Изучение именований царских невест в XVII в. позволяет установить, что нет ни достаточных данных об обязательной непрерывной традиции нового именования девиц, избранных царем в жены, о едином правиле при выборе имени, ни общего для всех объяснения причин его смены. Выявлено, кто из избранниц получил новое имя, факт смены которого не может быть объяснен принадлежностью девушки к неродовитой фамилии. Приведены материалы и предложен ряд объяснений имянаречениям царских невест.
Идентификаторы и классификаторы
Впервые факт смены имени девицей, ставшей царской невестой, стал предметом размышлений, основанных на документальных материалах, в фундаментальном труде И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях» 1869 г. [Забелин]. Автор исследования посвятил третью главу описанию драматической ситуации переименований коломенской дворянки Марии Ивановны Хлоповой, выбранной на смотринах первым царем из новой династии Романовых Михаилом Федоровичем. Став в 1616 г. царской невестой, девушка получила имя первой жены Ивана Грозного Анастасии, двоюродной бабки Михаила, родство с которой, главным образом, и породило в историографии XVII в. идею об «особых» правах на престол представителей этой фамилии1. После того как невеста была обвинена в неизлечимой болезни Салтыковыми, родней матери царя инокини Марфы (Ксении Ивановны Шестовой до пострига), которая не скрывала своего недовольства решением сына, царская избранница была сослана с родными в Тобольск и в документах уже значилась как Мария. Решение отца царя патриарха Филарета (в миру Федора Никитича Романова) вернуть ее после проведенного следствия в 1619–1621 гг., которое выявило интригу Салтыковых, привело к переводу Хлоповых в Нижний Новгород, при этом девушку в документах того времени вновь стали именовать Анастасией. Свадьба в 1623 г. так и не состоялась – царица-инокиня Марфа не простила опалы своих родственников из-за ссылки царской невесты, но эта семилетняя история переименований дала основания И. Е. Забелину сделать вывод, что Мария была первой невестой, после которой был явлен обычай наречения девиц царским именем.
Список литературы
- Богданов А. П. Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский. М., 1998. 28, [2] с.
- Веселовский С. Б. Исследования по истории опричнины. М., 1963. 539 с., 1 л. портр.
- Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. СПб., 1869. 670 с.
- Каргалов В. В. Русские воеводы XVI–XVII веков. М., 2002. 336 с.
- Козляков В. Н. Василий Шуйский. М., 2007. (Жизнь замечательных людей. Вып. 1275 (1075)). 300, [1] с., [16] л. ил., портр.
- Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Манифестация связи с правящим домом в женских именах: ранние Романовы и семья Дмитрия Годунова // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2018. № 4 (74). С. 63–79. DOI 1025986/IRI.2018.74.4.006 [Литвина, Успенский, 2018а]
- Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Монашеское имя и феномен светской христианской двуименности в до- петровской Руси // Средневековая Русь. М., 2018. Вып. 13. С. 241–280. [Литвина, Успенский, 2018б]
- Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Об именах царицы Агафьи Симеоновны Грушецкой // У истоков и ис- точников: На международных и междисциплинарных путях. Юбилейный сборник в честь Александра Васильевича Назаренко. М., 2018. С. 292–303. [Литвина, Успенский, 2018в]
- Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Христианская двуименность на Руси: Этапы эволюции // Die Welt der Slaven. 2019. Jhrg. 64. Heft. 1. S. 108–127. [Литвина, Успенский, 2019а]
- Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Мужское vs женское в контексте светской христианской двуименности на Руси XVI–XVII вв. // Slověne. 2019. Т. 8. № 1. С. 133–161. DOI 10.31168/2305-6754.2019.8.1.5 [Литвина, Успенский, 2019б]
- Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. К уточнению имен и дат в семье царя Федора Ивановича // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2019. № 1 (75). С. 61–66. DOI 1025986/IRI.2019.75.1.0015 [Литвина, Успенский, 2019в]
- Литвина А. Ф., Успенский Б. Ф. Два имени государя (Потапий Максимович Матвеев внук или Василий Иванович Шуйский) // Анатомия власти: государи и подданные в Средние века и Новое время. М., 2021. С. 120–134. DOI 1017323/978-5-7598-2362-9120-134
- Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Годунов в кругу родни. Биографические разыскания. СПб., 2022. 224 с. [Литвина, Успенский, 2022а]
- Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Браки царей Ивана и Петра Алексеевичей и русская многоименность на пороге Нового времени // Dei Welt der Slaven. 2022. Jhrg. 67. Heft.1. S. 68–90. DOI 10.13173/w5.67.1.068 [Литвина, Успенский, 2022б]
- Лобакова И. А. Исторические события и лица в Житии Иринарха Ростовского // ТОДРЛ. СПб., 2014. Т. 62. С. 193–120.
- Лобакова И. А. «Питие уготовано лютое…»: Из комментария к «Писанию о преставлении и о погребении князя Михаила Васильевича Шуйского, рекомого Скопина» // История и литература в контексте археографии. Новосибирск, 2022. С. 57–65.
- Мартин Р. Э. Невеста для царя. Смотры невест в контексте политической культуры Московии XVI– XVII веков. М., 2023. 408 с.
- Милорадович А. А. Царица Мария Владимировна // Русский архив. М., 1897. Кн. 3. Вып. 9. С. 7–34.
- Муштафаров А. В. Дария // ПЭ. М., 2007. Т. 14. С. 199–201.
- Павлов А. П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584–1605 гг.). СПб., 1992. 278, [1] с.
- Савелов Л. М. Страничка из истории Смутного времени: Царица Мария Петровна Шуйская // Русский архив. М., 1914. Кн. 1. Вып. 2. С. 222–235.
- Солодкин Я. Г. Летописец Московский // СККДР. СПб., 1993. Вып. 3. Ч. 2. С. 250–252.
- Стрельников С. В. Особенности редактирования вкладных и кормовых книг Ростовского Борисоглебского монастыря // Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность: редактор и текст. СПб., 2000. С. 305–322.
- Успенский Б. А., Успенский Ф. Б. Иноческие имена на Руси. М.; СПб., 2017. 344 с.
- Шмидт С. О. У истоков российского абсолютизма. Исследование социально-политической истории времени Ивана Грозного. М., 1992. 493, [2] с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Продолжаем тему, начатую в предыдущих статьях [Камчатнов, 2015; Камчатнов, 2018, Камчатнов, 2022], в которых мы писали о том, что в лексикографическом описании слова должен учитываться и словообразовательный аспект его лексического значения, так как игнорирование этого требования может привести составителей словаря к ошибкам, а его читателя к разного рода недоумениям.
Статья продолжает серию публикаций, посвященных славяно-русским граффити XI–XV вв. из собора Святой Софии в Константинополе. Вниманию читателя предлагается описание 15 надписей, зафиксированных в 2008–2011 гг. в западной галерее.
В работе вводятся в научный оборот археологические, антропологические и палеогенетические данные о популяции кривичей среднего течения р. Вори (северо-восток Московской области). Как показали раскопки шести могильников, заселение среднего течения р. Вори началось в конце XI в. и было связано с переселением сюда жителей верхней Клязьмы, имевших кривичские корни и происходивших из Верхневолжья и района смоленско-новгородского пограничья. На это указывает господство в женском уборе могильников р. Вори проволочных браслетообразных височных колец. Антропологический анализ исследуемой группы кривичей свидетельствует о влиянии на нее смоленско-тверского кривичского населения, а также вятичей долины р. Москвы. Не обнаружены ее связи с восточными кривичами, испытавшими влияние автохтонного восточно-финского компонента. Продолжено изучение генетического наследия кривичей бассейна р. Клязьмы, начатое на материалах могильника Болшево-1 первой половины XII в. Установлена принадлежность мужского погребения из кургана 2 могильника Останкино-2 к Y-ДНК гаплогруппе N1а, ветвь VL29-L1022, характерной для западных прибалтийскофинских групп (в отличие от балто-славянского субклада L550). Авторы связывают это c контактами смоленскополоцких кривичей с кривичами псковскими (IX–X вв.), которые могли обладать долей генетического наследия автохтонного населения культуры псковских длинных курганов с ее значительным прибалтийско-финским элементом. Это не противоречит выводам антропологического исследования.
В статье рассмотрены организация и функционирование ярмарок, регулярно проходивших в XVII в. у стен Кирилло-Белозерского и Кирилло-Новоезерского монастырей. Также показано влияние кирилловских ярмарок на жизнь близлежащего Горицкого девичьего монастыря. Отдельно рассмотрено участие новоезерских монахов в ярмарках. Показана борьба между монастырями и представителями белозерской администрации за право сбора пошлин с монастырских ярмарок, а также попытки торговцев избежать уплаты этих пошлин. Изучение источников показывает, что в первой половине XVII в. монастырские ярмарки прочно связали рынки северных уездов России, а во второй половине XVII в. вышли за рамки регионального явления.
В статье предпринят анализ частных актов из собрания Антониево-Сийского монастыря, имеющих отношение к крестьянскому клану Емецких. Они уже использовались А. И. Копаневым в книге «Крестьянство Русского Севера в XVI в.» (Л., 1978), но в настоящей работе ставится цель изучить не экономическое и социальное положение этих крестьян, а найти сведения, которые возможно использовать для исследования их повседневной жизни и внутрисемейных отношений.
Вниманию читателя предлагается публикация комплекса архивных документов, раскрывающих финал одного из интереснейших эпизодов русско-персидских отношений XVII в. – истории кормщика Амирхана из г. Фарахабад, обвиненного в оскорблении государя Михаила Федоровича и его семьи. Источники отложились в фонде «Сношения России с Персией» РГАДА (Ф. 77. Оп. 1. 1650 г. Д. 1. Ч. 1). В них описана история происшествия из материалов следственных дел русской стороны, а также дипломатической документации. Вводимые в научный оборот тексты позволяют детализировать окончание рассматриваемой истории, а также раскрывают ее важность для изучения процесса функционирования государственных механизмов Русского царства XVII в. и истории русско-иранских отношений.
В статье рассматривается биография датского купца и авантюриста Клемента Блума – участника морских путешествий на Север России в начале XVII в. Блум стал руководителем неудачной экспедиции датской Печорской компании в Пустозерск в 1619 г. Короткое пребывание датчанина в Кольском остроге спровоцировало конфликт, вызвавший ряд нападений датской эскадры на Мурманский берег. В судьбе Блума отразились черты взаимоотношений европейцев и русских на Крайнем Севере: торговое сотрудничество и дружеские контакты с представителями администрации и местного общества.
Статья посвящена утраченной надписи, сообщающей данные о закладке в 1552 г. собора Рождества Христова в Верее. Датировка единственного сохранившегося каменного городского храма, построенного в удельном городе старицких князей, имеет большое значение для изучения зодчества середины XVI столетия. В результате анализа традиции размещения «строительных надписей» в статье делается вывод, что фрагментарно сохранившийся текст первоначально принадлежал храмозданной летописи, помещенной или на белокаменной доске, или на стенах храма в виде изразцового фриза, как в церкви Бориса и Глеба в Старице, созданной тем же князем, либо написанной в технике фрески в интерьере, как в соборе Покрова на Рву.
В статье представлен детальный анализ еретического учения «гусов», проникшего на территорию ЮгоЗападной Руси во второй половине XVI в.: описаны сохранившиеся рукописи, содержащие полемический текст, охарактеризованы идеи вольнодумцев. Сделано предположение о восприятии православными книжниками исследуемого учения как протестантского, что позволяет увидеть место еретиков в социальной жизни православного населения Речи Посполитой.
Конфликт с удельным князем Федором Борисовичем – интересная и в то же время трагическая страница истории Иосифо-Волоцкого монастыря начала XVI в. В историографии она рассматривалась преимущественно в контексте посягательств удельного князя на монастырское имущество. В настоящей статье события исследуются в несколько ином ключе. Основной интерес автора направлен на влияние, которое оказал конфликт с Федором Борисовичем на судьбы постриженников, главным образом Досифея Топоркова.
В статье ставится вопрос об изучении горизонтальных связей в среде московской служилой элиты в поручных записях первой половины XVI в. – по князе М. Л. Глинском (1527 г.), князьям И. М. и А. М. Шуйским (1528 г.) и князе И. И. Пронском (1547 г.). На основании изучения личного состава поручителей показаны особенности взаимоотношения центральной власти с придворной аристократией и членами Государева двора. Поддержка со стороны Василия III и Ивана IV сыграла важную роль в решении поручителей поддержать М. Л. Глинского и И. И. Пронского. В случае с менее известными в то время князьями Шуйскими при поиске поручителей на первый план выходили личные (родственные и поземельные) связи. Круг участников поручных записей во многом имел ситуативный характер и впоследствии не оказывал влияния на расстановку сил в политической борьбе. Отмечено постепенное расширение количества участников поручных записей. Эта тенденция получит более широкое распространение в 1560–1570-е гг.
В статье на материале широкого круга источников (летописей, княжеских докончаний, крестоцеловальных записей, посольских книг, публицистики и т. д.) прослеживается история таких слов и выражений, как добра хотѣти, доброхот, и их производных. Показано, что в Пскове XV – начала XVI в. слова из этого ряда служили для выражения местного патриотизма, в Северо-Восточной Руси второй половины XIV – середины XV в. – для обозначения взаимных обязательств князей в докончаниях; в Московском государстве XVI в. они входили в присягу на верность государю, а в эпоху Смуты использовались патриотами для воодушевления своих единомышленников.
Создавая мировую империю, Чингисхан и его наследники выработали мобилизационные механизмы, которые позволяли удовлетворять растущие потребности в материальных и человеческих ресурсах, необходимых для этого грандиозного предприятия. Сравнительное изучение биографий иностранных военачальников, волей или неволей переходивших на службу к Великому хану в Китае, Средней Азии, на Кавказе и Ближнем Востоке, дает возможность восстановить недостающие звенья в биографии бегло упомянутого в Ипатьевской (ГалицкоВолынской) летописи киевского тысяцкого Дмитра, оборонявшего Киев в 1240 г., а затем оказавшегося на службе у монголов.
Издательство
- Издательство
- ИСл РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991 Москва, Ленинский проспект, д. 32-А
- Юр. адрес
- 119991 Москва, Ленинский проспект, д. 32-А
- ФИО
- Никифоров Константин Владимирович (Директор)
- E-mail адрес
- inslav@inslav.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 9381777
- Сайт
- https://inslav.ru