В статье представлены результаты ретроспективного анализа отечественного опыта организация предпрофессионального образования и профильного обучения детей. Даны характеристики основных направлений академических и прикладных исследований и стратегий организации предпрофессионального образования и профильного обучения детей. Отмечено, что ядро первой стратегии составляют «проектирование-программа-среда-школа», второй - адаптивная интеграция школы и вузов, третьей - сетевая структура. Рассмотрены подходы, принципы и организационно-педагогические условия, реализация которых обеспечивает результативность предпрофессионального образования и профильного обучения детей. Выявлены свойства и определены тренды дальнейшего совершенствования механизмов организации предпрофессионального образования и профильного обучения детей.
Идентификаторы и классификаторы
Анализ отечественных академических исследований [1–24] показал, что проблемы, касающиеся организации предпрофессионального образования и профильного обучения детей, базируются и нормативно регулируются множеством ФЗ, законодательных актов и других нормативных документов федерального и регионального уровней.
Список литературы
1. Агатова О.А. Развитие профильного и предпрофессионального образования: монография. - М.: ФЛИНТА, 2022. -188 с. EDN: XMPVTU
2. Афанасьев В.В., Афанасьев И.В., Куницына С.М. Конвергентный подход как стратегический ресурс и методологическая основа образовательной политики московского региона // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. -№ 58-2. - С. 24-27. EDN: YSTVYS
3. Афанасьев В.В., Афанасьева И.В., Куницына С.М. Система профильного обучения как условие индивидуализации и социализации детей // Bulletin of the International Centre of Art and Education. - 2019. - № 3. -EDN. EDN: PSEEDZ
4. Бажина И.А. Становление и развитие принципа регионализации образования в педагогической теории и практике: автореф. дис.. докт. пед. наук / Казан. гос. пед. ун-т. - Казань, 2003. EDN: NHJWXP
5. Байбородова Л.В. Концептуальные основы и модели допрофессиональной педагогической подготовки школьников // Ярославский педагогический вестник. - 2015. -№ 5. - С. 93-99. EDN: UZEYFL
6. Байбородова Л.В., Груздев М.В., Ходырев А.М. и др. Перспективы допрофессиональной педагогической подготовки школьников в современных условиях // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2021. - Т. 7. - № 3. - С. 3-13. EDN: NEXQEU
7. Байбородова Л.В. Принципы допрофессиональной педагогической подготовки школьников // Концепт: научно-методический электронный журнал. - 2021. - № 9. -С. 1-12. -. DOI: 10.24412/2304-120X2021-1106
8. Васильченко Н.В., Ломакина Т.Ю., Пентин А.Ю. Моделирование учебных планов профильного обучения // Начальное образование. - 2024. - Т. 12. - № 1. - С. 15 -. DOI: 10.12737/1998-0728-2024-12-115-22 EDN: DBDKUS
9. Колесникова Д.С. Подготовка будущих инженеров через развитие системы профориентации школьников // Профессиональные компетенции как интегральные качества личности специалиста: материалы IV Международной научно-практической конференции. Шадринск, 23 марта 2022 г. -Шадринск: Шадринский государственный педагогический университет, 2022. - С. 4045. EDN: KVLSTV
10. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 2016. - 312 с. EDN: YQCJKT
11. Афанасьев В.В., Васильева М.А., Куницына С.М., Фещенко Т.С. Моделирование процесса организации профильного обучения для работы в наукоемких отраслях городского хозяйства г. Москвы // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 53-6. - С. 21-34. EDN: XEKDFT
12. Поповичева О.Н., Фатова О.А. Путь в профессию для обучающихся общеобразовательных организаций Орловской области: опыт участия в проекте “Билет в будущее” // Педагогический поиск. - 2023. - № 2. -С. 35-38. EDN: VUWWZD
13. Ломакина Т.Ю., Васильченко Н.В., Пентин А.Ю. и др. Реализация профильного обучения технологической (инженерной) направленности на уровне среднего общего образования: методические рекомендации. - М.: Институт стратегии развития образования, 2023. - 56 с. 978-5-60505566-2. ISBN: 978-5-605-05566-2 EDN: FSSTZQ
14. Ревякина В.И., Осетрин К.Е. Профориентация школьников: опыт прошлого и проблемы настоящего // Вестник Томского гос. пед. ун-та. - 2015. - № 5 (158). - С. 244248.
15. Ревякина В.И. Теория и практика допрофессиональной подготовки старшеклассников к педагогической деятельности: на материале педагогических классов: автореф. дис.. докт. пед. наук. - Барнаул, 2002. EDN: NMBDNH
16. Афанасьев В.В., Куницына С.М., Нечаев М.П., Фролова С.Л. Система профориентации: проблемы, тенденции, опыт реализации и перспективы развития // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2019. - № 1 (61). - С. 6-16. EDN: TPOHXT
17. Скударева Г.Н., Бенин В.Л. Сущностный анализ допрофессионального педагогического образования // Педагогический журнал Башкортостана. - 2023. - № 2 (100). -С. 25-41. - 10.21510/18173292_2023_100 2 25 41. DOI: 10.21510/18173292_2023_10022541 EDN: HMLLNK
18. Смирнова Р.В., Сидорина О.Н. Генезис дифференцированного профильного обучения в старшей школе в России // Мир науки. Педагогика и психология. - 2023. -Т. 11. - № 6. EDN: CHDROO
19. Иванова О.А., Савин Ю.В., Иванов В.С. и др. Социальная педагогика: учебник и практикум. - М.: ЮРАЙТ, 2019. -451 с. EDN: UEBSPZ
20. Тарлавский В.И., Дорохов А.Н. Довузовский компонент отраслевой профориентации: теоретико-методологический аспект // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2024. - № 3. - С. 4752. EDN: FIMJBS
21. Тарлавский В.И. Психолого-педагогические ориентиры реализации профильного обучения профессиональной направленности в школе // Технологическое образование в системе “школа-колледж-вуз”: традиции и инновации: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж, 30 марта 2024 г. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2024. - С. 262-270. EDN: UPGMSH
22. Фрумин И.Д., Добрякова М.С., Баранников К.А., Реморенко И.М. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра: предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”; Институт образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2018. EDN: AOTYXO
23. Черникова И.Ю. Система развития профильного образования в процессе взаимодействия с рынками труда и социальными партнерами в условиях цифровой экономики: автореф. дис.. докт. пед. наук / Московский педагогический государственный университет. - Пермь, 2023. EDN: KHMHDV
24. URL: https://www.mos.ru/donm/documents/normativnye-pravovye-akty/?page=1.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Развитая социальная инфраструктура является базовым ресурсом для реабилитирующего пространства подростков группы риска, которая нейтрализует виктимогенные факторы, окружающие подростка, качественно преобразует его жизнь, способствует ресоциализации подростка группы риска и направляет его социализацию в русло социально одобряемого поведения.
Традиционные маркетинговые подходы не учитывают цикличность, сезонные колебания, ежегодное обновление программ дополнительного образования и необходимость постоянной адаптации к изменяющимся потребностям детей и родителей. В статье описывается разработанный автором маркетинговый цикл, обеспечивающий стабильный рост организации, максимально удовлетворяющей потребности обучающихся и их родителей. Для этого автор использовал категориально-символьный метод «Пентаграмма у-син», позволяющий структурировать маркетинговую деятельность и выявить взаимосвязи между пятью ее ключевыми компонентами. Предложенная модель маркетингового цикла представляет собой гибкий и адаптивный инструмент, позволяющий эффективно планировать и оптимизировать маркетинговую деятельность в сфере дополнительного образования детей.
Статья посвящена анализу кибербезопасности в контексте образовательной практики и разработки рекомендаций для учителей по формированию цифровой грамотности у школьников. Особое внимание уделено современным угрозам, таким как фишинг, кибербуллинг и кибершпионаж. Рассматриваются различные подходы к обучению кибербезопасности, анализируются точки зрения российских и зарубежных исследователей. Предложена авторская позиция на понятие кибербезопасности, что позволяет установить теоретические основания для разработки педагогических методик.
В статье рассмотрено содержание понятия «принцип» на уровнях науки управления и теории внутришкольного управления. Представлена эволюция данного понятия на протяжении последнего столетия, показаны особенности конкретизации принципа развития на примере разработки, обсуждения, утверждения и реализации программы развития.
Статья посвящена анализу современных теоретических подходов в управлении негосударственными учебными заведениями в странах мира. Рассмотрены основные группы рисков в контексте управленческой деятельности (стратегические, финансовые, операционные, законодательные). Исследована роль стиля руководства, организационной структуры, аспекта расширения полномочий персонала как важных составляющих для достижения эффективного управления. Проведен анализ категории преподавателей как ключевых участников деятельности негосударственной образовательной организации: рассмотрены особенности стратегии преподавания, а также требования к современным методикам преподавания. Выделены особенности управленческой деятельности в странах ОЭСР: делается вывод о доминировании эффективных и действенных процессов управления как главном элементе для построения гармоничной управленческой деятельности со стороны руководства. Выделены основополагающие принципы реализации стратегической управленческой деятельности негосударственной образовательной организации. Отмечается значимость разработки управленческого подхода с учетом волатильности внешней среды и удовлетворения ожиданий всех учредителей (заинтересованных лиц) негосударственной образовательной организации.
Формирование и развитие региональной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами социально-экономического развития региона требует определения соответствующих методологических основ. Наиболее востребованными являются комплексный и кластерный подходы. Востребованность комплексного подхода обусловлена сложностью социальноэкономической и политической действительности. Кластерный подход к «выращиванию» высококвалифицированных кадров региона основывается на признании ведущей роли регионального педагогического университет с его социально-гуманитарным потенциалом. Благодаря взаимовыгодному партнерству хозяйствующих субъектов и системы высшего образования преумножается синергетический эффект регионального кластера, постоянно испытывающего потребности в высококвалифицированных кадрах.
Издательство
- Издательство
- МАНПО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 105005, Москва, ул. Радио, д.10 стр 1, каб. 208А
- Юр. адрес
- 109004, г. Москва, Верхняя Радищевская ул., д.16-18
- ФИО
- Артамонова Екатерина Иосифовна (ПРЕЗИДЕНТ)
- E-mail адрес
- manpo@yandex.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 3905412
- Сайт
- http://www.manpo.ru