Золотой рукомойный гарнитур из кувшина и стоянца с эмалями, рубинами, изумрудами и алмазами из собрания Музеев Московского Кремля впервые стал объектом отдельного исследования в настоящей статье. Автором на основании изучения архивных источников сделана попытка уточнить его атрибуцию и установить точную дату поступления в царскую казну, предложено собственное обоснование датировки первого привоза греческим купцом в Россию драгоценных рукомоя и стоянца, выполненных, как считает автор, по заказу царя Алексея Михайловича, а также прослежено, как гарнитур несколько раз менял своих хозяев в царской семье. В статье проведен историко-сравнительный анализ предметов, предлагаются изменения в терминологии и в истолковании названий некоторых из них, например, термина «серебреник», раскрывается бытование рукомоев вместе с лоханями, что расширяет представления о церемониях русского царского двора середины и второй половины XVII в. Автору удалось уточнить атрибуцию золотого рукомойного гарнитура в казне русских царей в XVII в., однако точная датировка гарнитура и его практическое использование еще требуют дальнейшего изучения.
Идентификаторы и классификаторы
В Музеях Московского Кремля хранится роскошный золотой рукомойный гарнитур: кувшин (по учетным документам – рукомой, инв. № МВ–39) и стоянец (инв. № МВ–40)1. Они несколько раз принимали участие в выставках, но не становились объектом отдельного исследования [ил. 1]. В опубликованной описи Московской Оружейной палаты 1884 г. указано, что впервые они упоминаются в Описи казны Петра Алексеевича 1702 г., там же приводится и черневая надпись на перехвате под чашей стоянца о пожаловании рассматриваемых предметов царицей Натальей Кирилловной своему внуку – царевичу Алексею Петровичу [Опись, 1884. С. 15]. В настоящий момент в документах музейного учета они имеют атрибуцию: Турция, Стамбул, XVII в. В каталоге выставки «Искусство Блистательной Порты» рукомойный гарнитур опубликован как выполненный в Стамбуле во второй половине XVII в. И. А. Загородняя пишет также, что «из событий «московской жизни» драгоценного гарнитура мы знаем только то, что в 1682 г. он был передан на Казенный двор из Мастерской палаты» [Искусство Блистательной Порты, 2008. С. 146]. Однако это не совсем точные сведения.
Список литературы
- Выходы государей царей и великих князей Михаила Феодоровича, Алексия Михаиловича, Феодора Алексиевича, всея Руси самодержцев (с 1632 по 1682 г.) / предисл. П.М. Строев. М., 1844. 832 с.
- Искусство Блистательной Порты : Каталог выставки / Музеи Московского Кремля. М., 2008. 212 с.
- Опись Московской Оружейной палаты : в 7 ч. Ч. 2. Кн. 1. Золотая и серебряная посуда. М., 1884. 282 с.
- Орленко С.П. «Верховые вещи» в составе царской сокровищницы в XVII веке // Московский Кремль в государственной жизни России. Четыре столетия истории. М., 2015. С. 25–39
- (Материалы и исследования / Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-культурный музей-заповедник „Московский Кремль”». Вып. 26).
- Орленко С.П. О рукомойном приборе в посольском обычае XVI–XVII веков // Материалы и исследования / Федеральное государственное учреждение культуры «Государственный историко-культурный музей-заповедник „Московский Кремль”». М., 2010. Вып. 20. С. 81–97.
- Регалии российских государей и другие атрибуты великокняжеского и царского сана XIV–XVII веков : Каталог собрания / Музеи Московского Кремля. М., 2018. 336 с.
- Рисунки к путешествию по России римско-императорского посланника барона Мейерберга в 1661 и 1662 годах, представляющие виды, народные обычаи, одеяния, портреты и. т. п. : [Альбом рисунков] / изданы Федором Аделунгом, действительным статским советником и Кавалером. СПб., 1827. [4] с., 65 л. ил., портр.
- Федотов А.С. Иван Юрьев – греческий купец и агент на службе царя Алексея Михайловича (с приложением публикации архивных документов по истории международных контактов России XVII в.) // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2019. № 1. С. 125–134.
- Ченцова В.Г. Митра Паисия Иерусалимского – не присланный русскому государю венец «царя Константина» // Патриарх Никон и его время : Сборник научных трудов. М., 2004 (Труды Государственного исторического музея; Вып. 139). С. 11–39.
- Щербина Е.В. Рукомой и стоянец // Царь Петр Алексеевич. Накануне империи. Владивосток, 2022. С. 114.
- Topkapi Palace Museum. Istambul, 2019. 323 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются вопросы, связанные с предметами из коллекции восточного металла – оправой для ножен от кинжала и двумя пряжками. Основываясь на определении типологии предметов как частей оружейного прибора йеменской джамбии типа «тума» и исследуя их технологические и декоративные особенности, автор статьи уточняет место производства и время создания серебряных предметов из собрания Музеев Московского Кремля.
Статья посвящена атрибуции двух серебряных окладов с эмалью – произведений фабрики С. Галкина, чье клеймо отсутствует в существующих на данный момент изданиях о клеймении русских изделий из драгоценных металлов. Нет и специальных статей или книг об этом предприятии, которое специализировалось на создании церковных предметов, в основном окладов икон. Опираясь на архивные источники, автор публикует сведения из истории фирмы, рассуждает о стиле ее произведений и применяемых мастерами технических приемах на примере двух памятников из коллекции Музеев Московского Кремля.
Статья посвящена небольшой группе богослужебных облачений, поступивших в собрание Музеев Московского Кремля из ризницы Златоустовского монастыря – одного из древнейших на территории Москвы, но, к сожалению, не дошедшего до нашего времени. После закрытия монастыря в 20-х годах XX в. наиболее ценные предметы ризницы были переданы в Оружейную палату. Цель данного исследования – выявить, по возможности, все сохранившиеся предметы тканевой ризницы Златоустовского монастыря в собрании Музеев Кремля и уточнить место и время их изготовления.
Анализ большого комплекса архивных документов, включающих описи ризницы XVIII–XIX вв. и Вкладную книгу монастыря, позволили уточнить атрибуцию четырех предметов из ризницы Златоустовского монастыря, а также выявить вкладчиков некоторых из них.
В статье прослеживается история двух ковчегов-реликвариев, созданных в 1883 г. для Екатерининской церкви Вознесенского монастыря, включавших комплекс ценнейших святынь, собиравшихся в кремлевской обители на протяжении нескольких веков, а также их дальнейшая судьба после поступления в собрание Музеев Московского Кремля в послереволюционное время. На основании анализа источников, относящихся к работе Комиссии по приему церковного имущества в Вознесенском монастыре в 1918–1919 гг., а также учетных и делопроизводственных документов музея удалось установить принадлежность к данным комплексам реликвариев целого ряда выдающихся произведений искусства, хранящихся в собрании Музеев Московского Кремля, в том числе в экспозиции «Вознесенский монастырь».
В статье вводится в научный оборот икона в окладе «Спас Вседержитель» из фондов Музеев Московского Кремля как памятник начала XVII столетия (ранее по учетным документам отнесенный к XVIII веку). В результате данного исследования удалось подобрать достаточно близкие датированные аналогии как пробному раскрытию живописи, так и орнаментации оклада, что позволило предположить работу или влияние сольвычегодских мастеров.
Статья посвящена уточнению атрибуции уникального предмета парадной воинской одежды – царского налатника, хранящегося в собрании Музеев Московского Кремля. Памятник неоднократно упоминался в работах, посвященных описанию сокровищ Кремля и царского костюма, однако отдельного исследования истории его бытования проведено не было. Целью данного исследования является попытка обобщить имеющиеся документальные источники и историографические данные о рассматриваемом предмете. Собрав воедино информацию изобразительных, делопроизводственных и нарративных источников о воинских одеяниях русских государей и представителей знати, охватывающих период с XVII в. до конца XIX в., и суммируя данные описей Оружейной палаты, в которых упоминается рассматриваемый в статье памятник, удалось разобраться в наслоениях терминологической путаницы и ошибочных соотнесениях его с предметами других типов. Как следствие, исследование представляет собой резюмирующий шаг в отношении истории изучения и корректной научной атрибуции налатника из собрания Музеев Московского Кремля.
Статья посвящена вопросу атрибуции выносного креста из собрания Музеев Московского Кремля. Анализируя ряд схожих выносных распятий, находящихся как в собрании Музеев Московского Кремля, так и в зарубежных коллекциях, автор приходит к выводу, что они происходят из одной флорентийской мастерской и датируются второй четвертью XIV в. В статье дан подробный искусствоведческий анализ художественных особенностей памятника, рассмотрение его технико-технологических характеристик дополнено сопоставлением с рядом аналогов в области живописи и скульптуры того времени.
Статья посвящена проблеме атрибуции одной из самых малоизученных и малоизвестных икон в собрании Успенского собора Московского Кремля – иконе «Святой Иоанн Воин / Святой Феодор Тирон». Сведений об этом памятнике практически не сохранилось. До недавнего времени имелось лишь несколько косвенных доказательств его древнего происхождении, а датировка XIV столетием основывалась исключительно на характере изготовления деревянной основы. Настоящее исследование предлагает ряд наблюдений, связанных с иконографией и художественными особенностями иконы. Высказанные в публикации аргументы позволяют отнести образ святого Феодора к кругу византийских и русских памятников конца XI – первой четверти XII в. Среди ближайших аналогий исследуемой иконе можно назвать: мозаичный образ святого Димитрия Солунского из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве; икону «Святые воины Георгий, Феодор и Димитрий» конца XI – начала XII в. из собрания Государственного Эрмитажа, а также изображение святого Феодора Тирона на оборотной стороне вислой печати новгородского князя Всеволода Мстиславича (1117–1136). Место происхождения иконы можно гипотетически связать со строительством церкви Святого Феодора Тирона на Щиркове улице в Великом Новгороде.
Издательство
- Издательство
- МУЗЕЙ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 109012, г Москва, Тверской р-н, ул Кремль
- Юр. адрес
- 109012, г Москва, Тверской р-н, ул Кремль
- ФИО
- Гагарина Елена Юрьевна (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______