Изложены результаты дидактического исследования демонстрационной установки для введения основных понятий поляризации света. Установка включает светодиодный фонарь, поляризатор, фотодиодный датчик линейно поляризованного света и электрон но-механический блок, обеспечивающий поворот двойной стрелки на валу сервомотора, соответствующий повороту плоскости поляризации света. Проектная деятельность студентов и школьников по созданию, налаживанию и исследованию подобной установки отличается наукоемкостью, имеет практическую значимость и способствует развитию инженерных компетенций обучающихся.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 372.853. физики
В современном физическом образовании развитие инженерных компетенций обучающихся связывают, прежде всего, с освоением образовательной робототехники [ 1 ]. Вместе с тем исследователи подчеркивают важность преемственности в изучении робототехники и физики [2 ], а также необходимость пропедевтики инженерного образования в школе средствами учебного физического эксперимента [3, 4]. Анализ публикаций позволяет выявить три подхода к осуществлению взаимосвязи обучения физике и робототехнике. Первый определяется учебным исследованием физических явлений посредством готовых комплектов по робототехнике и их элементов [5, 6]. Второй подход характеризуется изучением физических явлений, которые используются в устройствах робототехники [5 ]. Третий подход направлен на развитие опытно-конструкторской проектной деятельности школьников и студентов [7, 8] по физике в области, связанной с образовательной робототехникой.
Список литературы
1. Бужинская Н.В., Гребнева Д. М., Гордеева В. А., Кокшарова Е.А. Методика развития инженерного мышления студентов естественнонаучного профиля педагогических вузов в процессе обучения робототехнике // Инженерное образование. - 2024. - № 35. - С. 64-73. EDN: DYKVIO
2. Зуев П. В., Кощеева Е. С. Проблемы преемственности в изучении робототехники в школе и вузе // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 8. - С. 54-61. EDN: QRGGFV
3. Куимов А. С., Зуев П.В. Формирование элементов технической грамотности учащихся при проведении физического эксперимента // Учебная физика. - 2024. - № 2. - С. 58-65. EDN: GLBUTB
4. Фаддеев М.А., Масленникова Ю. В. Практикум по физике как один из этапов подготовки учащихся к обучению в передовой инженерной школе // Учебная физика. - 2024. - № 2. - С. 3-11. EDN: BVSWLK
5. Оспенникова Е.В., Ершов М.Г., Оспенников А.А. Применение образовательной робототехники в учебном процессе по физике // Информационные компьютерные технологии в образовании. Вестник ПГГПУ. - 2016. - № 12. - С. 116-141. EDN: ZFHSLD
6. Саранин В. А., Кельдышев Д. А., Иванов Ю.В. Применение робототехнических наборов в физических экспериментах // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 9. - С. 90-96. EDN: ZGSFAZ
7. Официн С. И. Проектный метод в конструкторской деятельности по физике и технике // Учебная физика. - 2023. - № 4. - С. 58-65. EDN: PEVKXE
8. Вараксина Е. И., Васильев И. А., Майер В. В. Опытно-конструкторская работа в проектах по совершенствованию учебного физического эксперимента // Учебная физика. - 2016. - № 3. - С. 44-57. EDN: WYOWWZ
9. Майер В. В., Вараксина Е. И. Образовательная робототехника: фотодатчик линейно поляризованного света // Учебная физика. - 2024. - № 3. - С. 12-23. EDN: BNOHYT
10. Майер В. В., Майер Р. В. Электронно-механический демонстратор светового вектора // Учебная физика. - 1997. - № 1. - С. 53-61. EDN: VPWACD
11. Физика: 11-й класс: базовый и углубленный уровни: учебник / Г.Я.Мякишев, Б. Б. Буховцев, В.М.Чаругин; под ред. Н. А. Парфентьевой. - Москва: Просвещение, 2024. - 432 с.
12. Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы. Т.2. Электричество. Оптика. Физика атома. Пособие для учителей / Под ред. А. А. Покровского. - М.: Просвещение, 1972. - 448 с.
13. Ландсберг Г.С. Оптика. - М.: Физматлит, 2003. - 848 с.
14. Зуев П.В. Дидактическая ценность цитаты академика П. Л. Капицы о подготовке инженера // Учебная физика. - 2023. - № 1. - С. 55-58. EDN: DHFFYK
15. Все простое - правда. Афоризмы и размышления П. Л. Капицы / Сост. П. Е. Рубинин. - М.: Изд-во Моек, физ.-тех. ин-та, 1994. - 152 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Сформулированы и обоснованы регулятивы обновления содержания и организации обучения физике в военных вузах, в развитии развития в государственной в них формировании научно-технологического направления. Предлагаются варианты реализации этих регулятивных педагогов взамен методических и методических подходов к обучению.
В статье рассматриваются способы активного вовлечения студентов в учебный процесс, повышающие заинтересованность и мотивацию студентов при изучении физики. Обсуждаются методические подходы для расширения спектра возможностей использования физического эксперимента при преподавании физики на младших курсах инженерных направлений подготовки вуза. Статья обобщает опыт авторов, который обсуждался ранее в материалах конференции по учебному физическому эксперименту [8-10].
Работа посвящена определению отношения заряда электрона к его массе с использованием электронного осциллографа на лабораторных занятиях по общей физике в высших учебных заведениях. В работе рассматриваются теоретические основы метода, его преимущества и ограничения, а также описывается процедура проведения эксперимента и обработки полученных данных.
В статье обсуждаются задачи повышенного уровня сложности на законы термодинамики, в том числе, нестандартной формы, и методы их решения. Подчеркивается, что при внимательном разборе и понимании задач для их решения оказывается достаточно материала школьного курса математики.
Выявлено противоречие между значимостью фундаментальных понятий свободного и связанного зарядов для элементарного курса физики и отсутствием простого и убедительного эксперимента для их введения и формирования. Устранение этого противоречия достигается постановкой в классе серии демонстрационных опытов с электрофором и неоновой лампой.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- ГИПУ
- Регион
- Россия, Глазов
- Почтовый адрес
- 427621, Российская Федерация, Удмуртская Республика, Городской округ город Глазов, Глазов город, Первомайская улица, 25
- Юр. адрес
- 427621, Российская Федерация, Удмуртская Республика, Городской округ город Глазов, Глазов город, Первомайская улица, 25
- ФИО
- Чиговская-Назарова Янина Александровна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- ggpi@ggpi.org
- Контактный телефон
- +7 (834) 1415585
- Сайт
- http://ggpi.org/