В современном изменяющемся мире, где все более значимыми становятся самореализация и карьерные перспективы человека, очень важны профессиональное самоопределение и успешный выбор профессии, которые должны соотноситься с желаниями, мотивами, способностями и возможностями молодых людей.
При этом условия современного мира требуют выстраивания карьерной стратегии, которая не только соответствует способностям человека, его плану действий и т. п., но и способна быть гибкой, чтобы подстраиваться под внешние меняющиеся требования (Храмова, 2013).
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.37724/RSU.2024.69.1.013
В современном изменяющемся мире, где все более значимыми становятся самореализация и карьерные перспективы человека, очень важны профессиональное самоопределение и успешный выбор профессии, которые должны соотноситься с желаниями, мотивами, способностями и возможностями молодых людей.
При этом условия современного мира требуют выстраивания карьерной стратегии, которая не только соответствует способностям человека, его плану действий и т. п., но и способна быть гибкой, чтобы подстраиваться под внешние меняющиеся требования (Храмова, 2013).
Список литературы
1. Акопов Г. В., Горбачева А. В. Социальная психология студента как субъекта образовательного процесса. - М.: Машиностроение - 1, 2003. - 280 с.
2. Андреева Г. Б., Никитина О. А. Формирование профессионального самоопределения студентов, обучающихся по специальности “Психология служебной деятельности” // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 3. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28836 (дата обращения: 16.10.2023). EDN: WDFSWH
3. Андреева Е. А. Взаимосвязь личностной зрелости студентов-первокурсников и статуса их профессиональной идентичности // Общество: социология, психология, педагогика. - 2021. - № 11 (91). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-lichnostnoy-zrelosti-studentov-pervokursnikov-i-statusa-ih-professionalnoy-identichnosti (дата обращения: 01.11.2023). EDN: LBGRMQ
4. Батаршев А. В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи. - М.: Академия, 2009. -192 с. EDN: QXVOAZ
5. Блинов В. И., Сергеев И. С. Основные положения Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования // Гуманитарные науки. - 2016. - № 2 (34). - С.11-23.
6. Богдан Н. А. Профессиональное самоопределение студентов-психологов: учеб. пособие. - Самара: Универс групп, 2009. - 85 с. EDN: QXZFPP
7. Власова Е. А. Профессиональное саморазвитие будущих социальных педагогов: моногр. - Балашов: Балашов. ин-т (фил.) Саратов. гос. ун-та им. Н. Г. Чернышевского, 2009. - 114 с.
8. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 2020. - 256 c.
9. Кормакова В. Н. Профессионально-личностное самоопределение старшеклассников: содержание, технология, управление. - Белгород: Белгород. гос. ун-т, 2011. - 301 с.
10. Кудрявцев Т. В., Щегурова В. Ю. Психологический анализ профессионального самоопределения // Вопросы психологии. - 1993. - № 2. - С. 51-59.
11. Любимова Г. А. Развитие познавательного интереса студентов в условиях опытно-поисковой деятельности. - Волгоград: Волгоград. гос. аграр. ун-т, 2014. - 119 с. EDN: WJAQTN
12. Магомедова М. Г. Профессиональное самоопределение личности // Концепт. - 2016. - Т. 15. - С. 26-30.
13. Могилевкин Е. А., Новгородов А. С. Исследование ведущих мотивов карьерного самоопределения у студентов вуза // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2011. - № 1 (10). - С. 61-78. EDN: PCYDSR
14. Пенькова М. С., Панфилова Ю. С. Психологические особенности современного студенчества // Студенческий научный форум. - 2019. - URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018016645 (дата обращения: 03.11.2023).
15. Сафин В. Ф. Психология самоопределения и самооценки личности. - Уфа: Вагант, 2008. - 187 с. EDN: QXVATF
16. Сергеева С. В., Воскрекасенко О. А. Диагностика профессионального самоопределения студентов в условиях многоуровневой образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 6. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28360 (дата обращения: 15.10.2023). EDN: YVMNCP
17. Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации / под ред. Е. Н. Жильцова, Н. Н. Нечаева. - М.: МГУ, 1989. - 105 с. EDN: FDOEMV
18. Храмова О. Б. Специфика карьерного развития студентов в процессе получения высшего образования // Акмеология. - 2013. - № 3. - С. 82-87.
19. Чебышева В. В. Психология трудового обучения. - М.: Просвещение, 1969. - 303 с.
20. Чистяков Н. Н., Захаров Ю. А., Новикова Т. Н., Белюк Л. В. Профессиональная ориентация молодежи. - Кемерово: Кемеров. гос. ун-т, 1988. - 185 с. EDN: QUBQJZ
21. Чистякова С. Н. Системная поддержка и сопровождение формирования профессионального самоопределения обучающихся // Профессиональное образование. Столица. - 2016. - № 4. - С. 2-5. EDN: WLAHUJ
22. Ginzberg E., Ginzberg S. W., Axelrad S., Herma J. L. Occupational choice: An approach to a general theory. - N. Y.: Columbia University Press, 1951. - 271 p.
23. Super D. E. Self-realization through the work and leisure roles. Educational and vocational guidance. - 1985. - 43 р.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Исследование посвящено актуальной проблеме особенностей общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра и его психокоррекции.
Значимость проблемы обусловлена тем, что, с одной стороны, коммуникация и ее базовые составляющие являются основой процесса адаптации детей к социальным требованиям коллектива образовательной организации и общества, а с другой - дети с расстройствами аутистического спектра испытывают трудности в коммуникации даже при наличии достаточного уровня речевого развития и интеллекта в целом.
Представлены результаты психологического исследования особенностей общения со сверстниками дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
У таких детей невысокие потребность в общении, инициативность, способность к эмоциональному контакту, низкий уровень проявления просоциальных действий, нет умения вести диалог, ограничены вербальные и невербальные средства коммуникации.
Описаны направления коррекционно-развивающей работы по оптимизации общения со сверстниками детей с расстройствами аутистического спектра, определенные авторами с учетом проведенного исследования.
Среди них выделены развитие коммуникативной сферы и навыков социального взаимодействия, а также коррекция дезадаптивного поведения (агрессии) дошкольников.
Авторская программа коррекции общения детей указанной категории была реализована и показала свою эффективность в процессе развития у них навыков общения.
В настоящее время актуальными являются проблемы спорта, в частности психологических особенностей, а также нарушений и повреждений психики спортсменов высокой квалификации.
Одним из психологических факторов успешности спортивной деятельности выступает адаптационный потенциал личности спортсмена, который обеспечивает психологические возможности для его успешных выступлений на соревнованиях.
В статье описаны результаты психологического тренинга, направленного на формирование у спортсменов адаптивного потенциала и резерва, которые в экстремальных условиях соревнований обеспечивают готовность и способность переносить максимальные физические и психические нагрузки без нарушений психической деятельности.
В тренинге участвовали 24 спортсмена мужского пола в возрасте 19-25 лет (кандидаты и мастера спорта), занимавшиеся борьбой карате. Тренинг осуществлялся в течение 3 месяцев по 4 раза в неделю в межсоревновательном периоде их спортивной деятельности.
Во время тренинга у спортсменов формировалась установка на готовность осуществлять спортивную деятельность в моделируемых экстремальных условиях, усваивались приемы и методы аутогенной тренировки и саморегуляции.
Результаты диагностики особенностей личности спортсменов с помощью методики многофакторного исследования личности Р. Б. Кеттелла и опросника качества жизни ВОЗ (WHO Quality of Life, WHOQOL) (с последующей статистической обработкой полученных результатов) до и после проведения тренинга свидетельствовали о возможности развития их свойств, составлявших «адаптационный потенциал и резерв» в межсоревновательный период в процессе целенаправленной психологической работы.
Статья посвящена теоретическому анализу и эмпирическому выявлению ранее не изученных закономерностей формирования синдрома эмоционального выгорания у педагогических работников. Обосновано, что педагогическое взаимодействие, посредством которого учитель реализует цели и задачи образовательной деятельности, создает условия для проявления его общительности как интегрального свойства личности. Авторы, рассматривая общительность с позиции концепции А. И. Крупнова, доказывают, что характеристики данного свойства могут быть положительными или отрицательными предикторами развития синдрома эмоционального выгорания у субъектов педагогической деятельности, что отражается во взаимосвязи двух феноменов. Приведены результаты гугл-тестирования 140 педагогов-женщин в возрасте от 32 до 53 лет со стажем деятельности от 8 до 28 лет, повышающих квалификацию на базе РУДН (г. Москва, Российская Федерация) и ИПКиРО (г. Гродно, Республика Беларусь), которое было проведено с целью выявления специфики взаимосвязей характеристик их общительности и фаз выгорания. С помощью корреляционного анализа по К. Спирмену доказано наличие прямо направленных связей между социоцентричностью и астеничностью как характеристик общительности и фазой истощения как симптомом эмоционального неблагополучия педагогов и обратно направленных - между эгоцентричностью, экстернальностью и эргичностью как характеристик общительности и всеми фазами эмоциональной «деформации» (напряжения, резистенциии и истощения). Представленные результаты обладают научной новизной и высокой прикладной значимостью, поскольку могут быть использованы в системе профориентации, а также в учреждениях образования с целью профилактики эмоционального выгорания у субъектов педагогической деятельности.
Необходимость формирования зрелой личности в условиях насыщенной стрессогенными факторами социальной ситуации развития определяет актуальность изучения особенностей эмоциональных переживаний, в том числе чувств тревоги и страха представителями разного возраста.
В данной статье рассматриваются особенности проявлений тревожности и страхов у 48 детей младшего школьного возраста в социальной ситуации пандемии COVID-19, выявленные с помощью методики диагностики детских страхов (А. И. Захаров), теста тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки) и опросника для определения уровня тревожности у детей (Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко).
По результатам исследования, многие младшие школьники испытывали чувство страха. При этом у 73 % из них преобладал страх умереть, у 71 % - страх огня/пожара, у 63 % - страх войны. Кроме того, было обнаружено, что 25 % детей имели высокий, 73 % - средний и 2 % - низкий уровни тревожности.
Представлена разработанная и апробированная авторами комплексная программа коррекции страхов у младших школьников.
Эмпирические данные об особенностях психоэмоциональной сферы, структуре и степени выраженности страхов в детском возрасте позволят осуществить комплексные меры психологической поддержки младших школьников в сложных социальных ситуациях и преодолеть негативное влияние таких ситуаций на дальнейшее личностное развитие детей
В исследовании на основе анализа научных источников и авторской практики рассматривается развод как психологический феномен. Определяется деструктивная роль разводов в социально-психологическом неблагополучии мужа, жены и детей, особенно при вовлечении в разводной конфликт детей, других родственников, посторонних лиц.
Раскрываются многочисленные объективные и субъективные, социально демографические и психологические причины расторжения брака.
Обращается внимание на зависимость устойчивости брака от реакции супругов на возникающую перед семьей проблему, от количества добрачных партнеров у женщины и на роль семейного сценария супругов в возникновении развода.
Высказывается мысль о необходимости исследовать не только причины, но и условия развода, способствующие расторжению брака и затрудняющие его.
Анализируются особенности эмоциональной и мотивационной сфер личности разводящихся супругов, их сексуально-брачное поведение до и после развода.
В частности, указывается на нарастание внутрибрачного взаимного отчуждения супругов как фактора, способствующего разводу; возникновение у сторон развода длительного негативного отношения к противоположному полу после расторжения брака, а также крайне неблагоприятного положения и эмоционального состояния у родителя, в результате развода лишенного возможности воспитывать детей, которое может проявляться в послеразводной беспомощности как свойстве личности и психологической дезадаптации.
Показываются различия в отношении к распаду семьи у мужчин и женщин, а также в постразводном поведении у инициатора и жертвы развода.
Высказана мысль о необходимости не только дифференцировать инициатора развода и его «жертву», но и выделять виновника развода - супруга, по чьей непосредственной вине произошло расторжение брака вне зависимости от авторства заявления о разводе.
В статье анализируется состояние проблемы развития профессиональной творческой деятельности педагогов в современной информационно-образовательной среде, актуальность которой обусловлена необходимостью подготовки компетентных педагогических кадров для работы в современных условиях, которые характеризуются динамикой социально-экономических преобразований в стране и мире, глобализацией и цифровизацией всех сфер жизни.
Авторами рассмотрены теории и концепции педагогического проектирования образовательной среды с использованием новейших цифровых технологий для развития профессиональной творческой деятельности педагогов.
Теоретический анализ проблемы и эмпирическое исследование творческой активности современных учителей показали невысокий уровень развития их творческой деятельности, что обусловило важность проектирования системы развития педагогического творчества с использованием современных цифровых технологий.
С целью проектирования процесса развития профессиональной творческой деятельности педагогов в информационно-образовательной среде было проведено исследование, доказавшее, что возможно повысить эффективность профессиональной деятельности педагогов за счет создания современной, инновационной, творческой образовательной среды процесса обучения и обеспечения возможностей для их творческой самореализации.
Позитивная динамика развития профессиональной творческой деятельности педагогов в информационно-образовательной среде дает право свидетельствовать о высокой теоретической и практической значимости полученных результатов, которые могут быть использованы в программах повышения квалификации учителей и системе педагогического сопровождения.
В статье рассматривается актуальная проблема значения региональных учительских съездов и курсов как важных компонентов общественно-педагогического движения в провинциях России на рубеже XIX-XX веков.
С помощью теоретических методов критического анализа историко-педагогических источников, исторической реконструкции в рамках историко-генетического и историко-сравнительного подходов проанализирована деятельность региональных учительских съездов и курсов и доказана заинтересованность местных земских деятелей и представителей общественности в прогрессивном развитии и реформировании системы начального образования для народа.
Обобщен материал отчетов, публикаций, архивных источников об опыте проведения региональных учительских съездов и курсов на рубеже XIX-XX веков, указывающий на то, что в их организации взаимодействовали государственные и общественные структуры.
Анализ не опубликованных ранее материалов о проведении региональных учительских курсов и съездов в провинциях России свидетельствует о научной новизне исследования, а возможность их использования научными работниками, преподавателями, студентами при изучении истории педагогики и образования - о его практической значимости.
В статье раскрывается специфика профессиональной подготовки студентов педагогических отделений вуза к работе в общеобразовательных школах в условиях инклюзивного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Актуальность обусловлена проблемами, которые возникают при слепом копировании западной системы инклюзивного обучения лиц с ОВЗ в сочетании с одновременным разрушением отечественной сегрегационной системы коррекционной помощи таким детям.
Обращается внимание на богатый исторический опыт России в наставничестве и гувернерстве, которые можно считать предтечей тьюторского психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидов как неотъемлемой части инклюзивного образования.
Дается обзор нормативно-правовой базы организации инклюзии и тьюторства в общеобразовательных школах России, передового опыта помощи ученикам с ОВЗ в различных образовательных учреждениях, мнений участников учебно-воспитательного процесса о них (по данным из открытых интернет-источников), а также приводятся конкретные данные по инклюзивному образованию и тьюторству в городе Рязани.
Анализируются результаты самообследования студентов 2 курса педагогического отделения вуза, проходивших тьюторскую педагогическую практику в общеобразовательных школах г. Рязани.
Намечаются пути для практического решения выявленных проблем при подготовке в вузе будущих учителей к работе в условиях инклюзивного обучения и тьюторского сопровождения учеников с ОВЗ и инвалидов.
Статья посвящена актуальной проблеме профессионального становления психолога на стадии профессиональной подготовки в вузе.
Эта подготовка специалиста, готового к решению актуальных проблем современности в области образования, здравоохранения, социальной сферы, управления и производства, является важнейшей задачей высшего профессионального образования.
Современные вызовы требуют от психолога готовности к работе в ситуации неопределенности, способности разрабатывать и внедрять инновационные практики, адаптированные к потребностям общества.
На стадии профессиональной подготовки происходит формирование образа специалиста психолога, положительного отношения к выбранной профессиональной деятельности, систематическое овладение комплексом компетенций, необходимых для выполнения профессиональной деятельности, формирование профессиональной идентичности и профессионально важных качеств психолога, построение моделей развития профессиональной траектории, освоение рефлексивного, проактивного и интерактивного поведения профессиональной деятельности.
В статье представлены результаты исследования предикторов успешности профессионального становления психологов на этапе адаптации к процессу профессионального обучения в вузе.
По мнению авторов, успешность данного процесса положительно детерминирована их оптимизмом, уверенностью в возможностях поддержки, убежденностью в собственной удачливости, предприимчивостью и готовностью использовать все возможности ситуации для обеспечения наилучшего результата, а отрицательно сказывается на этом экстернальная жизненная и деятельностная позиция студентов.
В статье обоснована программа, направленная на мониторинг качества организации формирования российской гражданской идентичности школьников в контексте системно-деятельностного подхода.
Обоснована функциональная структура российской гражданской идентичности школьников, включающая в себя следующие компоненты: когнитивно-смысловой (уровень знаний, являющихся базой для формирования ценностных ориентаций); эмоционально-ценностный (уровень принятия ценностных приоритетов); деятельностный (уровень распространения в практической деятельности и социальных взаимодействиях группы негативных и позитивных проявлений). Определение и обоснование данных компонентов в качестве критериев сформированности гражданской идентичности школьников определяет научную новизну данного исследования.
Описаны результаты мониторинга качества организации гражданского воспитания в процессе формирования российской гражданской идентичности школьников в контексте системно-деятельностного подхода на муниципальном уровне, который включал диагностику формирования ценностных ориентаций обучающихся, связанных с их жизнью, здоровьем и безопасностью, ценностных ориентаций в области социального взаимодействия и личностного развития, а также анализ качества профилактики деструктивного поведения обучающихся, предполагавшей выявление среди них групп социального риска и учет обучающихся с деструктивными проявлениями.
В статье на примере результатов анализа данных для показателя «Негативизм» методики А. Басса и А. Дарки рассматриваются проблемы изучения «значимых» статистических связей. Описывается направление выхода из методологического тупика с помощью авторского метода и одновременно корреляционного анализа данных психологических исследований, которые подробно интерпретируются и графически представляются. Анализируются «значимые» связи показателя «Негативизм» по шкале методики А. Басса и А. Дарки, обнаруженные с помощью авторского метода и одновременно корреляционного анализа. Среди 28 выявленных значимых связей большинство слабые и очень слабые (в интервале от 0.18 до 0.3 по модулю) и не представляют интереса, даже если ограничиваться только линейными моделями. Среди них две сильные зависимости в модели для кварт независимой переменной с коэффициентами силы связи, равными 0.98 и 0.76 (коэффициенты корреляции 0.30 и 0.22 соответственно), к которым прежде всего относится зависимость показателя «Подозрительность» от показателя «Негативизм». На базе этой зависимости рассматриваются методические проблемы изучения статистических связей, что представляет несомненную важность для исследователей. Для сравнения рассмотрены еще две слабые (как в линейной модели (0.19, -0.22), так и в рамках изучения простейших нелинейных связей в модели для кварт независимой переменной: SV = 0.21, SV = 0.19) значимые зависимости от негативизма показателей «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» и «Эмоциональная лабильность - стабильность». Все три зависимости сходны по линейной составляющей и в рамках популярного сегодня среди психологов подхода должны рассматриваться как содержательный линейно моделируемый результат исследования, но в действительности только одна зависимость из них с явно выраженным максимумом должна представлять интерес для исследователя. Для наглядного сравнения даны графические представления трех зависимостей, а также представления зависимостей одновременно с их регрессионными моделями, построенными на основе линейной корреляции, иллюстрирующие нелинейную природу зависимостей показателя «Негативизм» в рамках описываемого психологического исследования (114 психологических показателей по 9 методикам).
В статье рассматривается важная психологическая проблема личностного саморазвития обучающихся вузов. Представлены результаты констатирующего эксперимента, направленного на выявление проблем самоактуализации, сформированности рефлексивности и критического мышления как внутренних детерминант личного саморазвития студентов, показавшие, что более половины из них имеют проблемы в сфере саморазвития и самоактуализации, только около трети - высокий уровень сформированности критического мышления и две трети - средний уровень развития рефлексивности. Описана предложенная авторами балльно-рейтинговая технология, используемая в качестве средства стимулирования развития у студентов рефлексии, критического мышления, самоанализа и самооценки результатов познавательной и исследовательской деятельности. Она вовлекает обучающихся в систематическую работу на всех формах аудиторных занятий и в самостоятельную внеаудиторную работу в ходе синхронного и асинхронного взаимодействия в формате смешанного обучения. Эта технология, разработанная в контексте личностно-рефлексивного подхода, проходит проверку в ходе формирующего эксперимента со студентами бакалавриата и магистратуры различных направлений и профилей подготовки Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. Она предполагает оценку всех видов письменных работ и устных выступлений обучающихся (защита реферата, доклад, сообщение, защита коллективного/индивидуального исследовательского проекта, участие в анализе и решении кейсов, деловых играх), которые оцениваются по следующим критериям: корректность формулировок цели и задач работы, а также использования научных понятий; полнота ответов на поставленные вопросы; логичность и аргументированность изложения; правильность оформления ссылок на источники в тексте письменной работы.
В статье рассматривается актуальная проблема разработки методологических и теоретических научных подходов к социально-педагогической системе предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения курсантов (далее - СПС П и ПОП) (А. В. Барабанщикова, В. Н. Герасимова, С. С. Муцынова, И. А. Алехина и др.). Представлены результаты исследования, проведенного с целью поиска и обоснования эффективных методологических подходов к развитию СПС П и ПОП курсантов военных вузов. Раскрыты авторские методологические и теоретические положения, связанные с сущностью, функциональной структурой и развитием СПС П и ПОП курсантов в высшей военной школе. Описана структура методологии военной педагогики, отражающая ее специфику и включающая пять взаимообусловленных и взаимосвязанных уровней: гносеологический, мировоззренческий, научно-содержательный, логико-гносеологический и научно-методический. Представлены ретроспективно-научный, системно-коммуникативный, программно-экспериментальный и результативно-конструктивный методологические подходы к СПС П и ПОП курсантов как одного из направлений военно-педагогической науки на современном этапе, которые составляют ее методологическую основу и включают различные теоретические подходы. Подробно описаны свойства СПС П и ПОП курсантов военных вузов, которыми эта социально-педагогическая система должна обладать в контексте современной концепции превентивной системы профилактики и коррекции различных отклонений в поведении военнослужащих с учетом современных требований и практических реалий современной образовательной среды военного вуза. К таким свойствам автором отнесены системность, оптимизационность, саморегулируемость, целостность, динамичность, управляемость, перспективность, открытость, маневренность, полноценность и комплексность.
Издательство
- Издательство
- РГУ имени С.А. Есенина
- Регион
- Россия, Рязань
- Почтовый адрес
- 390000, г. Рязань, ул. Свободы, д. 46
- Юр. адрес
- 390000, г. Рязань, ул. Свободы, д. 46
- ФИО
- Мурог Игорь Александрович (ректор)
- E-mail адрес
- rsu@365.rsu.edu.ru
- Контактный телефон
- +8 (491) 2281435