В статье анализируется документ, определивший американскую политику в отношении Китая, - “Стратегический подход Соединенных Штатов к отношениям с Китайской Народной Республикой”. Исследуются политические принципы, заложенные в нем и отражающие фундаментальное представление американского истеблишмента о Китае и его стратегии. Предлагается их научное обоснование. Демонстрируется, каким образом следование этим принципам трансформировало американский подход к КНР.
Идентификаторы и классификаторы
На протяжении многих лет осмысление истоков политики США было ключевой задачей отечественной американистики. Работы таких исследователей, как А. Богатуров [1], Ф. Войтоловский [2], В. Согрин [3], Т. Шаклеина [4], внесли значимый вклад в понимание принципов ее формирования. Во второй половине XX в. изучение американских подходов преимущественно строилось вокруг анализа советско-американского взаимодействия, которое справедливо считалось системообразующим фактором международных отношений. Смещение в начале XXI столетия фокуса внимания США в Азиатский регион сделало именно американо-китайские отношения ключевым фактором мировой политики, а их изучение –приоритетным направлением многих исследований.
Список литературы
1. Bogaturov A.D. The Sources of American Conduct. Russia in Global Affairs, 2005, vol. 4, no. 1. Available at: https://eng.globalaffairs.ru/articles/the-sources-of-american-conduct/ (accessed 02.12.2022).
2. Войтоловский Ф.Г. Единство и разобщенность Запада: Идеологическое отражение в сознании элит США и Западной Европы трансформаций политического миропорядка 1940-е - 2000-е гг. Москва, Крафт+, 2007. 454 с. EDN: OIMGHJ
Voitolovsky F.G. Unity and Dissociation of the West. Ideological Reflexions in Consciousness of Elite of the USA and the Western Europe of Transformations of a Political World Order 1940-2000th. Moscow, “Kraft+”, 2007. 454 p. (In Russ.).
3. Согрин В.В. США как либерально-демократическая империя. США и Канада: экономика, политика, культура, 2015, № 1, сс. 3-20. EDN: TPNOXP
Sogrin V.V. The USA as Liberal Democratic Empire. USA & Canada: Economics, Politics, Culture, 2015, no. 1, pp. 3-20. (In Russ.). EDN: TPNOXP
4. Шаклеина Т.А. В чем “призвание” Америки? Международные процессы, 2004, т. 2, № 2, сс. 34-42. EDN: OITDFF
Shakleina T.A. “America’s Mission” Revisited. International Trends, 2004, vol. 2, no. 2, pp. 34-42. (In Russ.). EDN: OITDFF
5. Saich T. Governance and Politics of China. New York, PALGRAVE, 2001. 384 p. Available at:. DOI: 10.1007/978-1-4039-0099-9
6. Dreyer J.T. China’s Political System: Modernization and Tradition. New York, Routledge, 2018. 394 p. Available at:. DOI: 10.4324/9781315144399
7. Ross R. Chinese Security Policy: Structure, Power and Politics. New York, Routledge, 2009. 344 p. Available at:. DOI: 10.4324/9780203876015
8. Allison G. Destined for War: Can America and China Escape Thucydides’s Trap? Boston, Houghton Mifflin Harcourt, 2017. 384 p.
9. Johnston A. Cultural Realism: Strategic Culture and Grand Strategy in Chinese History. Princeton University Press, 1995. 328 p. Available at:. DOI: 10.1515/9780691213149
10. Rosen D.H., Hanemann T. An American Open Door? Asia Society, 2011. 93 p. Available at: http://asiasociety.org/files/pdf/AnAmericanOpenDoor_FINAL.pdf (accessed 02.12.2022).
11. Blackwill R.D., Tellis A.J. Revising U.S. Grand Strategy Toward China. Council Special Report, no. 72. New York, NY, Council on Foreign Relations, 2015. 70 p. Available at: https://cdn.cfr.org/sites/default/files/pdf/2015/04/China_CSR72.pdf (accessed 02.12.2022).
12. Blackwill R.D., Campbell K.M. Xi Jinping on the Global Stage. Council Special Report, no. 74. New York, NY, Council on Foreign Relations, 2016. 66 p. Available at: https://cdn.cfr.org/sites/default/files/pdf/2016/02/CSR74_Blackwill_Campbell_Xi_Jinping.pdf (accessed 02.12.2022).
13. Barshefsky C., Greenberg E.G., Huntsman J.M. Jr. Reinvigorating U.S. Economic Strategy in the Asia Pacific. Center for Strategic and International Studies, 2017. 52 p. Available at: https://csis-website-prod.s3.amazonaws.com/s3fs-public/publication/161228_Barshefsky_USEconomicStrategyAsiaPacific_Web.pdf (accessed 02.12.2022).
14. Clinton H. America’s Pacific century. Foreign Policy, 11.10.2011. Available at: https://foreignpolicy.com/2011/10/11/americas-pacific-century/ (accessed 02.12.2022).
15. Lampton D.M. Rethinking How America Engages China. Johns Hopkins University - School of Advanced International Studies, 2016. 9 p. Available at: https://www.uscc.gov/sites/default/files/David%20Lampton%20Testimony_033116.pdf (accessed 02.12.2022).
16. Obama B.H. II. The TPP would let America, not China, lead the way on global trade. The Washington Post, 02.05.2016. Available at: https://www.washingtonpost.com/opinions/president-obama-the-tpp-would-let-america-not-china-lead-the-way-on-global-trade/2016/05/02/680540e4-0fd0-11e6-93ae-50921721165d_story.html (accessed 02.12.2022).
17. Mitchell D. U.S. Foreign Policy in an Era of Chinese Competition. Defense Dossier, 2019, no. 25, pp. 19-21. Available at: https://www.afpc.org/publications/e-journals/countering-chinas-security-state-a-bipartisan-approach (accessed 02.12.2022).
18. Kliman D. Testimony before the U.S.-China Economic and Security Review Commission “The Geostrategic and Military Drivers and Implications”. 25.01.2018. Center for a New American Security, 2018. 8 p. Available at: https://www.uscc.gov/sites/default/files/Kliman_USCC%20Testimony_20180119.pdf (accessed 02.12.2022).
19. Mazarr M.J., Frederick B., et al. Understanding Influence in the Strategic Competition with China. Santa Monica, CA, RAND Corporation, 2021. 168 p. Available at:. DOI: 10.7249/RR-A290-1
20. Rapp-Hooper M. Testimony before the U.S.-China Economic and Security Review Commission on “China and the U.S. Rebalance to Asia”. 31.03.2016. Center for a New American Security, 2016. 7 p. Available at: https://www.uscc.gov/sites/default/files/Mira%20Rapp-Hooper%20Testimony_033116.pdf (accessed 02.12.2022).
21. Ratner E. Geostrategic and Military Drivers and Implications of the Belt and Road. Council on Foreign Relations, 2018. 8 p. Available at: https://www.uscc.gov/sites/default/files/Ratner_USCC%20Testimony%20CORRECTED.pdf (accessed 02.12.2022).
22. Medeiros E.S. Testimony before the U.S. Senate Armed Services Committee “The United States’ Strategic Competition with China”. Georgetown University, 2021. 7 p. Available at: https://uschinadialogue.georgetown.edu/publications/the-united-states-strategic-competition-with-china (accessed 02.12.2022).
23. Blackwill R.D. Trump’s Foreign Policies Are Better Than They Seem. Council Special Report, no. 84. New York, NY, Council on Foreign Relations, 2019. 110 p. Available at: https://cdn.cfr.org/sites/default/files/report_pdf/CSR%2084_Blackwill_Trump_0.pdf (accessed 02.12.2022).
24. Friedberg A. NSC 68 Plus 68. 2017. Strategic Competition with China. U.S. House Committee on Armed Services. One Hundred Fifteen Congress Second Session. 15.02. 2018. Washington, DC, U.S. Government Publishing Office, 2018, pp. 65-89. Available at: https://www.govinfo.gov/content/pkg/CHRG-115hhrg28995/pdf/CHRG-115hhrg28995.pdf (accessed 02.12.2022).
25. Friedberg A. Testimony before the House Armed Services Committee Hearing “Strategic Competition with China”. Strategic Competition with China. U.S. House Committee on Armed Services. One Hundred Fifteen Congress Second Session. 15.02. 2018. Washington, DC, U.S. Government Publishing Office, 2018, pp. 40-51. Available at: https://www.govinfo.gov/content/pkg/CHRG-115hhrg28995/pdf/CHRG-115hhrg28995.pdf (accessed 02.12.2022).
26. Pottinger M.F. Beijing’s Grand Strategy to Displace America. The Hoover Institution, Stanford University, 2021. 5 p. Available at: https://www.hoover.org/sites/default/files/written_testimony_to_sasc1.pdf (accessed 02.12.2022).
27. Campbell K.M. The Pivot: The Future of American Statecraft in Asia. New York, NY, Twelve, Hachette Book Group, 2016. 432 p.
28. Кузнецов Н.Д. Конкурентный подход США к КНР: стратегия активного перекладывания бремени. Мировая экономика и международные отношения, 2023, т. 67, № 3, сс. 90-101. EDN: ZNQOFQ
Kuznetsov N.D. U.S. Competitive Approach to the PRC: Active “Burden-Shifting” Strategy. World Eсonomy and International Relations, 2023, vol. 67, no. 3, pp. 90-101. (In Russ.) Available at:. DOI: 10.20542/0131-2227-2023-67-3-90-101 EDN: ZNQOFQ
29. Eisenman J. Resetting the U.S.-China Relationship. Defense Dossier, 2019, no. 25, pp. 3-5. Available at: https://www.afpc.org/publications/e-journals/countering-chinas-security-state-a-bipartisan-approach (accessed 02.12.2022).
30. Greitens S.C. Prepared Testimony before the U.S. Senate Armed Services Committee. Hearing on “The United States’ Strategic Competition with China”, 08.06.2021. The University of Texas at Austin, 2021. 9 p. Available at: http://www.sheenagreitens.com/uploads/1/2/1/1/121115641/greitens_testimony_-_internal_security___chinese_strategy__sasc2021_.pdf (accessed 02.12.2022).
31. Anderson E.C., Engstrom J.G. China’s Use of Perception Management and Strategic Deception. U.S.-China Economic and Security Review Commission, 2009. 68 p. Available at: https://www.uscc.gov/sites/default/files/Research/ApprovedFINALSAICStrategicDeceptionPaperRevisedDraft06Nov2009.pdf (accessed 02.12.2022).
32. Lawrence S. U.S.-China Relations: An Overview of Policy Issues. Congressional Research Service, 2013. 61 p. Available at: https://sgp.fas.org/crs/row/R41108.pdf (accessed 02.12.2022).
33. Dreyer J.T. Managing Sino-American Relations. Orbis, 2017, vol. 61, no. 1, pp. 83-90. Available at:. DOI: 10.1016/j.orbis.2016.12.001
34. Dreyer J.T. Testimony before the U.S.-China Economic and Security Review Commission “China’s Views of Sovereignty and Methods of Access Control”, 27.02.2008. University of Miami, 2008. 6 p. Available at: https://www.uscc.gov/sites/default/files/08_02_27_dreyer_statement.pdf (accessed 02.12.2022).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Редакция представляет краткий отчет о проведении научно-практического семинара совместной серии Российского совета по международным делам (РСМД), Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) им Е. М. Примакова РАН и журнала “Мировая экономика и международные отношения”, посвященного обсуждению глобального технологического развития и параметров лидерства в технологической сфере. В дискуссии приняли участие генеральный директор РСМД И. Н. Тимофеев, заместитель директора по научной работе ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН, член-корреспондент РАН, член РСМД С. А. Афонцев, руководитель Отдела науки и инноваций ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН И. В. Данилин, заместитель директора Центра международной информационной безопасности и научно-технологической политики МГИМО МИД России Е. С. Зиновьева, младший научный сотрудник Центра Индоокеанского региона ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН И. Ю. Щедров, заведующая Сектором международных валютно-финансовых отношений ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН Е. А. Сидорова, научный сотрудник Отдела науки и инноваций ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН Э. П. Шавлай, помощник директора Центра международной информационной безопасности и научно-технологической политики МГИМО МИД России Т. В. Исаева и программный менеджер РСМД А. Ю. Толстухина.
В статье исследуется широкое распространение термина “Американский Запад” (Мэй Сифан) в китайском академическом и медийном дискурсе на фоне ухудшения отношений между КНР и США. Анализ основан на репрезентативных данных и применении методов корпусной лингвистики. Для выявления частотности и семантических нюансов употребления термина “Американский Запад” использована авторитетная научная база China National Knowledge Infrastructure (CNKI). Рассматривая западный блок дифференцированно, китайские эксперты выделяют в нем группу стран, более тесно связанных с США. В рамках данной аналитической парадигмы в китайских публикациях отношения с США все реже рассматриваются как ключевой и относительно устойчивый элемент внешней политики КНР. В условиях хаотизации мировой системы важнейшим для Пекина становится вопрос о степени консолидации Запада на антикитайской основе. Автор приходит к выводу, что распространение термина связано с изменением восприятия угроз и задачами внутренней идеологической консолидации. Речь идет о попытке политического руководства донести до партии и китайского общества мысль о том, что Китай стоит перед более масштабным вызовом, чем усложнившиеся отношения с США. Нарратив об “Американском Западе” становится важным инструментом для мобилизации политической системы КНР в условиях обострения информационного противоборства.
На основании китайских документов и публикаций рассматривается эволюция подходов руководства КНР к тематике стратегического сдерживания с конца 2010-х годов, вылившаяся в начале 2020-х в существенные коррективы оборонной политики страны. Показаны основные изменения в документах по соответствующей тематике, прогнозируются возможные последствия этих изменений для количественного и качественного состава китайских сил стратегического сдерживания. Констатируется, что создаваемый в Китае силовой компонент системы стратегического сдерживания подтверждает ее нацеленность не только на защиту КНР от угрозы ядерного нападения, но и на предотвращение вмешательства США в затрагивающие интересы Китая конфликты в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Стратегическое противостояние с США и повышающаяся критичность структурных проблем в экономике заставляют Пекин активизировать реализацию национальных программ развития, главными из которых являются общее “великое возрождение китайской нации”, а также “всеобщее процветание” и “двойная циркуляция”. В статье рассматривается политика всеобщего процветания.
Тайвань и Республика Корея - крупнейшие центры производства наиболее сложных полупроводниковых компонентов, от поставок которых зависят и США, и КНР. В рамках стратегии по развитию своей микроэлектронной отрасли Вашингтон стремится локализовать производство наиболее технологичных чипов на своей территории и одновременно отсечь Китай от передовых технологий в этой сфере. Пока США сталкиваются с финансовыми, технологическими и кадровыми проблемами, что предопределяет в том числе наступление нового этапа кооперации с Тайванем и РК.
Анализ политики санкций США в отношении Китая и России выявил существенные расхождения как в наборе используемых ограничительных мер, так в их количестве и жесткости применения. В случае ухудшения отношений США и КНР разница может быть нивелирована.
В статье рассмотрена эволюция политической стратегии США в отношении тайваньской проблемы. На протяжении нескольких десятилетий американский подход характеризовался “стратегической неопределенностью”, но в последнее время появились признаки более однозначной поддержки Тайваня. Вопрос о том, можно ли считать завершенной эпоху “стратегической неопределенности”, решается автором с помощью анализа изменений в американском внешнеполитическом механизме. Отмечается, что Конгресс США, начиная с периода президентства Дональда Трампа, не только выполняет традиционные для себя функции защитника демократического Тайваня от посягательств со стороны КНР, но и нейтрализует наиболее радикальные инициативы исполнительной власти, направленные на переход к “стратегической ясности” в отношениях с Китаем и Тайванем. Это свидетельствует о стремлении части законодателей отсрочить ликвидацию выгодной для США “стратегической неопределенности”, но уже предпринятые Соединенными Штатами шаги делают отказ от нее практически неизбежным.
Путь к открытому и зафиксированному в американских стратегических документах противостоянию США и КНР прошли очень быстро. Еще в Стратегии национальной безопасности 2015 г. администрация Б. Обамы приветствовала рост стабильного и процветающего Китая, несмотря на обострение торговых противоречий. Но разочарование уже нарастало, согласия среди американских политиков относительно страны, называемой партнером, не было, а экспертное сообщество Соединенных Штатов все чаще писало о китайской угрозе. В статье проанализирован этот путь - от декларируемого партнерства к нескрываемому противостоянию с точки зрения формирования и официального закрепления концепций и формулировок, описывающих двусторонние отношения. Рассмотрено, как идея противостояния развивалась в экспертном сообществе, обсуждалась в комитетах Сената и закреплялась в стратегиях национальной безопасности последних трех администраций.
Статья посвящена анализу сотрудничества России и Китая в контексте отношений двух стран с США. Ставится под сомнение точка зрения, согласно которой нынешнее сближение РФ и КНР вызвано охлаждением между этими государствами и Западом в XXI в. Аргументируется вывод о том, что стратегическое партнерство двух стран Евразии является результатом длительного процесса, начавшегося в 1980-х годах. Американо-китайское сближение на завершающем этапе холодной войны действительно подтолкнуло руководство СССР к поиску взаимопонимания с Китаем, однако это процесс в дальнейшем отнюдь не главным образом зависел от “американского фактора” - значимого, но не определяющего для российско-китайского сотрудничества.
Цифровое противостояние - конкуренция между США и КНР в сфере разработки, производства, использования и контроля за цифровыми продуктами и социальными сетями - приобретает все более острый характер. Администрация Дж. Байдена взяла курс на создание цифрового разрыва с Китаем, ограничивая доступ к американским инновациям и создавая антикитайский альянс в киберпространстве.
Статья посвящена исследованию режимов адаптации Соединенных Штатов Америки к изменениям в окружающей международной среде. В ситуации, когда “двойное сдерживание” Китая и России фактически становится организующей идеей американской внешней политики, а условия, при которых США в постбиполярный период представляли себя остальному миру в качестве ролевой модели либеральной демократии и рыночной экономики, подвергаются эрозии, американские элиты стремятся к удержанию за Вашингтоном гегемонистского положения в мировой системе. Автор рассматривает набирающую в США популярность теорию “адаптивного лидерства”, способы ее сопряжения с теорией адаптивного поведения Дж. Розенау, изучает характер такой адаптации в отдельных областях и предпринимает попытку ответить на вопрос, насколько реализуемые сегодня Соединенными Штатами меры адекватны для искомых ими целей.
Издательство
- Издательство
- ИМЭМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- Юр. адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- ФИО
- Войтоловский Федор Генрихович (И.о. директора)
- E-mail адрес
- imemoran@imemo.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 1205236
- Сайт
- http://www.imemo.ru