В условиях глобализации, даже в контексте экономических кризисов, направленность на увеличение корпоративных доходов, сохранение и увеличение капитала побуждает компании по всему миру анализировать динамично меняющиеся возможности географического присутствия, операционной деятельности, потенциал международных расчетов, включая различные расчетные инструменты, напрямую влияющие на осуществление и развитие бизнеса. Необходимо также принимать во внимание современные условия экономических ограничений, которые имеют широкое распространение и затрагивают финансовые, банковские, в том числе расчетные, правоотношения. Санкции оказывают серьезное влияние на структуру трансграничных расчетных отношений, валютные операции по всему миру. Доступ к платежным системам имеет решающее значение для банков и других поставщиков платежных услуг в обеспечении безопасного и эффективного предоставления трансграничных платежных услуг. Власти и операторы должны сопоставить эти преимущества с потенциальными барьерами и рисками. Заинтересованные стороны в экосистеме международных расчетов, такие как небанковские организации, инфраструктуры финансового рынка и иностранные банки, могут столкнуться с проблемами при получении прямого доступа к платежной системе. Таким образом, у разных юрисдикций есть опция рассмотрения возможности улучшения доступа к системам валовых расчетов в реальном времени и другим ключевым платежным системам, которые производят расчеты в валюте центрального банка. Оптимизация обеспечения доступа к внутренним платежным системам может способствовать развитию систем международных (трансграничных) расчетов за счет решения таких ключевых проблем, как длинные цепочки транзакций, высокие затраты на финансирование, низкий уровень конкуренции и устаревшие технологии. В частности, расширенный доступ к разного рода решениям в сфере трансграничных расчетов может способствовать усилению конкуренции и развитию инноваций, что в итоге отражает интересы потребителей, влияет на стоимость конечной продукции на рынках разных стран. Финансовая система в более широком смысле могла бы получить пользу от более эффективного снижения расчетных рисков и потенциальных выгод для финансовой стабильности за счет сокращения многоуровневых механизмов и создания более разнообразной и устойчивой экосистемы.
В статье анализируются проблематика использования сиротских объектов авторских и смежных прав, новые законодательные положения, регламентирующие порядок управления и использования так называемых сиротских, или орфанных, произведений, т. е. произведений, авторы или иные правообладатели, которых предполагаются неизвестными. Соответствующие положения распространяются и на объекты смежных прав. В условиях широкого распространения информационных технологий, использования объектов интеллектуальных прав в сети Интернет, а также сохраняющихся обстоятельств бесконтрольного опубликования произведений проблематика использования, правовой охраны сиротских объектов авторских и смежных прав приобретает особое значение. При установлении правового режима сиротских объектов авторских и смежных прав важно не нарушить баланс общественных и частных интересов (интересов авторов и иных правообладателей). Сформулированы научная позиция и ряд положений по различным аспектам использования и охраны сиротских объектов авторских и смежных прав.
Создание и организация функционирования альтернативных платежных систем в современных условиях рассматривается как возможное решение по преодолению современных вызовов, кризиса финансовых отношений. Современные вызовы, возникающие в сфере международного торгового оборота и экономических отношений в целом, влекут дискуссии о целесообразности применения новых способов расчетов, использовании криптовалют, цифровых финансовых активов в трансграничных отношениях. Платежные системы же в обозначенном контексте играют важнейшую инфраструктурную роль, позволяя обеспечить стабильность международных экономических отношений, в частности трансграничных транзакций. При этом правовые основы функционирования той или иной международной платежной системы должны учитывать особенности национального законодательства государств — участников системы в части допустимых способов расчетов, средств платежа, администрирования платежных систем и др. Комплексная деятельность по гармонизации правовых систем государств — участников БРИКС, правовому обеспечению функционирования платежной системы и трансграничных расчетов в рамках БРИКС должна осуществляться параллельно или даже опережая технологические и инфраструктурные процессы по запуску системы.