании приняли участие 192 обучающихся старших классов общеобразовательных
учреждений Гатчинского муниципального района, из них 126 девушек и 66 юношей в возрасте 15–18 лет.

Результаты. В результате исследования были выявлены различия уровня развития познавательных психических процессов, общего уровня интеллектуального развития у старшеклассников с различным уровнем временной перспективы, также обнаружены взаимосвязи между уровнем интеллектуального развития, успеваемостью старшеклассников и особенностями их временной перспективы.

Обсуждение и выводы. Проведенное исследование позволило установить, что между характеристиками развития психических познавательных процессов и характеристиками временной перспективы существует определенная взаимосвязь. Выявленные закономерности позволяют говорить о том, что чем выше уровень интеллектуального развития, тем больше выражена ориентация на будущее. Особое место в структуре связей между психическими познавательными процессами и характеристиками временной перспективы современных подростков занимают характеристики развития памяти.

Издание: ВЕСТНИК ЛЕНИНГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. А.С. ПУШКИНА
Выпуск: 4 (2024)
Автор(ы): Маклаков Анатолий Геннадьевич, Кострова Маргарита Александровна
Сохранить в закладках