ISSN 1813-145X
Языки: ru · en

Статья: ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРОСТРАНСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (2024)

Читать онлайн

В силу широкого распространения визуальных образов, а также их возрастающей роли в культуре и силы влияния на общество, изучение визуальной культуры становится актуальным и необходимым для научного осмысления многих социокультурных процессов. Учитывая особенности актуальных форм самопрезентации и самоопределения, визуальная культура обладает значительным эвристическим потенциалом и может рассматриваться как исследовательская оптика, что открывает дополнительные возможности в исследовании этнокультурной идентичности. Изучив роль визуального в контексте идентичности, можно заключить, что визуальные образы играют большую роль в формировании и выражении этнокультурной идентичности в современной культуре. Сложность и многогранность ключевого концепта визуальных исследований - образа - в полной мере раскрывается при его рассмотрении в контексте идентичности. Визуальные образы могут включать в себя знаки, символы и смыслы, которые вместе создают уникальное визуальное впечатление, отражающее и формирующие ценности, историю и традиции определенной этнокультурной группы, являются богатым источником информации о культуре, а также способствуют формированию чувства социальной принадлежности и культурной самобытности. В рамках данной статьи автор, в частности, вводит и обосновывает понятие «образ идентичности», широко используемое в научном и публицистическом дискурсе, но до сих пор не имеющее четкого определения. Образ идентичности - это концепт, объединяющий в себе визуальный образ и ментальный конструкт, содержащий знаки, указывающие на культурные основания идентичности определенного этнонационального сообщества или его отдельного представителя; являющийся носителем символов, транслятором смыслов.

Due to the wide distribution of visual images, as well as their increasing role in culture and the power of influence on society, the study of visual culture is relevant and necessary for the scientific understanding of many socio-cultural processes. Taking into account the peculiarities of topical forms of self-presentation and self-determination, visual culture has significant heuristic potential and can be considered as research optics, which opens up additional opportunities in studying ethnocultural identity. Having studied the role of the visual one in the context of identity, it can be concluded that visual images play a large role in formation and expression of ethnocultural identity in modern culture. The complexity and versatility of the key concept of visual research - image - is fully revealed when it is considered in the context of identity. Visual images can include signs, symbols, and meanings that together make up a unique visual impression that reflects and shapes values, history, and traditions of a particular ethnocultural group, are a rich source of cultural information, and contribute to a sense of social belonging and cultural identity. Within the framework of this article, the author, in particular, introduces and justifies the concept of «image of identity», which is widely used in scientific and journalistic discourse, but still does not have a clear definition. An identity image is a concept that combines a visual image and a mental construct, containing signs indicating the cultural foundations of the identity of a certain ethno-national community or its individual representative; which is the carrier of its symbols, a translator of meanings.

Ключевые фразы: визуальная культура, идентичность, ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ, образ, визуальный образ, образ идентичности
Автор (ы): Афанасьевская Наталья Владимировна
Журнал: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
008. Цивилизация. Культура. Прогресс
Префикс DOI
10.20323/1813-145X-2024-3-138-208
eLIBRARY ID
67980361
Для цитирования:
АФАНАСЬЕВСКАЯ Н. В. ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРОСТРАНСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ // ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 3
Текстовый фрагмент статьи