ISSN 1810-0201 · EISSN 2782-5825
Язык: ru

Статья: Особенности формирования экранной коммуникативной личности педагога высшей школы (2024)

Читать онлайн

Актуальность. Развитие аудиовизуальных каналов коммуникации в области педагогики высшей школы делает актуальным вопрос о формировании эффективного экранного имиджа преподавателя и ученого. Выстраивание коммуникативной личности по экранным канонам становится особенно значимым в сфере осуществления дистанционной педагогической деятельности. Настоящее исследование имеет целью выявление наиболее значимых параметров экранной коммуникативной личности педагога.
Материалы и методы. На основе анализа проекта «Открытое образование» МГУ им. М. В. Ломоносова конкретизированы константные компоненты коммуникативной личности, транслируемые педагогами высшей школы и обеспечивающие эффективность коммуникации со слушателями курса. Материал исследования – аудиовизуальный контент 1540 программ проекта. Хронологические рамки исследования – 2023–2024 гг. Для достижения поставленной цели исследования применяются сравнительно-типологический и текcтологический методы, а также метод анализа контента.
Результаты исследования. Установлено, что к константным параметрам экранной коммуникативной личности педагога высшей школы можно отнести качества, формирующие статус эксперта, а именно: использование стандартных для преподавателя вуза дресс-кодов, точное соответствие содержания речи заявленной тематике, доминирование научного стиля, выраженная паузация, богатое интонирование, умеренная мимика и жестикуляция. К вариативным привлекательным параметрам можно отнести качества, соотносящиеся к особенностям сетевой коммуникации: интимизацию общения, персонификацию, персонализацию, игрореализацию, философское чувство юмора. К качествам, отличающим коммуникативную личность педагога высшей школы на экране от той же личности в аудитории, можно отнести сокращение частотности проявления менторского тона и отсутствие элементов назидательности.
Выводы. Установлено, что эффективное моделирование экранной коммуникативной личности опирается как на константные, так и на вариативные параметры. Первые позволяют педагогу сформировать ощущение экспертности и соответствия статусу преподавателя вуза, а вторые индивидуализируют процесс обучения.

Ключевые фразы: экранная коммуникативная личность, экранный имидж, ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, образ педагога высшей школы
Автор (ы): Шестерина Алла Михайловна, Копылова Ольга Юрьевна
Журнал: Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
378. Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров
Префикс DOI
10.20310/1810-0201-2024-29-5-1353-1361
Для цитирования:
ШЕСТЕРИНА А. М., КОПЫЛОВА О. Ю. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКРАННОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ // ВЕСТНИК ТАМБОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. 2024. ТОМ 29, №5
Текстовый фрагмент статьи