Изучению трудов Николая Ивановича Бухарина посвящено немало исследований как в России, так и за рубежом. Он оказался не только талантливым идеологом партии большевиков, но и писал научные труды по философии и культуре. Историки, политологи, философы, и ученые биологи изучают его наследие до сих пор. Однако крайне мало современных исследований, посвященных изучению его взглядов именно на организацию труда в первые годы советской власти, при том что мнение Н. И. Бухарина в партии являлось достаточно весомым. Данная статья посвящена анализу книги Н. И. Бухарина «Экономика переходного периода», которая была написана в самый пик проведения советской властью политики военного коммунизма. В ней автор подробно рассматривает способы организации труда в условиях «переходного периода», приходя к выводу, что основным элементом является принуждение. Дифференцируя трудовое население по различным основаниям, Н. И. Бухарин распространяет «концентрированное насилие» на всех - от рабочих до нетрудовой интеллигенции и «шкурников». Для одних принуждение будет элементом сплочения, а для других - единственным способом заставить работать на государство. Более того, в условиях принуждения отпадает и необходимость в оплате труда деньгами, что тоже пойдет только на пользу экономике. Достаточно будет продовольственного пайка. В конце книги Н. И. Бухарин подчеркивает, что подобный способ организации хозяйства не может применяться постоянно, но именно принуждение будет самой эффективной мерой при восстановлении экономики и может быть использовано так долго, сколько потребуется государству.
Идентификаторы и классификаторы
Для достижения максимального результата в восстановлении промышленности необходимо было создать определенный баланс между городом и деревней, между промышленным рабочим и крестьянином. Равновесие же, по словам Н. И. Бухарина, могло быть достигнуто только двумя способами: либо за счет тех, кто остался в городах, либо «при помощи государственно-пролетарского принуждения» [11, c. 121]. И вот здесь Н. И. Бухарин охарактеризовал государственное принуждение как «фактор, идущий по главной линии общеэкономического развития» [12, c. 146], а всеобщую трудовую повинность в сложившихся обстоятельствах считал ничем иным, как способом самоорганизации рабочих и методом строительства коммунизма. Поскольку экономика страны находится в плачевном состоянии, то милитаризация труда должна была стать способом для ее спасения.
Список литературы
1. Буряк Е. М. В. И. Ленин об организации труда в первые годы советской власти // Гуманитарно-педагогические исследования. 2023. Т. 7. № 4. С. 56-62. EDN: BOBGHL
2. Гайсинский М. Борьба с уклонами от генеральной линии партии. М.-Л.: Московский рабочий, 1931. 336 с.
3. Абрамов А. О правой оппозиции в партии. М.: Молодая Гвардия. 1929. 256 с.
4. Клушин В. И. Первые ученые-марксисты Петрограда. Л.: Лениздат. 1971. 340 с.
5. Шевченко В. Н. Н. Бухарин как теоретик исторического материализма. М.: Знание, 1990. 64 с.
6. Емельянов Ю. В. Заметки о Бухарине. Революция, история, личность. М.: Молодая Гвардия. 1989. 323 с.
7. Коэн С. Бухарин. Политическая биография. 1888-1938 [пер. с англ.]. М.: Прогресс, 1992. 574 с.
8. Пинчук В. Н. Философские идеи советской номенклатуры в 1917-1929 годах // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. Философия. 2017. Вып. 2 (17). С. 53-67.
9. Устинов О. А. Критика капитализма и перспективы социалистической революции в ранних работах Н. И. Бухарина // Проблемы общественных наук: сб. науч. трудов молодых ученых / отв. ред. В. Б. Исхаков. М.: Изд-во Гос. публ. ист. библиотеки России (ГПИБ), 2005. С. 22-32.
10. Борисова Л. В. “Принудительная ускоренная самоорганизация рабочего класса”: дискуссии о принципах организации труда в советской России в 1920 г. // Вестник РУДН. История России. 2010. № 3. С. 41-54.
11. Бухарин. Н. И. Проблемы теории и практики социализма. М.: Изд-во полит. литературы. 1989. 513 с.
12. Ленин В. И. Избранные произведения. В 4 томах. Т. 4. 2-е изд. М.: Изд-во полит. литературы. 1988. 586 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Очерк посвящен научному наследию доктора филологических наук, профессора Жанылдык Ныгизбаевны Жунусовой, внесшей фундаментальный вклад в казахстанскую лексикографию и сопоставительное языкознание. Особое внимание уделяется итогам юбилейного круглого стола, выпуску научного сборника «Как слово наше отзовется…» и биобиблиографическому указателю, отражающим масштаб научного вклада Жанылдык Ныгизбаевны. Автор очерка подчеркивает, что труды Ж. Н. Жунусовой стали основой для новых направлений филологических исследований, способствуя развитию научных школ и международной интеграции казахстанской лингвистики.
В статье проводится анализ романа американского фантаста Филипа Киндреда Дика «Человек в высоком замке» (1962) сквозь призму политической и метафизической проблематики. Несмотря на то, что творческое наследие Дика привлекает пристальное внимание литературных критиков и широкого круга читателей, оно остается сравнительно мало изученным, что свидетельствует об актуальности настоящего исследования. В романе «Человек в высоком замке» Дик создает альтернативную реальность, в которой нацистская Германия и Япония одержали победу во Второй мировой войне. Писатель не ограничивается реконструкцией политической истории и задает философские вопросы о сущности реальности, судьбе и человеческой свободе. Цель исследования заключается в анализе функционирования политического и метафизического компонента в поэтике романа Ф. Дика «Человек в высоком замке», для чего автором статьи были применены историко-литературный и структурный методы, позволившие провести анализ поэтики романа в свете выбранной проблематики. Автор публикации приходит к выводу, что концентрация писателя на исследовании совокупности политических и философских проблем приводит к многочисленным критическим сравнениям с идеями выдающихся мыслителей; политика пронизывает жизни персонажей Ф. Дика, которые, сталкиваясь с давлением тоталитарных режимов, вынуждены принимать происходящие ужасы как неизбежность; политическая реальность проникает в самую ткань повседневности, влияя на моральные и экзистенциальные решения героев романа. Взаимодействие между политическими и метафизическими темами раскрывается через характерные для творчества Дика философские мотивы, такие как идеи неоплатоников, гностиков и экзистенциалистов. Роман «Человек в высоком замке» является примером произведения, в котором политические и философские идеи органично переплетаются, формируя поэтику романа.
Автор исследует антропонимы, которые используются в текущем столетии православным тюркским этносом, проживающим на территории Челябинской области. Материалом для анализа послужили 60 нагайбакских имен собственных, попавших в коллекцию собирателя Николая Павловича Васильева. Объектом исследования являются непосредственно антропонимы, используемые в нагайбакском социуме. Автор статьи рассматривает отличительные черты традиции имянаречения в различных социально-культурных группах. Актуальность данного исследования заключается в важности изучения антропонимикона нагайбаков, который ранее не был представлен в научном дискурсе. Личные имена способны отражать как особенности религиозных, идеологических, культурных и этических установок общества, так и эстетические предпочтения народа в целом, что подтверждает необходимость рассмотрения антропонимикона для понимания специфики этнического сознания. В качестве метода исследования был выбран историко-этимологический анализ лексических единиц, в результате которого было обнаружено, что все собранные коллекционером и используемые в нагайбакском обществе антропонимы представляют собой заимствования из русского языка, получившие иной фонетический облик в языке малого народа. Большинство из этих имён собственных при этом могло попасть к нагайбакам через православные святцы при крещении.
Статья освящает кадровую политику в трамвайно-троллейбусном предприятии города Челябинска - одного из крупных центров эвакуации в годы Великой Отечественной войны. Предмет исследования - количественные показатели численности кадров трамвайно-троллейбусного предприятия. Актуальность исследования вызвана возможностью изучения кадровой политики городского коммунального предприятия в чрезвычайных условиях военного времени. Впервые в отечественной историографии городского электротранспорта ротация кадров на предприятии проанализирована на основе статистических данных по месяцам. Методологическая рамка исследования - новая рабочая история. Работа построена на анализе частотной выборки приказов директора Челябинского Трамвайно-Троллейбусного треста за январь, июль 1942, 1944, 1945 гг. По итогам работы авторы пришли к выводу о возможности наметить ряд тенденций в работе периферийных трамвайно-троллейбусных предприятий в годы Великой Отечественной войны: сохранение трудовых правонарушений, несмотря на ужесточение трудового законодательства в военное время. Выраженные сезонные различия в динамике увольнений, наряду с дисбалансом между количеством увольнений в Службе подвижного состава и интенсивностью кадровых перемещений в других подразделениях, указывают на специфику применения трудового законодательства. Пополнение штата производилось за счет механизмов мобилизационной экономики военного времени.
Предметом внимания в статье является вопрос качества подготовки педагогических кадров для инклюзивной системы региона. Авторами представлен опыт подготовки будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Обоснован потенциал научно-исследовательской деятельности для развития у будущих педагогов инклюзивной компетентности как составляющей профессиональной готовности. Научно-исследовательская работа рассматривается и как процесс развития исследовательского потенциала студентов, и как результат их исследовательской деятельности. Анализируется организационно-технологический компонент образовательной среды педагогического вуза. Основной канвой исследования является проблема квалификации педагогических работников сферы инклюзивного образования. Статистика показывает непрерывный рост количества людей с инвалидностью и особенностями здоровья, при этом нарушения в развитии детей становятся более сложными и многообразными. В данной ситуации проблема доступности образования, способного удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся, остается непростой. В настоящее время многие регионы сталкиваются с нехваткой педагогов, обладающих навыками инклюзивного обучения, что создает серьезные преграды дальнейшему развитию системы инклюзивного образования. Предметом внимания в статье является вопрос качества подготовки педагогических кадров для инклюзивной системы региона. Проанализированный опыт формирования готовности педагогов к работе в инклюзивном образовании приводит авторов к выводу, что педагог является ключевым субъектом, обеспечивающим психологическую безопасность в образовательной среде, и он должен обладать не только мотивацией, но и психолого-педагогическими навыками, профессиональной компетентностью, чтобы эффективно выполнять свои обязанности в области образования.
Статья посвящена исследованию развития инновационной образовательной среды вуза при формировании готовности будущих инженеров к профессиональной деятельности. В условиях стремительных изменений в технологической сфере и требованиях к квалификации специалистов необходимо постоянно пересматривать подходы к содержанию обучения и интегрировать инновационные методы преподавания в образовательный процесс. Рассмотрены ключевые аспекты формирования инновационной среды, реализуемого кафедрой радиоэлектроники и электроэнергетики Сургутского государственного университета для обучения будущих инженеров по направлениям подготовки / специальности: «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» (ИТСС) направленности (профиль) «Корпоративные инфокоммуникационные системы и сети» и «Электроэнергетика и электротехника» (ЭЭ) направленности (профиль) «Электроэнергетические системы и сети». Анализируется опыт вуза, выстраивающего многоуровневую адаптивную модель формирования готовности к будущей профессиональной деятельности студентов. Результаты исследования, по мнению автора, доказывают важность создания инновационной образовательной среды вуза, способствующей эффективной подготовке высококвалифицированных инженеров. Формирование готовности к профессиональной деятельности будущих инженеров определяется автором как процесс комплексной структуры, включающей в себя академическую подготовку, а также развитие практических и личностных навыков, таких как умение работать в команде, саморазвитие и самообразование, лидерские качества.
Издательство
- Издательство
- ФГБОУ ВО МГТУ имени Г.И. Носова
- Регион
- Россия, Магнитогорск
- Почтовый адрес
- 455000, Челябинская область, город Магнитогорск, пр-кт Ленина, д.38
- Юр. адрес
- 455000, Челябинская область, город Магнитогорск, пр-кт Ленина, д.38
- ФИО
- Терентьев Дмитрий Вячеславович (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (351) 2688594
- Сайт
- https://magtu.ru