Интерпретация надежности как омниканальной синхронизации логистической экосистемы, в которой устойчивость достигается через согласованное взаимодействие физических, цифровых, организационных и институциональных компонентов, позволяет учесть реальную специфику арктической инфраструктуры, включая климатические риски, фрагментарность сети, цифровое неравенство и необходимость гибкой маршрутизации.
Цель исследования - теоретически обосновать эволюцию концепции надежности транспортно-логистической инфраструктуры в контексте устойчивого развития Арктической зоны и Северного морского пути, выявить методологические ограничения существующих подходов и предложить теоретически аргументированную модель надежности с позиции омниканальной логистической синхронизации, адаптированной к макрологистическим условиям Арктики.
Методы. Методологическая база включает сравнительно-аналитический и системный подходы, а также принципы арктического регионального анализа.
Результаты. В статье рассмотрена эволюция подходов к теории надежности транспортно-логистической инфраструктуры с акцентом на специфику Арктической зоны и Северного морского пути. Обоснована необходимость перехода от инженерных трактовок надежности к когнитивной модели, основанной на предиктивной аналитике и цифровых двойниках. Надежность интерпретируется как омниканальная синхронизация логистической экосистемы, обеспечивающая устойчивость и адаптивность при высокой степени территориальной и климатической неопределенности. Представлено пять этапов развития категории надежности: от инженерного уровня до цифровой и платформенной надежности.
Выводы. Предложенный подход раскрывает потенциал активного управления логистической надежностью с помощью когнитивных цифровых платформ, что может лечь в основу стратегического планирования арктической логистики.
Развитие Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) предполагает формирование устойчивой транспортно-логистической инфраструктуры как системообразующего фактора социальноэкономического роста. Северный морской путь (СМП), выступая ключевой транзитной магистралью, значительно повышает связанность территорий, снижает логистические издержки и формирует инвестиционно привлекательное пространство. В статье рассмотрены ключевые проблемы и ограничения развития транспортной инфраструктуры АЗРФ, проанализированы возможные сценарии ее трансформации с учетом стратегических приоритетов, инвестиционной политики и геополитических факторов. Обосновывается роль СМП как точки роста и инфраструктурного ядра, вокруг которого может формироваться экосистема устойчивого развития с участием государства, бизнеса и международных партнеров. Предложены направления совершенствования инвестиционного климата, поддержка малых и средних предприятий, институциональное сопровождение логистических проектов в Арктике
В статье проведен комплексный анализ стратегических направлений развития Арктической зоны Российской Федерации. Автором показано, что Арктика, обладая значительными энергетическими, биологическими и минеральными ресурсами, играет ключевую роль в обеспечении национальной безопасности, энергетической и продовольственной независимости страны. Рассмотрены возможности формирования единой транспортно-логистической сети вдоль Северного морского пути, что предполагает развитие портовой инфраструктуры, железнодорожных и автомобильных коридоров, а также создание международных транспортных хабов. Особое внимание уделено анализу мультипликативного экономического эффекта инвестиций в объекты логистической инфраструктуры, который обусловлен синергией между различными элементами системы. В статье обоснована необходимость комплексного и координированного подхода к реализации стратегических проектов в Арктике, что подтверждается государственными инициативами и нормативно-правовыми документами.