Изучается монолингвизм в условиях естественного тувинско-русского билингвизма. С учетом того, что овладение языком вообще, а овладение вторым языком тем более подчиняется не лингвистическим, а психологическим закономерностям, законам усвоения и подражания, нами предпринята попытка изучить индивидуально-психологические особенности такой высшей психической функции, как речь. Именно речь на втором языке у лиц, позиционирующих себя как монолингвы и отрицающих, что они имеют возможность говорить на неродном языке. Цель - обозначить и зафиксировать факт некоторых языковых компетенций в тувинском языке у лиц, позиционирующих себя монолингвами, и провести качественный анализ их языковых навыков. Применены диагностические методы: клиническая беседа, наблюдение, анкетирование. Также нами было установлено наличие некоторых зачастую неосознаваемых языковых компетенций на втором языке, факт владения которым респонденты отрицали, и особенности их языковой личности. Сделаны выводы, что появление монолингвизма возможно только на ранних стадиях формирования психики; в онтогенезе монолингвизм трансформируется в психологический билингвизм, а далее - в полилингвизм; речевые компетенции русскоязычных жителей-монолингвов Республики Тыва формируются в естественной билингвальной среде; среди речевых компетенций русскоязычных жителей-монолингвов Республики Тыва, сформированных в условиях естественной билингвальной среды, имеются неосознаваемые и / или непризнаваемые речевые компетенции иных языковых систем, в результате чего они фактически являются билингвами.
Идентификаторы и классификаторы
На сегодняшний день ведущими гуманитарными науками как за рубежом, так и в России накоплено достаточное количество знаний о билингвизме, многочисленные научные подходы к описанию и определению которого предлагают широкий диапазон вариантов его понимания и трактования, роли и значения. Научная среда поделилась на два лагеря, где представители одного считают, что билингвизм способствует повышению умственных способностей индивида, а другие – что особой разницы в когнитивной сфере между билингвами и монолингвами нет. Традиционно исследования на данную тему проводились относительно второго неродного языка, изучаемого как иностранный в отрыве от социокультурной среды, в которой он применяется. В ходе анализа специализированной литературы отмечено отсутствие вариативности научных теорий по развитию и формированию естественного билингвизма, его этапов, фаз, особенностей динамики становления. Эпизодическим работам по изучению русского национального билингвизма присущ несистемный характер, акцент в которых делается однозначно в сторону билингвов, а тема монолингвов не раскрывается вообще. В научной литературе отсутствуют изыскания на тему монолингвизма в целом, а с точки зрения психологии особенно, что создает предпосылки для неверного истолкования этого явления.
Список литературы
1. Морозова И. С., Булгакова Е. О. Совместная мыслительная деятельность и ее применение в практике обучения. Вестник КемГУ. 2007. № 1. С. 20-25. EDN: LTXKSD
2. Богус М. Б. Влияние билингвизма на интеллектуальное развитие личности обучаемых. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2008. № 7. С. 40-44. EDN: KGLPFR
3. Емельянова Я. Б. Различные подходы к оценке влияния билингвизма на интеллектуальное развитие личности. Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. 2010. № 2. С. 91-102. EDN: MQPHCH
4. Новикова Д. А., Метласова Т. М. Естественный и искусственный билингвизм. Языковые и культурные контакты: лингвистический и лингводидактический аспекты: IV Междунар. науч.-практ. конф. (Саратов, 14-15 ноября 2019 г.) Саратов: Сарат. ист-к, 2019. С. 221-224. EDN: DUUJMM
5. Косьмина М. А. Влияние билингвизма на формирование языковой компетентности у детей 6-7 лет. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. № 20. С. 307-311. EDN: KOHVAH
6. Джагапирова Е. Ю. Особенности развития языковой личности детей, воспитывающихся в условиях естественного и искусственного билингвизма. Актуальные проблемы современной науки: IV Междунар. науч-практ. конф. (Алушта, 27-30 апреля 2015 г.) Ставрополь: СУ, 2015. Т. 1. С. 172-174. EDN: TXYGYN
7. Никитенко Ю. С. Когнитивные и социокультурные аспекты билингвизма. Образование от “А” до “Я”. 2022. № 2. С. 59-61. EDN: TDQCSS
8. Маханькова Н. А., Морозова И. С. Особенности речевой деятельности шорцев в условиях билингвизма. Вестник КемГУ. 2007. № 1. С. 14-20. EDN: LTXKRT
9. Цветкова Т. К. Теория билингвизма - основа современной лингводидактики. М.: Спутник, 2020. 117 с. EDN: QLFXDB
10. Симонов К. В. К вопросу об определении и типологизации понятия “билингвизм”. Актуальные проблемы и современные технологии преподавания иностранных языков в неспециальных вузах: XIV Всерос. с Междунар. уч. науч.-практ. конф. (Воронеж, 19-20 марта 2021 г.) Воронеж: Науч. кн., 2021. С. 220-224. EDN: RSTSHF
11. Савицкий В. М. Билингвизм и владение неродным языком: качественное различие. Российский журнал исследований билингвизма. 2021. № 1. С. 11-20. EDN: RPWKAA
12. Нищимова Е. А., Малоокая Ж. Ю. Идеи развития билингвизма в зарубежной литературе и их влияние на иноязычное образование. Вестник Cтавропольского гос. ун-та. 2011. № 2. С. 42-49. EDN: NYAUJN
13. Розенцвейг В. Ю. Языковые контакты. Л.: Наука, 1972. 80 с.
14. Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность. 2-е изд. М.: МПСИ, 2004. 324 с. EDN: QLFXDB
15. Знаменская Т. А. Проблемы билингвизма и его влияния на языковую личность. Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 3. С. 42-46. EDN: SEWRWB
16. Саркисов Э. Э. К вопросу о “чистом” билингвизме, или возможен ли билингвизм без интерференций? Актуальные проблемы англоязычной филологии, лингвистики и межкультурной коммуникации, ред. С. Г. Николаев. Ростов н/Д.: Профпресслит, 2022. С. 188-199. EDN: LKLIKJ
17. Верещагин Е. М. Психологические и методические характеристики двуязычия (билингвизма). М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014. 162 с. EDN: YLQLZH
18. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. 427 с.
19. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2011. 784 с. EDN: UYMWZB
20. Сартбекова Н. К., Абакулов Р. А. К вопросу о билингвизме в Кыргызстане. Наука и инновационные технологии. 2023. № 2. С. 231-237. DOI: 10.33942/sit042327 EDN: YZLXIC
21. Аден Ж. Ш., Сансызбаева С. К. Двуязычие как феномен транскультурной коммуникации. Керуен. 2022. Т. 76. № 3. С. 304-319. DOI: 10.53871/2078-8134.2022.3-26 EDN: JHNWJS
22. Донгак Ч. Б. Тувинско-русский билингвизм в дискурсивном аспекте. Казанская наука. 2021. № 11. С. 168-171. EDN: WVNSNB
23. Колмогорова А. В., Маликова А. В. Субъективные и объективные факторы билингвизма в эмоциональном восприятии текста (на материале тувинско-русского билингвизма). Вестник КемеГУ. 2022. Т. 24. № 6. С. 735-743. DOI: 10.21603/2078-8975-2022-24-6-735-743
24. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. 3-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 2007. 526 с. EDN: QXQIMT
25. Кравцов Г. Г. Проблема личности в культурно-исторической психологии. Культурно-историческая психология. 2006. № 1. С. 18-25. EDN: LTWHFF
Выпуск
Другие статьи выпуска
Одним из неотъемлемых компонентов конституционного права на судебную защиту является обеспеченная возможность обращения в суд. Цель - определить направления совершенствования и анализа перспектив развития института судебных расходов в цивилистическом процессе через призму обеспечения доступности правосудия. В результате рассматривается проблема применения льготных механизмов уплаты государственной пошлины при обращении в суд и рассмотрении дела в цивилистическом процессе; обосновывается непосредственная связь льгот по уплате госпошлины с принципом доступности правосудия и правом на судебную защиту; разрешаются отдельные вопросы толкования оснований предоставления льгот по уплате государственной пошлины. В работе формулируется вывод о нежелательности повышения ставок государственной пошлины как фактора, способного негативным образом повлиять на объем гарантий судебной защиты. Вместе с тем в условиях очевидных инфляционных процессов выявляются предпосылки к удорожанию для государства цивилистического процесса и увеличению размеров государственной пошлины, в связи с чем выявлены предпосылки для расширения критериев льгот по оплате государственной пошлины. В результате анализа судебной практики автор делает вывод об отсутствии единообразия в вопросах предоставления льгот по уплате госпошлины, выделяет ключевые основания для применения отдельных льготных механизмов уплаты госпошлины. Также предлагается внедрить в российское правовое поле дополнительные гарантии реализации права на защиту, в частности, институт финансирования судебных расходов третьим лицом, не являющимся участвующим в деле лицом, но имеющим ряд гарантий по возмещению своих затрат на инвестирование процесса. Сделан вывод о целесообразности апробации механизма инвестирования судебных расходов в групповом производстве.
Исследуется институт народных заседателей с момента образования Китайской Народной Республики в 1949 г. и до настоящего времени на основе нормативных актов и других официальных документов, посвященных правовому регулированию порядка формирования и работы судов с участием представителей народа. Особое внимание уделено процедуре отбора народных заседателей, которую в Китае считают одной из форм воплощения базовых ценностей социалистической правовой системы с китайской спецификой. Анализируются концептуальные основы многоступенчатой процедуры случайного отбора, характер которых свидетельствует о значительном расширении социального состава народных заседателей и об укреплении демократических начал в судебной системе страны. Сделан вывод об инновационном характере современной системы народных заседателей, заключающийся в существовании двух видов судов с их участием, в одном из которых прослеживаются не характерные для Китая элементы суда присяжных. Дуализм китайской модели народного участия в отправлении правосудия, правовые основы которого заложены в 2018 г. «Законом о народных заседателях КНР», может быть полезным для других стран, независимо от их политических и идеологических основ. Ставится вопрос о возможности использования китайской модели института народных заседателей в современной России.
Несмотря на важность роли, которую играет сеть Интернет, превалирующая часть процессов, осуществляемых в пределах виртуального пространства, находится вне сферы интересов законодателя. Существующие нормативные правовые акты регулируют отношения, изначально появившиеся в пределах реального мира, и не всегда способны учесть специфику отношений в виртуальном пространстве. Отсутствие необходимого правового регулирования связано с тем, что законодатель не может определиться, являются ли цифровые права и свободы новыми категориями или продолжением уже существующих правовых положений. В статье предпринимается попытка обосновать наиболее правильный подход. Цель - понять, существует ли цифровая жизнь и обособленная цифровая личность, или все, что происходит в цифровом пространстве, является продолжением конституционного права на жизнь, осуществляемого тем же субъектом права. Это нужно, чтобы осознать, какой подход к закреплению цифровых прав и свобод является наиболее корректным. Использованы общенаучные (анализ, синтез, моделирование) и частнонаучные (сравнительно-правовой, формально-логический) методы познания. Анализируется конституционное право на жизнь; выделяются категории цифровой образ и цифровая личность; рассматривается природа и особенности этих категорий; предлагается вариант правового регулирования цифровых прав и свобод. Сделан вывод, что возможность существования цифровой личности зависит от выбранного законодателем подхода к регулированию цифровых прав и свобод. Если законодатель оценивает цифровые права и свободы как продолжение прав и свобод, существующих в реальности, то создание цифровой личности является невозможным, человек лишь формирует и воплощает свой цифровой образ в виртуальном пространстве. Если законодатель оценивает права и свободы как новую категорию, то создание цифровой личности является возможном, но только в контексте искусственного интеллекта.
Изучена система принципов института общественного контроля и место в ней принципа многообразия его форм. Проанализированы основные проблемы, препятствующие реализации принципов общественного контроля. Формализована и обоснована группа предложений по разрешению указанных проблем, в том числе путем: а) инкорпорирования института гражданского общества в Конституцию страны с формализацией в ней системы его принципов; б) расширения числа форм общественного контроля; в) исследования положительного иностранного опыта закрепления и реализации принципов контроля гражданского общества за аппаратом публичной власти с последующей адаптацией наиболее эффективных разработок под российские реалии (и их инкорпорированием в российское законодательство об общественном контроле); г) внедрения в России системы анализа экономической эффективности и результативности проводимых мероприятий общественного контроля по отдельным их формам; д) расширения числа структур, уполномоченных на организацию и проведение указанных мероприятий; е) ужесточения правовой ответственности для любых субъектов, препятствующих реализации вышеназванных мероприятий.
Представлен опыт разработки учебного пособия для учащихся гуманитарного и универсального профилей обучения (X-XI классы), обладающего характеристиками интегрированного профориентационного языкового курса. Курс относится к элективным и ориентирует старшеклассников на деятельность в уголовно-исполнительной системе, показывает ее взаимосвязь с уголовным правом. Цель - дать общее представление о профориентационных основах элективного языкового курса «Legal English: Law, Crime and Punishment» через описание структуры одноименного пособия. На основании системно-функционального подхода кратко излагается структура пособия «Legal English: Law, Crime and Punishment». Компетентностный подход отражен в заданиях, направленных на развитие иноязычной компетенции, а также на закрепление практических навыков ведения научно-исследовательской работы и осуществления профессиональных проб по специальностям, свойственным уголовной и уголовно-исполнительной сферам деятельности. Приводится описание профориентационного потенциала учебного пособия с позиции возможностей профинформирования, профагитации и профвоспитания учащихся. В результате предложенное пособие можно рассматривать в качестве одного из инструментов решения проблем учебно-методического обеспечения профессиональной ориентации в рамках профильного обучения.
В настоящее время растет спрос на разносторонне развитого молодого специалиста. Это касается не только сформированных профессиональных навыков, набирают обороты так называемые надпрофессиональные навыки, которые отвечают за развитие личности и ее индивидуальных качеств, необходимых для достижения высоких результатов. Современные условия обучения, труда, жизни предполагают умение эффективно выстраивать свою деятельность, образовательный процесс в соответствии с поставленными целями, за счет использования на практике необходимых навыков и умений самоменеджмента. Ставить цели и достигать их в реальные сроки, правильно планировать свое время, выстраивать траекторию достижений, самообразование и самоорганизацию, умение рефлексировать и на основании результатов двигаться дальше - все это говорит о развитии самоменеджмента. Самоменеджмент начинает активно изучаться и развиваться в сфере личного образования, а также рассматриваться в рамках высшего образования как важный элемент развития личности. Цель - определить сущность и содержательные компоненты компетентности самоменеджмента. Обоснована актуальность развития самоменеджмента в рамках образовательного процесса вуза; проведен литературный анализ по направлению исследования; определены понятия самоменеджмент, компетентность самоменеджмента; выделены четыре компонента компетентности самоменеджмента: мотивационно-целевой, когнитивный, деятельностный и рефлексивно-оценочный. Приведена структура компетентности самоменеджмента с тремя уровнями развития ее компонентов: начальный, базовый и развитый.
В настоящее время педагогические специальности отнесены к приоритетным направлениям высшего образования РФ. Цель - рассмотреть квалификационные уровни педагогов и структуру профессиональной компетентности, а также определить систему профессиональных компетенций, выделив ключевые из них. Рассмотрены особенности получения педагогической квалификации в контексте реализации структурной модели педагогического образования; установлено, что окончание любого уровня педагогического образования дает возможность профессиональной деятельности, однако каждый его уровень определяет различную педагогическую траекторию (базовым уровнем устанавливается бакалавриат, а универсальную педагогическую траекторию для работы на любом уровне образования обеспечит окончание магистратуры); раскрыто содержание профессиональной компетентности педагога. Под компетентностью определена совокупность компетенций, обеспечивающих умение педагога эффективно организовать педагогический процесс. Она сформирована в виде профессиональной и методической компетенций в качестве двух важнейших навыков педагога любой квалификации. Предложены пути их совершенствования по формальной и информальной моделям. Установлено, что для преподавателя иностранного языка важнейшей является иноязычная коммуникативная компетенция, совершенствование которой в течение педагогической деятельности будет наиболее эффективным применительно к системе международных экзаменов. Рассмотрена система независимой оценки уровня иноязычной коммуникативной компетенции на основе международной шкалы CEFR. По результатам значение высшего педагогического образования определено в качестве базовой основы дальнейшего профессионального роста на протяжении всего периода педагогической практики в неформальной модели обучения совершенствование методической компетенции по программам повышения квалификации и педагогической компетенции на основе системы международных экзаменов.
Современное общество требует от многих специалистов и от педагогических работников в том числе постоянного развития и самосовершенствования. Обсуждается необходимость обеспечения организации научно-методического сопровождения для профессионально-личностного развития педагогов в системе дополнительного профессионального образования; исследуется понятие индивидуальная образовательная программа развития педагогов; аргументируется разработка программы на основе выявленных профессиональных дефицитов с помощью различных форм и способов. Цель - анализ структуры научно-методического сопровождения по профессионально-личностному развитию педагогов на основе персонифицированного и личностно-ориентированного подходов к обучению и технологий, с помощью которых реализуются цели, направленные на повышение уровня профессионального и личностного развития педагогов: наставничество, коучинг и менторинг. В результате были определены схожие и отличительные характеристики данных технологий. Используя такие методы исследования, как анализ, систематизация, обобщение. Предлагается рассматривать понятие научно-методическое сопровождение как целостную систему взаимосвязанных действий и направлений работы, ориентированных на профессионально-личностное развитие каждого педагога. Помимо этого, в работе представлены результаты апробации отдельных элементов системы научно-методического сопровождения по итогам серии практических вебинаров с обучающимися педагогического вуза и педагогами общеобразовательных организаций.
Одна из важных задач инженерно-технической защиты информации - обеспечение физической безопасности охраняемого объекта. Цель - разработка способа приближенного расчета стоимости монтажа инженерного заграждения в виде одноуровневого спирального барьера безопасности для внедрения в учебный процесс. Анализ учебно-методической, профильной и нормативно-правовой литературы показал, что расчет стоимости монтажа различных инженерных заграждений на гипотетическом охраняемом объекте является редко освещаемым вопросом в процессе обучения специалистов по защите информации на дисциплинах, связанных с инженерно-технической защитой информации. Разработан способ приближенного расчета стоимости монтажа армированной колючей ленты, выполненной в виде одноуровневого спирального барьера безопасности; представлен упрощенный учебный образец по приближенному расчету стоимости монтажа инженерного заграждения в виде одноуровневого спирального барьера безопасности для гипотетического охраняемого объекта и с учетом предложенного способа; приведены основные расчеты стоимости монтажа армированной колючей ленты, выполненной в виде одноуровневого спирального барьера безопасности. Результаты могут быть полезны преподавателям и студентам по направлению подготовки «Информационная безопасность» при создании и выполнении лабораторных, практических и курсовых работ на дисциплинах, связанных с инженерно-технической защитой информации. Результаты исследования также могут оказаться интересны техническим специалистам, занимающимся инженерно-технической защитой информации на различных охраняемых объектах, на которых необходимо обеспечить физическую безопасность.
Использование в образовательных организациях разного уровня инновационных подходов к формированию и развитию личности, в том числе ее психофизиологического здоровья, оказывает влияние на качество образования, соответствующее современным требованиям общества. Представлена и описана педагогическая модель совершенствования здоровьесберегающей компетентности педагога основного общего образования. Цель - обосновать компонентную структуру модели совершенствования здоровьесберегающей компетентности педагога, показав ее содержательное наполнение и возможности использования. Отмечена необходимость рассмотрения целевого, содержательного, процессуального и оценочно-результативного блоков. В целевом блоке описаны цели, задачи, принципы, подходы по совершенствованию здоровьесберегающей компетентности педагога в процессе адаптивно-развивающего взаимодействия субъектов образования. Содержательный блок модели включает комплекс образовательных событий, направленных на решение воспитательных, обучающих, развивающих и социально-оздоровительных задач в урочной, внеурочной и внешкольной образовательной деятельности. В описании процессуального блока отражены виды и направленность адаптивно-развивающего взаимодействия субъектов образования, позволяющие корректировать психолого-педагогическое и здоровьесберегающее сопровождение обучающихся основной и средней школы с учетом возрастных, регуляторно-поведенческих особенностей подростков, их функциональных возможностей, ресурсов социально-педагогической среды. Оценочно-результативный блок содержит описание уровневых характеристик трех основных групп здоровьесберегающих компетенций, приобретаемых педагогами: психолого-педагогических, дидактических и информационно-технологических. В результате показана динамика параметров здоровьесберегающей компетентности педагога на этапах констатирующего и формирующего эксперимента по внедрению педагогичесой модели совершенствования здоровьесберегающей компетентности педагога основного общего образования. Проведение комплексного социально-педагогического и психолого-физиологического мониторинга, в свою очередь, способствовало повышению готовности субъектов образования к коммуникации и способности на основе психолого-педагогического взаимодействия мотивировать учебно-познавательную деятельность обучающихся с учетом индивидуальных регуляторно-поведенческих особенностей организма
В процессе обучения иранских студентов русскому языку как иностранному звуковая сторона языка имеет особое значение, поскольку обучающиеся на начальном этапе сталкиваются с фонетической проблемой в понимании нового языка. Одним из основных недостатков владения русской речью среди иранских студентов является неправильное произношение русских высказываний и интерференция родного языка. Отсутствие ресурсов и учебников, связанных со сравнительной фонетической системой русского и персидского языков в Иране, побудило нас провести изучение сравнительного анализа интонационных систем обоих языков. Статья основана на углубленном сравнительном анализе интонационных систем, используемых в русском и персидском языках. Цель - выявить несоответствия между интонационными системами русского и персидского языков по отношению к цели облегчения построения ИК-7 и развития коммуникативных навыков иранских студентов в русском языке. Обработана устная речь 17 иранских студентов с фонетической точки зрения. В процессе акустического анализа использована программа PRAAT (версия 6.2.10). Посредством фильтра высоты звука (pitch) и интенсивности программа анализирует седьмую интонационную конструкцию русского языка и создает графики для визуализации звуков речи. В результате интонация рассматривается как совокупность просодических средств, способствующих сегментированию и структурированию речевого потока в соответствии с задуманным сообщением. Рассмотрено влияние интонационного запаса персидского языка иранских студентов на экспрессию седьмой интонационной структуры; изучено, как интонационные модели используются в каждом языке для передачи смысла и выражения эмоций; выявлены сходства и различия между русской и персидской интонационными системами. Сопоставительно-акустический анализ поможет иранским студентам, изучающим русский язык, предотвратить возникновение фонетико-ритмико-интонационных ошибок по мере продвижения в изучении русского языка. Результаты исследования могут быть использованы студентами и преподавателями иностранных языков, логопедами, специалистами по коммуникациям.
Когнитивные особенности развития и речевой деятельности детей, перенесших оперативное вмешательство по поводу ВПС, малоизучены как с точки зрения психологии, так и с точки зрения лингвистики. Описаны, классифицированы и сопоставлены средства лексической связности устных текстов, созданных подростками 13-15 лет с ВПС после оперативного вмешательства (фокус-группа, 28 респондентов) и их условно здоровыми сверстниками (группа контроля, 28 респондентов). Цель - выявить отличия в средствах лексической когезии данных текстов. Для сбора материала использована диагностическая методика Т. А. Фотековой и Т. В. Ахутиной: респонденты составляли рассказ о родном городе. Осложняющим фактором анализа послужило то, что речь респондентов фокус-группы не являлась собственно монологическим высказыванием: в среднем на опрос одного подростка приходилось 8,5 побудительно-поощрительных реплик интервьюера (3,5 в группе контроля), в связи с чем было принято решение не учитывать случаи лексической когезии между вопросами интервьюера и ответами респондента. Результаты показали дисбаланс лексического повтора: 64 случая в фокус-группе и 100 случаев в группе сравнения; 12 случаев синонимического повтора против 7; 11 случаев антонимического повтора против 6 соответственно. Гиперо-гипонимический повтор был представлен слабо: всего 3 случая в фокус-группе и 6 - в контрольной. Сделан вывод, что, хотя лексический повтор и выступал основным средством когезии, подростки с ВПС прибегали к этому способу значительно реже, чем их условно-здоровые сверстники.
Язык и сознание как две трансцендентальные категории, детерминирующие процессы познания, мышления, интроспекции, восприятия и в целом субъектно-объектные отношения, на разных этапах развития философской мысли получали свое осмысление в зависимости от доминирующей философско-мировоззренческой парадигмы в отношении реальности (реальность vs симуляция / симулякры) и экзистенциальных целей субъекта и социума, а также определялись характерными для данного исторического периода методологическими подходами (феноменологическими, герменевтическими, дискурсивными и др.). Цель - систематизировать основные концепции языка, которые были продуцированы различными историческими эпохами - от Античности до философии языка XXI в. Новизна подхода заключается в рассмотрении эволюции взглядов на язык не с позиции автореференции, а через призму социокультурных и общественно-исторических изменений реальности по отношению к субъекту. Анализируется развитие философии языка от античных времен до современного состояния, описываются причины эволюции подходов к изучению языка и сознания в попытке ответить на вопросы, как представленные парадигмы философии языка и сознания отвечали на вопрос о доступе субъекта к реальному миру, и до какой степени смена парадигм была вызвана изменяющимся культурно-историческим, общественно-политическим фоном. В связи с тем что эволюционная эпистемология выделяет в качестве одной из основных функций языка гносеологическую, дополнительное внимание получают категории мышления и понимания. Сделан вывод, что растущая сложность миропорядка сказывается на отношениях между языком и сознанием - от сингулярности (философия имени) к континуальности (дискурс).
Музыка, являясь неотъемлемой частью человеческой культуры, обладает свойством воздействия на когнитивные процессы и эмоциональные состояния индивида. Работа посвящена анализу воздействия музыкальных композиций разных жанров на когнитивные процессы студентов. Цель - исследовать особенности функционирования когнитивных процессов студентов в ситуациях прослушивания композиций различных музыкальных жанров. Проведена серия экспериментов с использованием стандартизированных психологических тестов и инструментов для оценки когнитивных функций: тесты на определение концентрации внимания, тест на определение функциональных особенностей памяти, тест на оценку настроения, опросная методика. Объект - когнитивные процессы студентов. В эксперименте приняли участие 135 испытуемых в возрасте 18-27 лет. Участники были разделены на 9 независимых групп по 15 человек - по 3 группы на каждый жанр музыки. Студенты слушали музыкальные композиции трех жанров: классическая музыка, рок-музыка, электронная музыка. Когнитивные показатели участников анализировались до и после проведения экспериментальной стадии. Результаты исследования свидетельствуют о наличии особенностей функционирования когнитивных процессов студентов в ситуациях прослушивания композиций различных музыкальных жанров, что может иметь практическое применение в образовательном процессе и психотерапии. Были сделаны следующие выводы: прослушивание классической музыки приводит к активизации внимания, способствует усилению памяти и стабилизации настроения студентов; прослушивание рок-музыки и электронной музыки оказывает разнонаправленное воздействие на когнитивные процессы студентов. Данное исследование предоставляет новый взгляд на механизмы взаимодействия музыки и когнитивных процессов, обогащая существующую базу данных в области психологии, нейронаук и когнитивных наук.
Одной из основных и главных проблем, с которыми сталкиваются иностранные студенты в новой среде, является адаптация к условиям обучения в вузе с незнакомыми для них культурой и языком. Цель - изучить особенности проявления нейродинамических и когнитивно-личностных показателей иностранных студентов в процессе адаптации к условиям обучения в вузе. Предметом исследования выступает совокупность изучаемых признаков. К их числу отнесены такие психофизиологические параметры, как уровень функциональной подвижности нервных процессов, показатель простой зрительно-моторной реакции, объем памяти и внимания. В работе определены личностные характеристики студентов-иностранцев; обоснована необходимость учета нейродинамических и когнитивно-личностных показателей иностранных студентов в процессе адаптации к условиям обучения в вузе; определено наличие более высокого значения ситуативной и более низкого - личностной тревожности у иностранных студентов по сравнению с русскими; получены данные о том, что в процессе адаптации к условиям обучения у иностранных студентов развивается утомление, связанное с ухудшением функционального состояния центральной нервной системы; установлена взаимосвязь национальной принадлежности студента с особенностями проявления личностных характеристик, которые необходимо учитывать в процессе обучения в вузе с целью оптимизации адаптации; показано, что иностранные студенты имеют нейродинамические и когнитивные особенности, обусловленные уровнем владения русским языком. Сделан вывод, что для студентов, не владеющих русским языком, характерно наличие низкого уровня показателей простой зрительно-моторной реакции, функциональной подвижности нервных процессов, памяти и внимания, что свидетельствует о негативных проявлениях процесса адаптации к условиям обучения.
Издательство
- Издательство
- КемГУ
- Регион
- Россия, Кемерово
- Почтовый адрес
- 650000, Кемерово, Красная, 6,
- Юр. адрес
- 650000, Кемерово, Красная, 6,
- ФИО
- Просеков Александр Юрьевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@kemsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (384) 2581226