Туризм в Российской Федерации в настоящее время динамично развивающаяся отрасль, обладающая высоким мультипликативным эффектом, обеспечивая загрузку и смежных отраслей экономики. Существует огромное количество различных туристических направлений, перечень которых постоянно расширяется, учитывая потребительские предпочтения населения. В статье представлены теоретические и практические аспекты проведения анкетирования в сфере туризма. Рассмотрены основные этапы проведения опроса: составление анкеты, проведение анкетирования, обработка полученных результатов. Проведенное анкетирование позволило определить пол, возраст туристов, их уровень доходов и средних размер суточных расходов во время туристической поездки; способы организации отдыха; наиболее привлекательные направления для отдыха и его продолжительность. Также туристы выделили препятствия и ограничения, с которыми столкнулись во время туристической поездки по региону. Полученная информация полезна как для представителей реального сектора экономики (туроператоров, турагентов и др.), так и для специалистов республиканских органов исполнительной власти, в том числе для выявления приоритетных направлений и определения первоочередных задач по развитию туризма в регионе.
Республика Узбекистан имеет богатый опыт развития туристской индустрии. Успешные практики развития туризма, используемые в Республике Узбекистан, могут быть адаптированы в регионах Российской Федерации. Особое внимание в статье уделено стратегиям, позволившим Узбекистану значительно увеличить туристический поток и диверсифицировать туристический продукт. В статье проанализированы меры государственной поддержки отрасли, среди которых внедрение системы электронных виз, упрощение процедур регистрации для иностранных туристов и развитие туристской инфраструктуры. Представлен опыт создания свободных туристских зон, например, «Чарвак», с особым налоговым и таможенным режимом, что может быть релевантным для территорий с высоким туристским потенциалом. Развитие халяль-туризма в регионах Российской Федерации, обладающих богатым исламским наследием, представляет собой перспективное направление для стимулирования экономического роста и укрепления культурных связей. В частности, регионы, с исторически сложившимися мусульманскими общинами, такие как Республика Татарстан, Республика Башкортостан, а также регионы Северного Кавказа, обладают значительным потенциалом для привлечения туристов, ориентированных на соблюдение норм ислама. Представляет интерес и опыт Узбекистана в развитии гастрономического туризма, включая организацию фестивалей национальной кухни и создание тематических туристических маршрутов. Адаптация данных практик требует учета региональных особенностей и культурного контекста.
Туризм является одним из важнейших направлений в развитии экономики как для страны в целом, так и для ее отдельных регионов. До пандемии коронавируса внутренний туризм в России в силу невысокого уровня сервиса, низкого качества или отсутствия необходимой инфраструктуры, уступал зарубежному. Но в настоящее время туристическая индустрия в России получила новый импульс для развития. Большая поддержка туристической отрасли осуществляется государством. Это субсидирование авиаперевозок, программа туристического кэшбека, гранты, в том числе на создание и развитие необходимой туристской инфраструктуры. Проводимые опросы населения показывают, что абсолютное большинство граждан, путешествующих по России, отмечают повышение качества предоставляемых услуг, расширение спектра туристических направлений. Помимо таких популярных туристических точек притяжения, как город Москва, город Санкт-Петербург, а также курорты Черного моря, активно стали развиваться и другие территории - Кавказ, Алтай, регионы Поволжья, Дальний Восток. В статье проведен анализ динамики развития внутреннего туризма в России, выделены основные тренды, ключевые проблемы и ограничения в развитии индустрии, определены перспективы развития туризма в регионах России.