В статье представлен детальный анализ еретического учения «гусов», проникшего на территорию ЮгоЗападной Руси во второй половине XVI в.: описаны сохранившиеся рукописи, содержащие полемический текст, охарактеризованы идеи вольнодумцев. Сделано предположение о восприятии православными книжниками исследуемого учения как протестантского, что позволяет увидеть место еретиков в социальной жизни православного населения Речи Посполитой.
Идентификаторы и классификаторы
Реформация XVI в. породила множество социально-политических событий, новых религиозных учений и изменений в структуре общества. Православное общество не стало исключением: в середине XVI в. в Московской Руси Максимом Греком был создан антилютеранский текст в защиту иконопочитания. Он стал важнейшим памятником православной полемики с протестантами [Цветаев, с. 9, 20–21; Марчалис, с. 190; Журова, 2021а, с. 57–59], который, однако, не был широко распространен в книжной традиции [Журова, 2021а; Журова 2021б, с. 24]. Особым регионом в этом контексте являются земли Великого княжества Литовского (далее – ВКЛ) (именуемые также территорией Киевской митрополии и украинско-белорусскими землями), ставшие местом распространения новых религиозных учений [Подокшин; Дмитриев; Зема
Список литературы
- Ю. К. Ян Гус и восточное славянство (По материалам новонайденного источника) // ТОДРЛ. СПб., 1996. Т. 49. С. 356–375.
- Вилинский С. Г. Послания старца Артемия (XVI века). Одесса, 1906. 425 с.
- Гаркуша Л. М. Современная гуситология в Чехии. Состояние и основные направления исследований. Дис. … канд. истор. наук. М., 2007. 222 с.
- Гаркуша Л. М. Отношение к изображениям святых в Чехии периода гуситского движения // Такие разные святые: образы святых в агиографии и социальной памяти. М., 2020. С. 252–262.
- Дмитриев М. В. Православие и Реформация. Реформационные движения в восточнославянских землях Речи Посполитой во второй половине XVI в. М., 1990. 134, [1] с.
- Дмитриев М. В. «Єресь гусiв» та «єресь Феодосiя Косого» в українсько-бiлоруському релiгiйному життi третьої чверти XVI ст. // Вісник Львівського університету. Серія історична. Львів, 2002. Вип. 37. Част 1. С. 122–144.
- Дмитриев М. В. Иудаизм и евреи в украинско-белорусской православной письменности XVI века // До джерел. Збiрник наукових праць на пошану Олега Купчинського, з нагоди його 70-рiччя. Київ; Львiв, 2004. Т. 2. С. 186–206.
- Дмитриев М. В. От антииудаизма к иудаизантизму в православной культуре Востока Европы в конце XV – XVI вв. // Polystoria: Цари, святые, мифотворцы в средневековой Европе. М., 2016. С. 207–264.
- Журова Л. И. История слов Максима Грека против Лютера (в защиту иконопочитания) // Сибирский филологический журнал. 2021. № 4. С. 56–68. DOI 10.17223/18137083/77/5 [Журова, 2021а]
- Журова Л. И. Послания старца Артемия: к вопросу о противолютеранской полемике в публицистике XVI в. // Гуманитарные науки в Сибири. 2021. Т. 28. № 3. C. 23–28. DOI 10.15372/HSS20210304 [Журова, 2021б]
- Зема В. Київська митрополiя перед викликами Ренесансу та Реформацiї. Київ, 2020. 464 с.
- Калугин В. В. Артемий // ПЭ. М., 2001. Т. 3. С. 458–462.
- Кареев Н. И. Очерк истории реформационного движения и католической реакции в Польше. М., 1886. 192 с.
- Копреева Т. Н. Иван Федоров, Острожская библия и новгородский кружок книжников конца XV в. // Федоровские чтения. 1981. М., 1985. С. 96–102.
- Лурье Я. С. Нерешенные вопросы в истории идеологических движений конца XV века // Лурье Я. С. Избранные статьи и письма. СПб., 2011. С. 167–189.
- Майзульс М. Р. Глаза в глаза: средневековые демоны и их враги // Казус. Индивидуальное и уникальное в истории. М., 2017. Вып. 12. С. 257–300.
- Манохин А. А. Собор 1490 г. как основа конструирования «ереси жидовствующих» // Христианское чтение. 2021. № 4. С. 412–430. DOI 10.47132/1814-5574_2021_4_412
- Марчалис Н. Люторъ иже лютъ. Прение о вере царя Ивана Грозного с пастором Рокитой. М., 2009. 376 с.
- Морозова Н. А. Сводный каталог кириллических рукописных книг, хранящихся в Литве: предварительные материалы // Slavistica Vilnensis. 2016. № 61. P. 257–366. DOI 10.15388/SlavViln.2016.61.10652
- Морозова Н. А., Темчин С. Ю. Церковнославянские рукописи Литовской национальной библиотеки им. М. Мажвидаса (предварительный список) // Slavistica Vilnensis (Kalbotyra). 2002. № 51 (2). C. 117–134.
- Непряхин И. Ю. Происхождение легенды о «Гусе Ионыше» в составе рукописного сборника XVI в. // Новое прошлое. 2024. № 2. С. 138–153. DOI 10.18522/2500-3224-2024-2-138-153
- Никитина В. Н. Распространение гуситских идей в Венгрии в 30-х годах XV в. // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. М.; Л., 1957. С. 340–349.
- Печников М. В. Иван III и новгородский розыск 1487–1490 гг. Часть 2 // Средневековая Русь. М., 2020. Вып. 14. С. 153–220.
- Подокшин С. А. Реформация и общественная мысль Белоруссии и Литвы. Вторая половина XVI – начало XVII в. Минск, 1970. 224 с.
- Рукописные книги собрания М. П. Погодина. Каталог. СПб., 2010. Вып. 4. 447 с.
- Советов П. В., Баскин Ю. Я. Из истории общественно-политической мысли Молдавии. О взглядах на государство и право в XV–XVII вв. // Ученые записки Института истории языка и литературы Молдавского филиала Академии наук СССР. Кишинев, 1959. Т. 1 (10). С. 201–248.
- Соколов И. И. Отношение протестантизма к России в XVI и XVII веках. М., 1880. 542 с.
- Творогов О. В. Апокрифы об апостолах Петре и Павле // СККДР. Л., 1987. Вып. 1. С. 54–56.
- Турилов А. А. Кирилло-мефодиевская традиция и собрание рукописей Научной библиотеки Саратовского государственного университета // Славянский альманах. 2009. М., 2010. С. 50–59.
- Турилов А. А. Известия о Яне Гусе в сочинениях православных книжников XV–XVI веков // Славяноведение. 2022. № 4. С. 27–39. DOI 10.31857/S0869544X0021050-8
- Федорук А. В., Кубай И. М. Гуситы и военное дело Молдавии в XV в. // Stratum plus. 2013. № 6. С. 255–273.
- Цветаев Д. М. Литературная борьба с протестантством в Московском государстве. М., 1887. 178 с.
- Чумичева О. В. Иван Грозный и Ян Рокита: Столкновение двух культур // Конфессионализация в Западной и Восточной Европе в раннее Новое время. Доклады русско-немецкой научной конференции, 14–16 ноября 2000 г. СПб., 2004. С. 134–155.
- Bak J. The Kingship of Matthias Corvinus: A Renaissance State? // Matthias Corvinus and the Humanism in Central Europe. Budapest, 1994. P. 37–48.
- Boubin J. Petr Chelcicky. Myslitel a reformator. Praha, 2005. 193 s.
- Brock P. The Political and Social Doctrines of the Unity of Czech Brethren in the Fifteenth and Early Sixteens Centuries. London, 1957. 312 p.
- Cameron A. How to Read Heresiology // Journal of Medieval and Early Modern Studies. 2003. Vol. 33. № 3. P. 471–492.
- Dmitriev M. Dissidents russes. II. Matvej Baskin, le starec Artemij. Baden-Baden, 1999. 179 p.
- Kalous A. Bohemians and Moravians in the Court of Matthias Corvinus // Matthias Corvinus the King: Tradition and Renewal in the Hungarian Royal Court, 1458–1490. Budapest, 2008. P. 65–76.
- Schulz G. Die theologiegeschichtliche Stellung des Starzen Artemij innerhalb der Bewegung der Besitzlosen in Russland der ersten Hälfte des 16. Jahrhunderts. Erlangen, 1980. 323 S.
- Šmahel F. Husitská revoluce. Praha, 1993. 362 s.
- Šmahel F. Husitské Čechy: Struktury, procesy, ideje. Praha, 2001. 757 s.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Продолжаем тему, начатую в предыдущих статьях [Камчатнов, 2015; Камчатнов, 2018, Камчатнов, 2022], в которых мы писали о том, что в лексикографическом описании слова должен учитываться и словообразовательный аспект его лексического значения, так как игнорирование этого требования может привести составителей словаря к ошибкам, а его читателя к разного рода недоумениям.
Статья продолжает серию публикаций, посвященных славяно-русским граффити XI–XV вв. из собора Святой Софии в Константинополе. Вниманию читателя предлагается описание 15 надписей, зафиксированных в 2008–2011 гг. в западной галерее.
В работе вводятся в научный оборот археологические, антропологические и палеогенетические данные о популяции кривичей среднего течения р. Вори (северо-восток Московской области). Как показали раскопки шести могильников, заселение среднего течения р. Вори началось в конце XI в. и было связано с переселением сюда жителей верхней Клязьмы, имевших кривичские корни и происходивших из Верхневолжья и района смоленско-новгородского пограничья. На это указывает господство в женском уборе могильников р. Вори проволочных браслетообразных височных колец. Антропологический анализ исследуемой группы кривичей свидетельствует о влиянии на нее смоленско-тверского кривичского населения, а также вятичей долины р. Москвы. Не обнаружены ее связи с восточными кривичами, испытавшими влияние автохтонного восточно-финского компонента. Продолжено изучение генетического наследия кривичей бассейна р. Клязьмы, начатое на материалах могильника Болшево-1 первой половины XII в. Установлена принадлежность мужского погребения из кургана 2 могильника Останкино-2 к Y-ДНК гаплогруппе N1а, ветвь VL29-L1022, характерной для западных прибалтийскофинских групп (в отличие от балто-славянского субклада L550). Авторы связывают это c контактами смоленскополоцких кривичей с кривичами псковскими (IX–X вв.), которые могли обладать долей генетического наследия автохтонного населения культуры псковских длинных курганов с ее значительным прибалтийско-финским элементом. Это не противоречит выводам антропологического исследования.
В статье рассмотрены организация и функционирование ярмарок, регулярно проходивших в XVII в. у стен Кирилло-Белозерского и Кирилло-Новоезерского монастырей. Также показано влияние кирилловских ярмарок на жизнь близлежащего Горицкого девичьего монастыря. Отдельно рассмотрено участие новоезерских монахов в ярмарках. Показана борьба между монастырями и представителями белозерской администрации за право сбора пошлин с монастырских ярмарок, а также попытки торговцев избежать уплаты этих пошлин. Изучение источников показывает, что в первой половине XVII в. монастырские ярмарки прочно связали рынки северных уездов России, а во второй половине XVII в. вышли за рамки регионального явления.
В статье предпринят анализ частных актов из собрания Антониево-Сийского монастыря, имеющих отношение к крестьянскому клану Емецких. Они уже использовались А. И. Копаневым в книге «Крестьянство Русского Севера в XVI в.» (Л., 1978), но в настоящей работе ставится цель изучить не экономическое и социальное положение этих крестьян, а найти сведения, которые возможно использовать для исследования их повседневной жизни и внутрисемейных отношений.
Вниманию читателя предлагается публикация комплекса архивных документов, раскрывающих финал одного из интереснейших эпизодов русско-персидских отношений XVII в. – истории кормщика Амирхана из г. Фарахабад, обвиненного в оскорблении государя Михаила Федоровича и его семьи. Источники отложились в фонде «Сношения России с Персией» РГАДА (Ф. 77. Оп. 1. 1650 г. Д. 1. Ч. 1). В них описана история происшествия из материалов следственных дел русской стороны, а также дипломатической документации. Вводимые в научный оборот тексты позволяют детализировать окончание рассматриваемой истории, а также раскрывают ее важность для изучения процесса функционирования государственных механизмов Русского царства XVII в. и истории русско-иранских отношений.
Изучение именований царских невест в XVII в. позволяет установить, что нет ни достаточных данных об обязательной непрерывной традиции нового именования девиц, избранных царем в жены, о едином правиле при выборе имени, ни общего для всех объяснения причин его смены. Выявлено, кто из избранниц получил новое имя, факт смены которого не может быть объяснен принадлежностью девушки к неродовитой фамилии. Приведены материалы и предложен ряд объяснений имянаречениям царских невест.
В статье рассматривается биография датского купца и авантюриста Клемента Блума – участника морских путешествий на Север России в начале XVII в. Блум стал руководителем неудачной экспедиции датской Печорской компании в Пустозерск в 1619 г. Короткое пребывание датчанина в Кольском остроге спровоцировало конфликт, вызвавший ряд нападений датской эскадры на Мурманский берег. В судьбе Блума отразились черты взаимоотношений европейцев и русских на Крайнем Севере: торговое сотрудничество и дружеские контакты с представителями администрации и местного общества.
Статья посвящена утраченной надписи, сообщающей данные о закладке в 1552 г. собора Рождества Христова в Верее. Датировка единственного сохранившегося каменного городского храма, построенного в удельном городе старицких князей, имеет большое значение для изучения зодчества середины XVI столетия. В результате анализа традиции размещения «строительных надписей» в статье делается вывод, что фрагментарно сохранившийся текст первоначально принадлежал храмозданной летописи, помещенной или на белокаменной доске, или на стенах храма в виде изразцового фриза, как в церкви Бориса и Глеба в Старице, созданной тем же князем, либо написанной в технике фрески в интерьере, как в соборе Покрова на Рву.
Конфликт с удельным князем Федором Борисовичем – интересная и в то же время трагическая страница истории Иосифо-Волоцкого монастыря начала XVI в. В историографии она рассматривалась преимущественно в контексте посягательств удельного князя на монастырское имущество. В настоящей статье события исследуются в несколько ином ключе. Основной интерес автора направлен на влияние, которое оказал конфликт с Федором Борисовичем на судьбы постриженников, главным образом Досифея Топоркова.
В статье ставится вопрос об изучении горизонтальных связей в среде московской служилой элиты в поручных записях первой половины XVI в. – по князе М. Л. Глинском (1527 г.), князьям И. М. и А. М. Шуйским (1528 г.) и князе И. И. Пронском (1547 г.). На основании изучения личного состава поручителей показаны особенности взаимоотношения центральной власти с придворной аристократией и членами Государева двора. Поддержка со стороны Василия III и Ивана IV сыграла важную роль в решении поручителей поддержать М. Л. Глинского и И. И. Пронского. В случае с менее известными в то время князьями Шуйскими при поиске поручителей на первый план выходили личные (родственные и поземельные) связи. Круг участников поручных записей во многом имел ситуативный характер и впоследствии не оказывал влияния на расстановку сил в политической борьбе. Отмечено постепенное расширение количества участников поручных записей. Эта тенденция получит более широкое распространение в 1560–1570-е гг.
В статье на материале широкого круга источников (летописей, княжеских докончаний, крестоцеловальных записей, посольских книг, публицистики и т. д.) прослеживается история таких слов и выражений, как добра хотѣти, доброхот, и их производных. Показано, что в Пскове XV – начала XVI в. слова из этого ряда служили для выражения местного патриотизма, в Северо-Восточной Руси второй половины XIV – середины XV в. – для обозначения взаимных обязательств князей в докончаниях; в Московском государстве XVI в. они входили в присягу на верность государю, а в эпоху Смуты использовались патриотами для воодушевления своих единомышленников.
Создавая мировую империю, Чингисхан и его наследники выработали мобилизационные механизмы, которые позволяли удовлетворять растущие потребности в материальных и человеческих ресурсах, необходимых для этого грандиозного предприятия. Сравнительное изучение биографий иностранных военачальников, волей или неволей переходивших на службу к Великому хану в Китае, Средней Азии, на Кавказе и Ближнем Востоке, дает возможность восстановить недостающие звенья в биографии бегло упомянутого в Ипатьевской (ГалицкоВолынской) летописи киевского тысяцкого Дмитра, оборонявшего Киев в 1240 г., а затем оказавшегося на службе у монголов.
Издательство
- Издательство
- ИСл РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991 Москва, Ленинский проспект, д. 32-А
- Юр. адрес
- 119991 Москва, Ленинский проспект, д. 32-А
- ФИО
- Никифоров Константин Владимирович (Директор)
- E-mail адрес
- inslav@inslav.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 9381777
- Сайт
- https://inslav.ru