Выявлено противоречие между значимостью фундаментальных понятий свободного и связанного зарядов для элементарного курса физики и отсутствием простого и убедительного эксперимента для их введения и формирования. Устранение этого противоречия достигается постановкой в классе серии демонстрационных опытов с электрофором и неоновой лампой.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 372.853. физики
Понятия свободных и связанных зарядов явно или неявно используются уже в самых первых опытах электростатики [ 1, 2 ], в которых изучается взаимодействие заряженных тел и устанавливается факт деления вещества на проводники и диэлектрики. Поэтому в электродинамике они относятся к разряду фундаментальных.
Список литературы
1. Перышкин И. М. Физика: 8-й класс: базовый уровень: учебник / И. М. Перышкин, А. И. Иванов. - Москва: Просвещение, 2023. - 255 с.
2. Мякишев Г. Я. Физика: 10-й класс: базовый и углубленный уровни: учебник / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский; под ред. Н. А. Парфентьевой. - Москва: Просвещение, 2024. - 432 с.
3. Гершензон Е. М., Малов Н. Н., Мансуров А. Н. Электродинамика: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. - 352с.
4. Песин А. И., Свистунов А. Ю., Валиев Б.М. Модельный эксперимент для изучения электростатического поля в школьном курсе физики // Учебная физика. - 1999. - № 2. - С. 19-28.
5. Теория и методика обучения физике в школе: общие вопросы: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская и др.; под ред. С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. - М.: Академия, 2000. - 368 с.
6. Эйнштейн А. Собрание научных трудов. В 4 т. Т.4. - М.: Наука, 1967. - 600 с.
7. Разумовский В. Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1975. - 272 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Сформулированы и обоснованы регулятивы обновления содержания и организации обучения физике в военных вузах, в развитии развития в государственной в них формировании научно-технологического направления. Предлагаются варианты реализации этих регулятивных педагогов взамен методических и методических подходов к обучению.
В статье рассматриваются способы активного вовлечения студентов в учебный процесс, повышающие заинтересованность и мотивацию студентов при изучении физики. Обсуждаются методические подходы для расширения спектра возможностей использования физического эксперимента при преподавании физики на младших курсах инженерных направлений подготовки вуза. Статья обобщает опыт авторов, который обсуждался ранее в материалах конференции по учебному физическому эксперименту [8-10].
Изложены результаты дидактического исследования демонстрационной установки для введения основных понятий поляризации света. Установка включает светодиодный фонарь, поляризатор, фотодиодный датчик линейно поляризованного света и электрон но-механический блок, обеспечивающий поворот двойной стрелки на валу сервомотора, соответствующий повороту плоскости поляризации света. Проектная деятельность студентов и школьников по созданию, налаживанию и исследованию подобной установки отличается наукоемкостью, имеет практическую значимость и способствует развитию инженерных компетенций обучающихся.
Работа посвящена определению отношения заряда электрона к его массе с использованием электронного осциллографа на лабораторных занятиях по общей физике в высших учебных заведениях. В работе рассматриваются теоретические основы метода, его преимущества и ограничения, а также описывается процедура проведения эксперимента и обработки полученных данных.
В статье обсуждаются задачи повышенного уровня сложности на законы термодинамики, в том числе, нестандартной формы, и методы их решения. Подчеркивается, что при внимательном разборе и понимании задач для их решения оказывается достаточно материала школьного курса математики.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- ГИПУ
- Регион
- Россия, Глазов
- Почтовый адрес
- 427621, Российская Федерация, Удмуртская Республика, Городской округ город Глазов, Глазов город, Первомайская улица, 25
- Юр. адрес
- 427621, Российская Федерация, Удмуртская Республика, Городской округ город Глазов, Глазов город, Первомайская улица, 25
- ФИО
- Чиговская-Назарова Янина Александровна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- ggpi@ggpi.org
- Контактный телефон
- +7 (834) 1415585
- Сайт
- http://ggpi.org/