Статья освящает кадровую политику в трамвайно-троллейбусном предприятии города Челябинска - одного из крупных центров эвакуации в годы Великой Отечественной войны. Предмет исследования - количественные показатели численности кадров трамвайно-троллейбусного предприятия. Актуальность исследования вызвана возможностью изучения кадровой политики городского коммунального предприятия в чрезвычайных условиях военного времени. Впервые в отечественной историографии городского электротранспорта ротация кадров на предприятии проанализирована на основе статистических данных по месяцам. Методологическая рамка исследования - новая рабочая история. Работа построена на анализе частотной выборки приказов директора Челябинского Трамвайно-Троллейбусного треста за январь, июль 1942, 1944, 1945 гг. По итогам работы авторы пришли к выводу о возможности наметить ряд тенденций в работе периферийных трамвайно-троллейбусных предприятий в годы Великой Отечественной войны: сохранение трудовых правонарушений, несмотря на ужесточение трудового законодательства в военное время. Выраженные сезонные различия в динамике увольнений, наряду с дисбалансом между количеством увольнений в Службе подвижного состава и интенсивностью кадровых перемещений в других подразделениях, указывают на специфику применения трудового законодательства. Пополнение штата производилось за счет механизмов мобилизационной экономики военного времени.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 908. Краеведение
В годы Великой Отечественной войны действовало чрезвычайное рабочее законодательство, материально-бытовое обеспечение работников сократилось, а условия труда ухудшились. Часть работников не готовы были мириться с тяжелыми условиями и прибегали к крайним реакциям. Например, 8 человек (кондукторы и вагоновожатые) отказались выйти на смену 7 ноября 1942 г. ввиду того, что трамвайный парк не отапливался, вагоны не были остеклены [6, л. 30]. В этой связи анализ архивных источников, в частности, приказов по личному составу управляющего трамвайным предприятием может раскрыть дополнительные факторы, оказывавшие влияние на численность работников, и приблизиться к пониманию механизмов реализации кадровой политики в то время. Хронологические рамки исследования 1942–1945 гг. связаны с возможностью рассмотрения работы трамвайного предприятия в условиях «естественного эксперимента» Великой Отечественной войны.
Список литературы
1. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. А-314. Оп. 1. Д. 390. Л. 22.
2. ГА РФ. Ф. А-259. Оп. 5. Д. 1224.
3. Кожушко Ю. Н. Условия труда производственного персонала трамваев в городах Челябинской области в 1930-е гг. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2023. Т. 23, № 2. С. 23-30. EDN: UKGOJK
4. Сомов В. А. По законам военного времени: очерки истории трудовой политики СССР в годы Великой Отечеств. войны (1941-1945 гг.) / М-во образования Рос. Федерации. Нижегор. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского. Нижний Новгород: Изд-во Нижегор. гос. ун-та, 2001. 154 с.
5. Указ Президиума Верховного Совета СССР “О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений” [26 июня 1940 г.] // Гарант. URL: https://base.garant.ru/77698394/?ysclid=ljlsr35wu2850426965 (дата обращения: 26.12.2024).
6. Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф. П-796. Оп. 1. Д. 7.
7. Орлов И. Б. Коммунальная страна: становление советского жилищно-коммунального хозяйства (1917-1941) / Нац. исслед. ун-т “Высшая школа экономики”. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 335 с. EDN: XXNJQZ
8. Палецких Н. П. Социальные ресурсы и социальная политика на Урале в период Великой Отечественной войны: монография / М-во сельского хоз-ва Российской Федерации, Департамент науч.-технолог. политики и образования, ФГОУ ВПО “Челябинский государственный агроинженерный университет”. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. агроинженерного ун-та, 2007. 167 с. EDN: QSOAXX
9. Кокурин Е. В. Общественный транспорт Челябинска в годы Великой Отечественной войны. Южный Урал в годы Великой Отечественной войны: материалы межвузовской науч. конф., посвященной 65-летию Великой победы. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. академии культуры и искусств, 2010. 267 c.
10. Рубин В. А. Города Южного Урала в годы Великой Отечественной войны: 1941-1945 гг.: дис.. канд. ист. наук: 07.00.02. Оренбург, 2007. 231 с. EDN: NOZGID
11. Бугров К. Д. Соцгорода Большого Урала. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. 472 с.
12. Казаков Е., Смирнов М. Челябинский трамвай. Челябинский троллейбус. Челябинск: Элефант, 2013. 148 с.
13. Потемкина М. Н., Храмшина Ю. Н. Строительство трамвайных линий в годы Великой Отечественной войны на примере трамвайной линии Челябинск-Копейск // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2023. № 1. С. 112-117. EDN: XOISNP
14. Храмшина Ю. Н. “Силами трудящихся”: поддержание и развитие инфраструктуры городского электрического транспорта Челябинска в 1941-1945 годах // Танкоград в Великой Отечественной войне: малоизученные страницы истории: материалы Всероссийской научной конференции, Челябинск, 21-22 августа 2024 года. Челябинск: ФССКН “Общественный фонд “Южный Урал”, 2024. С. 109-119. EDN: BLHWTA
15. Журавлев С. В., Мухин М. Ю. “Крепость социализма”: Повседневность и мотивация труда на советском предприятии, 1928-1938 гг. М.: РОССПЭН, 2004. 238 с.
16. Маркевич А. М., Соколов А. К. “Магнитка близ Садового кольца”: стимулы к работе на Московском заводе “Серп и молот”, 1883-2001 гг. М.: РОССПЭН, 2005. 367 с.
17. ОГАЧО. Ф. Р-1757. Оп. 1. Д. 8.
18. ОГАЧО. Ф. Р-1757. Оп. 1. Д. 9.
19. ОГАЧО. Ф. Р-1757. Оп. 1. Д. 10.
20. Научно-прикладной справочник по климату СССР. Серия 3. Многолетние данные. Чч. 1-6. Выпуск 9. Пермская, Свердловская, Челябинская, Курганская области, Башкирская АССР. Ленинград: Гидрометеоиздат, 1990. 557 с.
21. ОГАЧО. Ф. Р-964. Оп. 2. Д. 72.
22. ГА РФ. Ф. А-314. Оп. 1. Д. 6471. Л. 4 об.
23. ОГАЧО. Ф. Р-1061. Оп. 3. Д. 28.
24. ГА РФ. Ф. А-314. Оп. 1. Д. 2572.
25. Основные показатели работы трамваев в городах СССР за 1940-1945 годы и троллейбусов за 1940 год: / сост.: Л. Д. Сажин, Т. К. Королева; ВНИТО ГЭТ. М.: Гормашучет, 1947. 64 л.
26. ГА РФ. Ф. А-314. Оп. 2. 1809.
27. Потемкина М. Н. Эвакуация в годы Великой Отечественной войны на Урале: люди и судьбы / М-во образования Рос. Федерации. Магнитогор. гос. ун-т. Магнитогорск: Изд-во Магнитогор. гос. ун-та, 2002. 264 с. EDN: RZYXMX
28. Земсков В. Н. Указ от 26 июня 1940 года … (еще одна круглая дата) // Радуга. 1990. № 6. С. 43-49.
29. Белоногов Ю. Г. Реализация указа президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года в первое полугодие Великой Отечественной войны (на материалах Пермского края) // Технологос. 2020. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-ukaza-prezidiuma-verhovnogo-soveta-sssr-ot-26-iyunya-1940-goda-v-pervoe-polugodie-velikoy-otechestvennoy-voyny-na (дата обращения: 19.12.2024). EDN: HQPUHW
30. Фильцер Д. Советские рабочие и поздний сталинизм: рабочий класс и восстановление сталинской системы после окончания Второй мировой войны / [пер. с англ. А. Л. Раскина]. М.: Фонд “Президентский центр Б. Н. Ельцина”, 2011. 354 с. EDN: QPUEIB
31. Трамвайный справочник/ под ред. П. К. Пешекерова, Д. И. Бондаревского. М.: Гострансиздат, 1936. 451 с.
32. ГА РФ. Ф. А-259. Оп. 6. Д. 863.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Очерк посвящен научному наследию доктора филологических наук, профессора Жанылдык Ныгизбаевны Жунусовой, внесшей фундаментальный вклад в казахстанскую лексикографию и сопоставительное языкознание. Особое внимание уделяется итогам юбилейного круглого стола, выпуску научного сборника «Как слово наше отзовется…» и биобиблиографическому указателю, отражающим масштаб научного вклада Жанылдык Ныгизбаевны. Автор очерка подчеркивает, что труды Ж. Н. Жунусовой стали основой для новых направлений филологических исследований, способствуя развитию научных школ и международной интеграции казахстанской лингвистики.
В статье проводится анализ романа американского фантаста Филипа Киндреда Дика «Человек в высоком замке» (1962) сквозь призму политической и метафизической проблематики. Несмотря на то, что творческое наследие Дика привлекает пристальное внимание литературных критиков и широкого круга читателей, оно остается сравнительно мало изученным, что свидетельствует об актуальности настоящего исследования. В романе «Человек в высоком замке» Дик создает альтернативную реальность, в которой нацистская Германия и Япония одержали победу во Второй мировой войне. Писатель не ограничивается реконструкцией политической истории и задает философские вопросы о сущности реальности, судьбе и человеческой свободе. Цель исследования заключается в анализе функционирования политического и метафизического компонента в поэтике романа Ф. Дика «Человек в высоком замке», для чего автором статьи были применены историко-литературный и структурный методы, позволившие провести анализ поэтики романа в свете выбранной проблематики. Автор публикации приходит к выводу, что концентрация писателя на исследовании совокупности политических и философских проблем приводит к многочисленным критическим сравнениям с идеями выдающихся мыслителей; политика пронизывает жизни персонажей Ф. Дика, которые, сталкиваясь с давлением тоталитарных режимов, вынуждены принимать происходящие ужасы как неизбежность; политическая реальность проникает в самую ткань повседневности, влияя на моральные и экзистенциальные решения героев романа. Взаимодействие между политическими и метафизическими темами раскрывается через характерные для творчества Дика философские мотивы, такие как идеи неоплатоников, гностиков и экзистенциалистов. Роман «Человек в высоком замке» является примером произведения, в котором политические и философские идеи органично переплетаются, формируя поэтику романа.
Автор исследует антропонимы, которые используются в текущем столетии православным тюркским этносом, проживающим на территории Челябинской области. Материалом для анализа послужили 60 нагайбакских имен собственных, попавших в коллекцию собирателя Николая Павловича Васильева. Объектом исследования являются непосредственно антропонимы, используемые в нагайбакском социуме. Автор статьи рассматривает отличительные черты традиции имянаречения в различных социально-культурных группах. Актуальность данного исследования заключается в важности изучения антропонимикона нагайбаков, который ранее не был представлен в научном дискурсе. Личные имена способны отражать как особенности религиозных, идеологических, культурных и этических установок общества, так и эстетические предпочтения народа в целом, что подтверждает необходимость рассмотрения антропонимикона для понимания специфики этнического сознания. В качестве метода исследования был выбран историко-этимологический анализ лексических единиц, в результате которого было обнаружено, что все собранные коллекционером и используемые в нагайбакском обществе антропонимы представляют собой заимствования из русского языка, получившие иной фонетический облик в языке малого народа. Большинство из этих имён собственных при этом могло попасть к нагайбакам через православные святцы при крещении.
Изучению трудов Николая Ивановича Бухарина посвящено немало исследований как в России, так и за рубежом. Он оказался не только талантливым идеологом партии большевиков, но и писал научные труды по философии и культуре. Историки, политологи, философы, и ученые биологи изучают его наследие до сих пор. Однако крайне мало современных исследований, посвященных изучению его взглядов именно на организацию труда в первые годы советской власти, при том что мнение Н. И. Бухарина в партии являлось достаточно весомым. Данная статья посвящена анализу книги Н. И. Бухарина «Экономика переходного периода», которая была написана в самый пик проведения советской властью политики военного коммунизма. В ней автор подробно рассматривает способы организации труда в условиях «переходного периода», приходя к выводу, что основным элементом является принуждение. Дифференцируя трудовое население по различным основаниям, Н. И. Бухарин распространяет «концентрированное насилие» на всех - от рабочих до нетрудовой интеллигенции и «шкурников». Для одних принуждение будет элементом сплочения, а для других - единственным способом заставить работать на государство. Более того, в условиях принуждения отпадает и необходимость в оплате труда деньгами, что тоже пойдет только на пользу экономике. Достаточно будет продовольственного пайка. В конце книги Н. И. Бухарин подчеркивает, что подобный способ организации хозяйства не может применяться постоянно, но именно принуждение будет самой эффективной мерой при восстановлении экономики и может быть использовано так долго, сколько потребуется государству.
Предметом внимания в статье является вопрос качества подготовки педагогических кадров для инклюзивной системы региона. Авторами представлен опыт подготовки будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Обоснован потенциал научно-исследовательской деятельности для развития у будущих педагогов инклюзивной компетентности как составляющей профессиональной готовности. Научно-исследовательская работа рассматривается и как процесс развития исследовательского потенциала студентов, и как результат их исследовательской деятельности. Анализируется организационно-технологический компонент образовательной среды педагогического вуза. Основной канвой исследования является проблема квалификации педагогических работников сферы инклюзивного образования. Статистика показывает непрерывный рост количества людей с инвалидностью и особенностями здоровья, при этом нарушения в развитии детей становятся более сложными и многообразными. В данной ситуации проблема доступности образования, способного удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся, остается непростой. В настоящее время многие регионы сталкиваются с нехваткой педагогов, обладающих навыками инклюзивного обучения, что создает серьезные преграды дальнейшему развитию системы инклюзивного образования. Предметом внимания в статье является вопрос качества подготовки педагогических кадров для инклюзивной системы региона. Проанализированный опыт формирования готовности педагогов к работе в инклюзивном образовании приводит авторов к выводу, что педагог является ключевым субъектом, обеспечивающим психологическую безопасность в образовательной среде, и он должен обладать не только мотивацией, но и психолого-педагогическими навыками, профессиональной компетентностью, чтобы эффективно выполнять свои обязанности в области образования.
Статья посвящена исследованию развития инновационной образовательной среды вуза при формировании готовности будущих инженеров к профессиональной деятельности. В условиях стремительных изменений в технологической сфере и требованиях к квалификации специалистов необходимо постоянно пересматривать подходы к содержанию обучения и интегрировать инновационные методы преподавания в образовательный процесс. Рассмотрены ключевые аспекты формирования инновационной среды, реализуемого кафедрой радиоэлектроники и электроэнергетики Сургутского государственного университета для обучения будущих инженеров по направлениям подготовки / специальности: «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» (ИТСС) направленности (профиль) «Корпоративные инфокоммуникационные системы и сети» и «Электроэнергетика и электротехника» (ЭЭ) направленности (профиль) «Электроэнергетические системы и сети». Анализируется опыт вуза, выстраивающего многоуровневую адаптивную модель формирования готовности к будущей профессиональной деятельности студентов. Результаты исследования, по мнению автора, доказывают важность создания инновационной образовательной среды вуза, способствующей эффективной подготовке высококвалифицированных инженеров. Формирование готовности к профессиональной деятельности будущих инженеров определяется автором как процесс комплексной структуры, включающей в себя академическую подготовку, а также развитие практических и личностных навыков, таких как умение работать в команде, саморазвитие и самообразование, лидерские качества.
Издательство
- Издательство
- ФГБОУ ВО МГТУ имени Г.И. Носова
- Регион
- Россия, Магнитогорск
- Почтовый адрес
- 455000, Челябинская область, город Магнитогорск, пр-кт Ленина, д.38
- Юр. адрес
- 455000, Челябинская область, город Магнитогорск, пр-кт Ленина, д.38
- ФИО
- Терентьев Дмитрий Вячеславович (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (351) 2688594
- Сайт
- https://magtu.ru