Цель исследования: на примерах клинических наблюдений описать ультразвуковую картину газа в системе воротной вены и интрамурального газа в полых органах при различных патологиях, как связанных с некрозом стенки кишечника, так и являющихся следствием различных транзиторных состояний.
Материал и методы. В период с 01.06 по 09.11.2024 на базе ГБУЗ “ГКБ имени С. С. Юдина ДЗ города Москвы” у 16 пациентов были выявлены ультразвуковые признаки наличия газа в системе воротной вены. Всех пациентов с газом в воротной вене объединяло тяжелое общее состояние. Все проходили лечение в условиях отделения реанимации и интенсивной терапии, гемодинамика была нестабильная и требовала вазопрессорной терапии.
В статье представлены наиболее показательные клинические примеры выявленного газа в системе воротной вены, серия из 16 наблюдений.
Результаты. На клинических примерах было отмечено, что накопление газа в воротной вене не всегда является следствием некроза стенки кишечника и может быть результатом транзиторных состояний.
Заключение. Ультразвуковая диагностика позволяет определить наличие газа в системе воротной вены, стенках полых органов. Наличие газа в системе воротной вены при ультразвуковом исследовании нельзя трактовать как проявление одного конкретного заболевания, так как данный симптом может быть проявлением различных состояний и носит транзиторный характер. Решение о дальнейшей лечебно-диагностической тактике при выявлении интрамурального газа и газа в воротной вене необходимо принимать с учетом клинико-лабораторных данных.
Цель. Оценка непосредственных результатов энуклеации и резекционных вмешательств при нейроэндокринных опухолях поджелудочной железы G1–G2.
Материал и методы. В исследование включен 171 пациент с нейроэндокринными опухолями поджелудочной железы G1–G2. Панкреатодуоденальная резекция выполнена 25 больным, дистальная резекция – 60, энуклеация – 86.
Результаты. В цефалоцервикальном сегменте поджелудочной железы нейроэндокринные опухоли выявлены у 79 пациентов. Энуклеация опухоли выполнена в 54 наблюдениях, панкреатодуоденальная резекция – в 25. Осложнения после энуклеации развились у 22 (40,7%) пациентов, умер 1; после панкреатодуоденальной резекции осложнения выявлены у 9 (36%) больных, умер 1. В корпорокаудальном сегменте нейроэндокринные опухоли локализовались у 92 человек. Энуклеация выполнена в 32 наблюдениях, дистальная резекция поджелудочной железы – в 60. Осложнения после энуклеации отмечены у 5 (15,6%) пациентов, после дистальной резекции – у 27 (45,5%).
Заключение. При высокодифференцированных нейроэндокринных опухолях возможно выполнение энуклеации опухоли. Объем операции определяется размером опухоли, локализацией относительно протока поджелудочной железы, а также личным решением хирурга.
В работе двухстадийным методом получен композиционный материал на основе волокон твердого углерода, модифицированных нанолистами дисульфида молибдена. Твердый углерод, используемый в качестве основы, получен термообработкой вискозы при 810 °С. Осаждение на волокнах наночастиц MoS2 выполнено гидротермальным способом. Структура и состав композита установлены с использованием методов рентгеновской дифракции, малоуглового рентгеновского рассеяния, спектроскопии комбинационного рассеяния света, сканирующей электронной микроскопии, энергодисперсионной спектроскопии, спектрофотометрии и рентгеновской фотоэлектронной спектроскопии. Исследованы электрохимические характеристики композита как анодного материала для натрий-ионных аккумуляторов. Обнаружено, что за счет эффекта синергизма композиционный материал обладает преимуществами над твердым углеродом и нанокристаллическим MoS2 в отдельности. По сравнению с твердым углеродом композит демонстрирует более высокие значения удельной емкости, в том числе при высоких плотностях тока. Так, при 1000 и 2000 мА/г композиционный материал показал удельную емкость 139 и 84 мА·ч/г, тогда как твердый углерод при тех же плотностях тока обеспечивает только 73 и 45 мА·ч/г. По отношению к MoS2 композит демонстрирует лучшую циклируемость. Для MoS2 наблюдается деградация энергозапасающих свойств уже после 90 цикла. Композиционный материал, напротив, сохраняет стабильность даже на 150 цикле с емкостью 204 мА·ч/г при 200 мА/г.