Проекты государственно-частного партнерства в медицинской промышленности являются довольно затратными и рискованными с учетом большой продолжительности процесса разработки, создания, испытания, сертификации, внедрения в производство и вывода на рынок медицинских изделий, оборудования и препаратов, а также соблюдения установленных процедур, практик и стандартов. Понятие успешности партнерства является относительным ввиду того, что каждый из его членов по-разному формулирует для себя цели участия в нем. Отсутствие общепринятой методологии оценки эффективности финансирования такого рода проектов негативно отражается на развитии российской медицинской промышленности, вынужденной работать в условиях санкционных ограничений. В работе проведен анализ применения международных практик оценки, приведены конкретные примеры их результативности. Выработаны рекомендации по процедуре анализа эффективности финансирования проектов с учетом их жизненного цикла, концепции соответствия продукта рынку и модели призмы эффективности деятельности применительно к медицинской промышленности, которые предлагается использовать при обновлении нормативной базы по оценке эффективности проектов государственно-частного партнерства в Российской Федерации.
Идентификаторы и классификаторы
Государственно-частное партнерство (далее - ГЧП) в промышленности получило широкое распространение по всему миру ввиду того, что создание новых или модернизация существующих производств является высоко капиталоемким, зависящим от доступа к инновациям, требующим значительных временных затрат, а также практически всегда оказывающим значительное влияние на социальную среду. Обеспечение результативной и экономически эффективной комбинации означенных факторов невозможно без объединения усилий публичных и частных партнеров ввиду наличия у каждого из них своих уникальных возможностей и компетенций. По оценкам специалистов, в ближайшие пять лет глобальное производство медицинской техники будет расти в среднем на 7% в год и может достигнуть уровня без малого 900 млрд. дол. США к 2029 году, что делает инвестиции в эту отрасль привлекательными как для бизнесах, так и для государства [1]. В связи с этим вопрос оценки эффективности финансирования государственно-частного партнерства в медицинской промышленности приобретает особую актуальность.
Список литературы
1. Medical Devices Market Size and Share Analysis - Growth Trends and Forecasts (2024-2029). [Электронный ресурс]. - URL: https://www.mordorintelligence.com/industry-reports/global-medical-device-technologies-market-industry (дата обращения: 09.12.2024).
2. Davis A.M., Engkvist O., Fairclough R.J., Feierberg I., Freeman A., Iyer P. Public-Private Partnerships: Compound and Data Sharing in Drug Discovery and Development // SLAS DISCOVERY: Advancing the Science of Drug Discovery. - 2021. - № 26(5). - С. 604-619. DOI: 10.1177/2472555220982268
3. Innovative Medicines Initiative (IMI). [Электронный ресурс]. - URL: https://www.imi.europa.eu/(дата обращения: 19.12.2024).
4. Critical Path Institute. [Электронный ресурс]. - URL: https://c-path.org/(дата обращения: 19.12. 2024).
5. National Center for Advancing Translational Sciences (NCATS) [Электронный ресурс]. - URL: https://ncats.nih.gov/ (дата обращения: 19.12.2024).
6. Mullard A. Partnering between Pharma Peers on the Rise // Nat. Rev. Drug Discov. - 2011. - № 10. - С. 561-562.
7. de Vrueh, R.L.A., Crommelin, D.J.A. Reflections on the Future of Pharmaceutical Public-Private Partnerships: From Input to Impact // Pharm Res. - 2017. - № 34. - С. 1985-1999. DOI: 10.1007/s11095-017-2192-5 EDN: OPZLWE
8. Morgan J.M., Castle-Clarke S., Brooker S., Nason E., Huzair F., Chataway J. Genomics Consortium A knowledge platform for drug discovery [Электронный ресурс] // RAND Europe. - 2014. - URL: http://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/research_reports/RR500/RR512/RAND_RR512.pdf (дата обращения: 20.12.2024).
9. Kaplan W., Wirtz V.J., Mantel-Teeuwisse A., Stolk P., Duthey B., Laing R. Priority medicines for Europe and the world 2013 update [Электронный ресурс] // World Health Organization. - 2013. - URL: http://www.who.int/medicines/areas/priority_medicines/MasterDocJune28_FINAL_Web.pdf (дата обращения: 20.12.2024).
10. Мазинг М.С. Методологические подходы к оценке экономической эффективности инновационных проектов в медицинской промышленности // Молодежная Неделя Науки Института промышленного менеджмента, экономики и торговли: Сборник трудов всероссийской студенческой научно-учебной конференции. - 2022. - Часть 2. - С. 92-95. EDN: QOSBIX
11. Герцик Ю.Г. Оценка потенциальных рисков развития кластеров предприятий медицинской промышленности с использованием различных критериев ранжирования // Актуальные проблемы экономики и права. - 2018. - Т. 12. - № 4. - С. 762-774. -. DOI: 10.21202/1993-047X.12.2018.4.762-774 EDN: YPLHFJ
12. Фалько С.Г. Контроллинг в процессе внедрения и оптимизации производственных систем // Контроллинг. - 2017. - № 1 (63). - С. 2-5. EDN: YLNLZP
13. Лобанова А.Е. К вопросу о сдерживающих факторах развития государственно-частного партнерства в фармацевтическом комплексе России // Образование. Наука. Научные кадры. - 2020. - № 3. - C. 140 - 145. -. DOI: 10.24411/2073-3305-2020-10161 EDN: UYIZIA
14. Ёлохова И.В., Дубровская Ю.В. Особенности оценки эффективности бюджетных инвестиций в России // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2012. - № 17. - С. 97-115.
15. Бабкин И.А., Здольникова С.В. Концептуальная модель оценки эффективности проектов государственно-частного партнерства в промышленном секторе экономики // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2020. - № 4 (46). - C. 11 - 15. EDN: IZVXTJ
16. Public-Private Partnerships (PPPs) for the SDGs. [Электронный ресурс]. - URL: https://unece.org/ppp (дата обращения: 05.03.2024).
17. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. [Электронный ресурс]. - URL: https://sdgs.un.org/2030agenda (дата обращения: 05.03.2024).
18. Value-for-Money Analysis-Practices and Challenges: How Governments Choose When to Use PPP to Deliver Public Infrastructure and Services. [Электронный ресурс]. - URL: https://ppp.worldbank.org/public-private-partnership/sites/ppp.worldbank.org/files/2022-05/VFM.pdf (дата обращения: 31.05.2024).
19. Герасименко О. А. Анализ мирового опыта сравнительной оценки проектов государственно-частного партнерства // Современные научные исследования и разработки. - 2018. - № 6(23). - С. 177-181. EDN: YAVAIP
20. Савин М. Д. Государственно-частное партнёрство в Великобритании: достижения и перспективы // Современная Европа. - 2010. - № 2. - С. 102-110. EDN: LHPYKH
21. The Green Book (2022). [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gov.uk/government/publications/the-green-book-appraisal-and-evaluation-in-central-government/the-green-book-2020 (дата обращения: 06.09.2024).
22. Managing public money. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gov.uk/government/publications/managing-public-money (дата обращения: 06.09.2024).
23. The Business Case Guidance for Projects and Programs. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gov.uk/government/publications/business-case-guidance-for-projects-and-programmes (дата обращения: 06.09.2024).
24. The Aqua Book. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gov.uk/government/publications/the-aqua-book-guidance-on-producing-quality-analysis-for-government (дата обращения: 06.09.2024).
25. The Magenta Book. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gov.uk/government/publications/the-magenta-book (дата обращения: 06.09.2024).
26. Five major hospitals to be rebuilt as part of over £20 billion new hospital infrastructure investment. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gov.uk/government/news/five-major-hospitals-to-be-rebuilt-as-part-of-over-20-billion-new-hospital-infrastructure-investment (дата обращения: 06.09.2024).
27. Руководство APMG по сертификации в области государственно-частного партнерства (ГЧП). [Электронный ресурс]. - URL: https://ppp-certification.com/sites/www.ppp-certification.com/files/documents/Chapter-1-Introduction-and-Overview-RUS.pdf (дата обращения: 10.06.2024).
28. Griffin T. 12 Things About Product Market Fit // Andreessen Horowithz. [Электронный ресурс]. - URL: https://a16z.com/12-things-about-product-market-fit/ (дата обращения: 06.12.2024).
29. Neely A., Adams C., Crowe P. The Performance Prism in Practice // Measuring Business Excellence. - 2001. - № 5(2). - С. 6-12. EDN: FNTBFT
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье проведена количественная и качественная оценка экономического вклада рыбохозяйственного сектора Китая в мировое устойчивое развитие на основе данных официальной мировой и китайской статистики рыбохозяйственной деятельности. Установлено, что на долю продукции из водных биоресурсов, добытой и культивированной в КНР, в общем объеме продукции мирового рыболовства и аквакультуры в 2023 году приходится более 38 %. Разработан методический подход, в основу которого положено применение системы известных экономических показателей в новом направлении - для оценки экономического вклада рыбохозяйственного сектора Китая в мировое устойчивое развитие. Выявлено, что объём потребления продукции водного происхождения в эквиваленте живого веса в КНР более чем в два раза превышает мировой показатель, следовательно, рыбохозяйственный комплекс Китая обеспечивает продовольственную безопасность в государстве на стабильно высоком уровне и вносит существенный вклад в продовольственную безопасность мирового масштаба, являясь ведущим экспортером рыбной продукции в мире. Представлена характеристика вклада рыбохозяйственного сектора КНР в реализацию таких целей устойчивого развития мирового сообщества, как ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания, содействие устойчивому развитию сельского хозяйства; обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте; содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех; обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства. Изучены факторы и выявлены тенденции развития рыбохозяйственного комплекса Китая, связанные, в частности, с переориентацией рыбохозяйственной деятельности на экологизацию, что способствует достижению таких целей, как борьба с изменением климата, сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития. Полученные результаты анализа могут быть полезны при определении ключевых направлений развития рыбохозяйственной практики Российской Федерации.
В Российской Федерации лесопромышленный комплекс (ЛПК) выступает одной из приоритетных секторов национального хозяйства, что обусловлено высокой концентрацией на территории страны возобновляемых лесных ресурсов (около 20% мировых запасов леса приходится на Россию). В современных условиях для повышения конкурентоспособности ЛПК не так давно стали использоваться такие цифровые решения, как цифровая аналитика, цифровое планирование и прогнозирование. В работе российских предприятий ЛПК набирают актуальность космические и спутниковые системы, применение которых позволяет получить наиболее точную информацию о состоянии отрасли с минимальными временными издержками, что необходимо для своевременного принятия мер по минимизации и ликвидации негативных последствий различного рода угроз. Цифровые технологии в ЛПК используются для решения широкого спектра задач, в том числе мониторинга состояния лесных насаждений, оценки качества продукции, своевременного реагирования в чрезвычайных ситуациях, прогнозирования развития отрасли лесного хозяйства и других. В статье проанализирована динамика объемов производства продукции лесопромышленного комплекса Российской Федерации, обозначены регионы, выступающие ключевыми игроками лесной промышленности, а также определены крупнейшие лесопромышленные компании. Авторами проведена характеристика основных типов цифровых решений, которые используются в производственных процессах в лесопромышленном комплексе страны.
В современных экономических условиях рынок рекламы активно развивается и определяет эффективность ведения бизнеса. В статье представлены результаты анализа состояния, структуры и особенностей современного рынка рекламы России. Рассмотрены особенности характеристик рекламных инструментов - опрос мнения рекламных агентств и потребителей рекламы в сегменте «Retail media» для оценки перспектив нового тренда рынка рекламы. Оценена роль инструмента размещения рекламы «Retail media» как катализатора роста цифровой рекламы. В планах предполагается оценка перспектив данного инструмента размещения рекламы для малого и среднего бизнеса в сравнении с существующими инструментами продвижения. Сформулированы выводы, а также определены направления дальнейших исследований для повышения эффективности инструментов цифровой трансформации экономики региона и страны в целом.
Рассматривается роль туристической модели как метода исследования экономического развития региона. Туризм представлен как ключевой драйвер социально-экономического роста, влияющий на различные сферы деятельности, включая строительство, транспорт и торговлю. Подчеркивается важность учета межотраслевых связей, устойчивого развития и повышения качества жизни населения при применении туристической модели. Анализируются методологические аспекты использования данной модели, включая экономико-математические методы (мультипликаторные модели, модели ввода-вывода), статистические подходы и географические информационные системы. Основные компоненты туристической модели охватывают оценку потенциала региона, стратегическое планирование, развитие инфраструктуры, продвижение территории, обеспечение экологической устойчивости и социальной ответственности. Приводятся примеры успешного применения туристической модели в Бали, Барселоне и Санкт-Петербурге, демонстрирующие экономическую, социальную и культурную выгоду от правильно выстроенной стратегии развития туризма.
Статья посвящена результатам эмпирического исследования рынка труда молодежи. Молодые специалисты обеспечивают значительный ресурс для будущего любой компании, и их удовлетворенность работой может повлиять на атмосферу в коллективе и его производительность. В ходе исследования были проведены онлайн-опросы и глубинные интервью с молодыми сотрудниками банков и крупных финансовых компаний. Результаты опроса и интервью позволили выявить основные факторы, формирующие удовлетворенность молодых сотрудников компанией-работодателем. Исследование не только освещает аспекты взаимодействия современных тенденций с рабочей средой, но и предлагает конкретные рекомендации по повышению удовлетворенности молодежи и их вовлеченности в рабочий процесс. Результаты имеют практическое значение для работодателей, стремящихся повысить уровень удовлетворенности своих сотрудников. Они могут быть использованы для разработки эффективных программ мотивации и адаптации молодых специалистов, создание условий для карьерного роста и активное внедрение социальных инициатив.
В статье предпринята попытка обобщить роль государства в развитии инновационного предпринимательства в условиях цифровой экономики. Показано, что инновационное предпринимательство выступает фундаментальным фактором экономического роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики, что особенно актуально в сложившихся реалиях функционирования российской экономики. Выделены характерные черты и особенности инновационного предпринимательства. Приведены взгляды различных авторов на сущность и специфику инновационного предпринимательства, а также на роль государственной поддержки в его стимулировании и развитии. Подчеркивается, что государство способно создавать благоприятную среду для инновационной деятельности посредством прямых и косвенных мер её поддержки. Описаны изменения, происходящие в инновационной деятельности бизнес-субъектов под влиянием цифровой экономики; выявлено появление феномена цифровых инноваций, которые тесно связаны с цифровыми технологиями и существенно влияют на продукты, услуги и бизнес-процессы современных предприятий. Подчёркнута необходимость условного разделения инноваций на реальные и цифровые, несмотря на их взаимное влияние и тесную связанность (фактическую неразрывность в цифровой экономике). По итогам проведенного исследования обоснована необходимость занятия государством активной и системной роли в постепенном формировании, стимулировании и развитии инновационного предпринимательства в условиях цифровой экономики.
Охвативший мир вирус пандемии Covid-19 оказал влияние на качество и уровень жизни населения всех стран. Происходящие на этом фоне трансформации требуют подробного количественного изучения степени воздействия вируса на важнейшие территориальные сферы жизнедеятельности. Цель работы заключается в исследовании влияния стрессовых факторов пандемии на показатели жизнедеятельности на примере регионов РФ. Мониторинг ситуации предлагается осуществить в разрезе экономических, демографических и инновационных процессов за последние два десятилетия. Каждый из указанных процессов характеризуется двумя относительными показателями. В свою очередь, по ним возможно получение статистических зависимостей для выявления отклонений реальных значений пандемийного 2020 года от показателей на математическом тренде предшествующего периода (с 2000 по 2019 гг.). В работе используется информация из официальной статистики по регионам ЦФО. Ключевыми показателями для анализа выступают: среднедушевые инвестиции, износ основных фондов, уровень демографической нагрузки, смертность населения, эффективность инновационной деятельности, удельные затраты на научно-исследовательские работы. Для выявления отклонений указанных индикаторов в различные периоды (соответственно, за 2000-2019 гг. и 2020 г.) предлагается воспользоваться средними значениями, полученными в виде разницы фактически достигнутых показателей от заданного тренда. Нормирование данных для интерпретации соразмерных величин в сводных расчетах можно реализовать через вычисление процента отклонений. При положительной разнице между фактически достигнутым и ожидаемым значением конкретной индикативной характеристики целесообразно сформулировать вывод об эффективных социально-экономических мерах государства по снижению последствий от ковидного кризиса. В случае отрицательных отклонений будет очевидна недостаточность средств и инструментов, принимаемых в стране для сглаживания эпидемиологической ситуации. Выполненные расчеты позволили выявить ухудшения в постпандемийную фазу на фоне допандемийной по двум социально-экономическим индикаторам из шести рассматриваемых: уровню смертности (с ростом на 17,57 процентов); удельным затратам на научную деятельность (с сокращением на 34,25 процентов). Говоря о зафиксированных трансформациях, можно отметить, что рост смертности вполне логичен в период активного распространения инфекции. Но сокращение финансирования научного сектора в расчете на одного исследователя однозначно ставит вопросы в отношении идентификации тех барьеров, которые дестимулируют фундаментальную науку. Выполненные количественные сопоставления важнейших социально-экономических результатов функционирования регионов свидетельствуют, что пандемия не катастрофически изменила большинство намеченных траекторий развития. Ухудшение ряда показателей может быть связано с системными провалами на протяжении всего анализируемого периода времени, которые вполне реально исправить в обозримой перспективе. Сформированные количественные положения для определения влияния ковидных ограничений на социально-экономическое развитие территории могут использоваться образовательными и научными структурами в исследовательской работе, а также профильными департаментами региональных администраций при формировании, контроле и корректировке стратегических программ пост-пандемийного развития.
В статье изучается роль процессов организации предоставления государственных услуг, их описание в административных регламентах на примере административных регламентов предоставления государственных услуг, размещенных на сайтах Правительства Севастополя и Правительства Москвы. В статье анализируется изменение структуры административного регламента, утвержденного законодательством. В результате исследований и практического опыта, с использованием клиентоцентричного подхода, автор предлагает рассматривать предоставление государственной услуги как комплекс процессов, который включает семь процессов, состоящих из подпроцессов, в некоторых случаях, переплетенных между собой. Автором предлагается трехсторонний подход к описанию предоставления государственных услуг: для граждан; для сотрудника органа власти; при цифровой трансформации процесса. В результате исследования предлагаются методические основы совершенствования подготовки административных регламентов с применением принципов клиентоцентричности в современных условиях, а именно как со стороны гражданина (заявителя), так и со стороны сотрудников органа власти (ведомства), участвующих в предоставлении государственной услуги.
Издательство
- Издательство
- СевГУ
- Регион
- Россия, Севастополь
- Почтовый адрес
- 299053, Россия, г. Севастополь, ул. Университетская, 33
- Юр. адрес
- 299053, Россия, г. Севастополь, ул. Университетская, 33
- ФИО
- Нечаев Владимир Дмитриевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@sevsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (786) 9243501