Введение. В статье рассматривается «Краткий очерк административного устройства астраханских калмыков» Ивана Черкасова. Исследуются проблема авторства произведения и содержание очерка, в котором нашли отражение основные этапы калмыцкой истории и особенности государственного управления по правилам управления калмыцким народом 1825, 1834 и 1847 гг. Результаты. Проблема авторства «Краткого очерка административного устройства астраханских калмыков» заключается в том, что в каталогах государственных библиотек Российской Федерации автором указывается барон И. А. Черкасов, который жил в XVIII в. Однако анализ текста очерка и ссылок на источники, литературу, указанную в нем, позволяет утверждать, что автор был современником XIX в. В этой связи в статье выдвигается предположение о том, что автором является астраханский историк XIX в. И. Г. Черкасов. Описание основных этапов калмыцкой истории в очерке отражает линию официально-охранительного направления, когда действия российской администрации поддерживались, а вина за негативные моменты в русско-калмыцких отношениях возлагалась на калмыков. Вместе с тем данный источник не пытается сгладить острые углы русско-калмыцких отношений, а показывает сложный путь обретения калмыками подданства России. Выводы. Поскольку материалы очерка были изданы первоначально в виде статей в местных «Астраханских губернских ведомостях», то следует предположить, что они прошли цензуру и в целом отражают официальную трактовку исторических событий. Вместе с тем отдельные события и версии событий, указываемых в Кратком очерке, являются не точными или же дискуссионными с точки зрения последующего развития историографии. Несмотря на некоторые неточности, в отдельных аспектах описания калмыцкой истории в очерке имеются важные, по нашему мнению, выводы, нуждающиеся в дальнейшем исследовании со стороны отечественной историографии. Заслуживают исследовательского внимания отдельные утверждения автора очерка в изучении административного управления астраханскими калмыками на основе правил 1825, 1834 и 1847 гг. В целом данный очерк действительно, как и указано в его заглавии, видится извлечением, частью более обширного труда — рукописной истории Астраханского края.
В настоящей статье рассматривается религиозный вопрос во взаимосвязи с проблемой народного образования в Киргизской Внутренней орде во второй половине XIX в. Неизбежное внедрение русских школ, олицетворявших гражданскую модель образования, привело к конкуренции исламского и гражданского образования. Исламское образование в Казахской степи изначально основывалось на деятельности татарских мулл. На примере документа комиссии Ф. К. Гирса 1873 г. и сведений, отраженных в публикациях дореволюционных исследователей А. Е. Алекторова и А. Н. Харузина о школьном образовании и религиозной жизни во Внутренней орде, показано, что с течением времени татарское влияние было признано имперскими властями нежелательным и противоречащим целям развития гражданственности у казахов, единения с русским этносом, построения единой гражданской нации. В этой связи стали выдвигаться проекты определенных ограничительных мер в отношении «татарского образования», а также протекционизм в торговой сфере. Вместе с тем, как представляется, в историческом развитии Внутренней Киргизской орды видны две противоречивые тенденции: с одной стороны, начало распространения европейского образования со строительством школ с преподаванием на русском языке, а с другой – усиленное внедрение ислама в повседневную жизнь казахов Джангер-ханом. Сфера образования нуждалась в постоянной заботе со стороны государства и местных властей в целях проведения эффективной аккультурационной политики среди кочевых инородцев. Одна из мер виделась в увеличении правительственных школ на русском языке с включением в программу изучения родного казахского языка и магометанского учения.