Предметом внимания в статье является вопрос качества подготовки педагогических кадров для инклюзивной системы региона. Авторами представлен опыт подготовки будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Обоснован потенциал научно-исследовательской деятельности для развития у будущих педагогов инклюзивной компетентности как составляющей профессиональной готовности. Научно-исследовательская работа рассматривается и как процесс развития исследовательского потенциала студентов, и как результат их исследовательской деятельности. Анализируется организационно-технологический компонент образовательной среды педагогического вуза. Основной канвой исследования является проблема квалификации педагогических работников сферы инклюзивного образования. Статистика показывает непрерывный рост количества людей с инвалидностью и особенностями здоровья, при этом нарушения в развитии детей становятся более сложными и многообразными. В данной ситуации проблема доступности образования, способного удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся, остается непростой. В настоящее время многие регионы сталкиваются с нехваткой педагогов, обладающих навыками инклюзивного обучения, что создает серьезные преграды дальнейшему развитию системы инклюзивного образования. Предметом внимания в статье является вопрос качества подготовки педагогических кадров для инклюзивной системы региона. Проанализированный опыт формирования готовности педагогов к работе в инклюзивном образовании приводит авторов к выводу, что педагог является ключевым субъектом, обеспечивающим психологическую безопасность в образовательной среде, и он должен обладать не только мотивацией, но и психолого-педагогическими навыками, профессиональной компетентностью, чтобы эффективно выполнять свои обязанности в области образования.
Идентификаторы и классификаторы
В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, с его инновационной и интенсивно развивающейся системой образования, комплексным подходом к формированию человеческого капитала, инклюзивное образование востребовано и имеет потенциал роста, несмотря на некоторые противоречивые условия. Наблюдается рост числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. По данным информационно-аналитического отчета за 2022 и 2023 гг., в ХМАО – Югре инклюзивное образование получают 345 183 чел., из них 19 156 чел. имеют статус ОВЗ, 3 341 ребенок-инвалид с ОВЗ, 1 369 детей-инвалидов. Разбивка по отдельным нарушениям следующая: 436 детей с нарушениями слуха, 593 – с нарушениями зрения, 8604 – с тяжелыми нарушениями речи, 561 – с проблемами опорно-двигательного аппарата, 7923 – с задержкой психического развития, 4166 – с ментальными нарушениями, 237 – со сложной структурой дефекта. Наибольшее количество детей с ОВЗ – это дошкольники их 9 080 чел., что составляет 47 % от общего числа таких детей в округе [1].
Список литературы
1. Информационно-аналитический отчет по результатам мониторинга “Учет данных о детях с ограниченными возможности здоровья, детях-инвалидах в образовательных организациях Ханты Мансийского автономного округа - Югры за 2022-2023 учебный год” (в ред. от 02.06.2023 № 10-П-1377) // Региональный центр психолого-педагогической помощи и сопровождения автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, “Институт развития образования”. Ханты-Мансийск. 37 с.
2. Шеманов А. Ю., Самсонова Е. В. Специальное образование как ресурс инклюзивного образовательного процесса // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 6. С. 38-46. EDN: CLUGDK
3. Ясвин В. А. Школьное средоведение и педагогическое средотворение: экспертно-проектный практикум. М.: Российский учебник, 2021. URL: https://vbudushee.ru/upload/lib/Shkolnoe_sredovedenie.pdf (дата обращения: 17.04.2024).
4. Сергиенко С. Ю., Колотаева Л. Ю., Тюрина Н. Р. Методическое сопровождение педагогов // Управление качеством образования. 2022. № 2. С. 36-48.
5. Печеркина А. А., Сыманюк Э.Э., Умникова Е.Л. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика: монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та. 2011. 233 с. EDN: QCNWXD
6. Инденбаум Е. Л. Инклюзивная компетентность как перспектива современного педагогического образования // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 452. С. 194-204.
7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-19122014-n-1598/(дата обращения: 12.04.2024).
8. Приказ от 18 октября 2013 г. n 544н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”. URL: https://shkolainternatarbazh-43.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/3/2023/Profstandart.pdf (дата обращения: 11.12.2024).
9. Кожанова Н. С., Болгарова М. А., Панкратьева О. С. Проблема обеспечения психологически комфортной и безопасной среды в инклюзивном образовании // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 307-321. EDN: KLGSDD
10. Леонтьев Д. А., Мандрикова Е. Ю., Рассказова Е. И., Фам А. Х. Личностный потенциал в ситуации неопределенности и выбора. М.: Смысл, 2011. 679 с.
11. Хитрюк В. В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего образования: дис. … д-ра пед. наук 13.00.08-теория и методика профессионального образования. Калининград, 2015. 390 с. EDN: ZPSLYB
12. Емельянова Т. В., Александров Ю. М. Основы инклюзивного образования: практикум. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2014. 69 с. EDN: UUWHLT
13. Калмыкова Е. А. Основные направления формирования когнитивного компонента инклюзивной культуры будущих дефектологов // Auditorium. 2019. № 2 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-formirovaniya-kognitivnogo-komponenta-inklyuzivnoy-kultury-buduschih-defektologov (дата обращения: 11.12.2024). EDN: ZXMSLR
14. Светлакова О. Ю. Формирование инклюзивной культуры педагога воспитательно-оздоровительного учреждения образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. Минск, 2022. 29 с. EDN: FXULEF
15. Алехина С. В. Инклюзивное образование: заданный и истинный курс развития // Образовательная панорама. 2018. № 2 (10). С. 6-10. EDN: YTVMYH
16. Ахметова Д. З. Идеи концепции непрерывного инклюзивного образования // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 44-46. EDN: SITHQL
17. Брызгалова С. О., Зак Г. Г. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями // Специальное образование. 2010. № 3. С. 14-17. EDN: NDCAKB
18. Горюнова Л. В. Модель формирования инклюзивной компетентности педагога в процессе его профессиональной подготовки // Гуманитарные науки. 2018. № 2. С. 57-63.
19. Кетриш Е. В. Готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та. 2018. 120 с. EDN: VQEVPW
Выпуск
Другие статьи выпуска
Очерк посвящен научному наследию доктора филологических наук, профессора Жанылдык Ныгизбаевны Жунусовой, внесшей фундаментальный вклад в казахстанскую лексикографию и сопоставительное языкознание. Особое внимание уделяется итогам юбилейного круглого стола, выпуску научного сборника «Как слово наше отзовется…» и биобиблиографическому указателю, отражающим масштаб научного вклада Жанылдык Ныгизбаевны. Автор очерка подчеркивает, что труды Ж. Н. Жунусовой стали основой для новых направлений филологических исследований, способствуя развитию научных школ и международной интеграции казахстанской лингвистики.
В статье проводится анализ романа американского фантаста Филипа Киндреда Дика «Человек в высоком замке» (1962) сквозь призму политической и метафизической проблематики. Несмотря на то, что творческое наследие Дика привлекает пристальное внимание литературных критиков и широкого круга читателей, оно остается сравнительно мало изученным, что свидетельствует об актуальности настоящего исследования. В романе «Человек в высоком замке» Дик создает альтернативную реальность, в которой нацистская Германия и Япония одержали победу во Второй мировой войне. Писатель не ограничивается реконструкцией политической истории и задает философские вопросы о сущности реальности, судьбе и человеческой свободе. Цель исследования заключается в анализе функционирования политического и метафизического компонента в поэтике романа Ф. Дика «Человек в высоком замке», для чего автором статьи были применены историко-литературный и структурный методы, позволившие провести анализ поэтики романа в свете выбранной проблематики. Автор публикации приходит к выводу, что концентрация писателя на исследовании совокупности политических и философских проблем приводит к многочисленным критическим сравнениям с идеями выдающихся мыслителей; политика пронизывает жизни персонажей Ф. Дика, которые, сталкиваясь с давлением тоталитарных режимов, вынуждены принимать происходящие ужасы как неизбежность; политическая реальность проникает в самую ткань повседневности, влияя на моральные и экзистенциальные решения героев романа. Взаимодействие между политическими и метафизическими темами раскрывается через характерные для творчества Дика философские мотивы, такие как идеи неоплатоников, гностиков и экзистенциалистов. Роман «Человек в высоком замке» является примером произведения, в котором политические и философские идеи органично переплетаются, формируя поэтику романа.
Автор исследует антропонимы, которые используются в текущем столетии православным тюркским этносом, проживающим на территории Челябинской области. Материалом для анализа послужили 60 нагайбакских имен собственных, попавших в коллекцию собирателя Николая Павловича Васильева. Объектом исследования являются непосредственно антропонимы, используемые в нагайбакском социуме. Автор статьи рассматривает отличительные черты традиции имянаречения в различных социально-культурных группах. Актуальность данного исследования заключается в важности изучения антропонимикона нагайбаков, который ранее не был представлен в научном дискурсе. Личные имена способны отражать как особенности религиозных, идеологических, культурных и этических установок общества, так и эстетические предпочтения народа в целом, что подтверждает необходимость рассмотрения антропонимикона для понимания специфики этнического сознания. В качестве метода исследования был выбран историко-этимологический анализ лексических единиц, в результате которого было обнаружено, что все собранные коллекционером и используемые в нагайбакском обществе антропонимы представляют собой заимствования из русского языка, получившие иной фонетический облик в языке малого народа. Большинство из этих имён собственных при этом могло попасть к нагайбакам через православные святцы при крещении.
Изучению трудов Николая Ивановича Бухарина посвящено немало исследований как в России, так и за рубежом. Он оказался не только талантливым идеологом партии большевиков, но и писал научные труды по философии и культуре. Историки, политологи, философы, и ученые биологи изучают его наследие до сих пор. Однако крайне мало современных исследований, посвященных изучению его взглядов именно на организацию труда в первые годы советской власти, при том что мнение Н. И. Бухарина в партии являлось достаточно весомым. Данная статья посвящена анализу книги Н. И. Бухарина «Экономика переходного периода», которая была написана в самый пик проведения советской властью политики военного коммунизма. В ней автор подробно рассматривает способы организации труда в условиях «переходного периода», приходя к выводу, что основным элементом является принуждение. Дифференцируя трудовое население по различным основаниям, Н. И. Бухарин распространяет «концентрированное насилие» на всех - от рабочих до нетрудовой интеллигенции и «шкурников». Для одних принуждение будет элементом сплочения, а для других - единственным способом заставить работать на государство. Более того, в условиях принуждения отпадает и необходимость в оплате труда деньгами, что тоже пойдет только на пользу экономике. Достаточно будет продовольственного пайка. В конце книги Н. И. Бухарин подчеркивает, что подобный способ организации хозяйства не может применяться постоянно, но именно принуждение будет самой эффективной мерой при восстановлении экономики и может быть использовано так долго, сколько потребуется государству.
Статья освящает кадровую политику в трамвайно-троллейбусном предприятии города Челябинска - одного из крупных центров эвакуации в годы Великой Отечественной войны. Предмет исследования - количественные показатели численности кадров трамвайно-троллейбусного предприятия. Актуальность исследования вызвана возможностью изучения кадровой политики городского коммунального предприятия в чрезвычайных условиях военного времени. Впервые в отечественной историографии городского электротранспорта ротация кадров на предприятии проанализирована на основе статистических данных по месяцам. Методологическая рамка исследования - новая рабочая история. Работа построена на анализе частотной выборки приказов директора Челябинского Трамвайно-Троллейбусного треста за январь, июль 1942, 1944, 1945 гг. По итогам работы авторы пришли к выводу о возможности наметить ряд тенденций в работе периферийных трамвайно-троллейбусных предприятий в годы Великой Отечественной войны: сохранение трудовых правонарушений, несмотря на ужесточение трудового законодательства в военное время. Выраженные сезонные различия в динамике увольнений, наряду с дисбалансом между количеством увольнений в Службе подвижного состава и интенсивностью кадровых перемещений в других подразделениях, указывают на специфику применения трудового законодательства. Пополнение штата производилось за счет механизмов мобилизационной экономики военного времени.
Статья посвящена исследованию развития инновационной образовательной среды вуза при формировании готовности будущих инженеров к профессиональной деятельности. В условиях стремительных изменений в технологической сфере и требованиях к квалификации специалистов необходимо постоянно пересматривать подходы к содержанию обучения и интегрировать инновационные методы преподавания в образовательный процесс. Рассмотрены ключевые аспекты формирования инновационной среды, реализуемого кафедрой радиоэлектроники и электроэнергетики Сургутского государственного университета для обучения будущих инженеров по направлениям подготовки / специальности: «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» (ИТСС) направленности (профиль) «Корпоративные инфокоммуникационные системы и сети» и «Электроэнергетика и электротехника» (ЭЭ) направленности (профиль) «Электроэнергетические системы и сети». Анализируется опыт вуза, выстраивающего многоуровневую адаптивную модель формирования готовности к будущей профессиональной деятельности студентов. Результаты исследования, по мнению автора, доказывают важность создания инновационной образовательной среды вуза, способствующей эффективной подготовке высококвалифицированных инженеров. Формирование готовности к профессиональной деятельности будущих инженеров определяется автором как процесс комплексной структуры, включающей в себя академическую подготовку, а также развитие практических и личностных навыков, таких как умение работать в команде, саморазвитие и самообразование, лидерские качества.
Издательство
- Издательство
- ФГБОУ ВО МГТУ имени Г.И. Носова
- Регион
- Россия, Магнитогорск
- Почтовый адрес
- 455000, Челябинская область, город Магнитогорск, пр-кт Ленина, д.38
- Юр. адрес
- 455000, Челябинская область, город Магнитогорск, пр-кт Ленина, д.38
- ФИО
- Терентьев Дмитрий Вячеславович (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (351) 2688594
- Сайт
- https://magtu.ru