В статье рассмотрена эволюция политической стратегии США в отношении тайваньской проблемы. На протяжении нескольких десятилетий американский подход характеризовался “стратегической неопределенностью”, но в последнее время появились признаки более однозначной поддержки Тайваня. Вопрос о том, можно ли считать завершенной эпоху “стратегической неопределенности”, решается автором с помощью анализа изменений в американском внешнеполитическом механизме. Отмечается, что Конгресс США, начиная с периода президентства Дональда Трампа, не только выполняет традиционные для себя функции защитника демократического Тайваня от посягательств со стороны КНР, но и нейтрализует наиболее радикальные инициативы исполнительной власти, направленные на переход к “стратегической ясности” в отношениях с Китаем и Тайванем. Это свидетельствует о стремлении части законодателей отсрочить ликвидацию выгодной для США “стратегической неопределенности”, но уже предпринятые Соединенными Штатами шаги делают отказ от нее практически неизбежным.
Идентификаторы и классификаторы
Визит на Тайвань спикера палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси в начале августа 2022 г. стал настоящей мировой сенсацией и превратил Тайвань в центральный пункт глобальной новостной повестки. Такого внимания к тайваньской проблеме не было уже очень давно. Сервис компании Google, с 2004 г. отслеживающий частоту запросов по определенной тематике (Google Trends), зафиксировал за весь период наблюдений несколько всплесков интереса к Тайваню, но только в 2022г. их масштаб впервые преодолел условный рубеж в 25% от всего глобального новостного трафика. Это произошло в конце февраля – начале марта 2022 г., когда в связи с началом российской военной опе - рации на Украине многие стали задумываться о вероятности реализации Пекином подобного сценария в Тайваньском проливе. Это привело к росту числа запросов о тайваньской проблеме до отметки 50%. Но через четыре месяца визит Н. Пелоси на Тайвань породил волну еще более ажиотажного интереса. Несколько дней пользователи интернета практически не интересовались никакими другими политическими событиями, и Google присвоил этой волне запросов максимально возможный индекс – 100% [ист. 1]
Список литературы
1. Lin G., Zhou W., Wu W. What Shapes Taiwan-related Legislation in U.S. Congress? Journal of Contemporary China, 2022, vol. 31, iss. 136, pp. 609-625. DOI: 10.1080/10670564.2021.1985840 EDN: HDFDEL
2. Kastner S.L., Grob D.B. Legislative Foundations of U.S.-Taiwan Relations: A New Look at the Congressional Taiwan Caucus. Foreign Policy Analysis, 2009, vol. 5, iss. 1 (January), pp. 57-72. DOI: 10.1111/j.1743-8594.2008.00083.x
3. Хлопов О.А. Влияние Конгресса США на развитие американо-китайских отношений. Бюллетень науки и практики, 2022, т. 8, № 9, сс. 654-663. EDN: CWZWJL
Khlopov O. The Impact of the U.S. Congress on the Development of American-Chinese Relations. Bulletin of Science and Practice, 2022, vol. 8, no. 9, pp. 654-663. (In Russ.). DOI: 10.33619/2414-2948/82/74 EDN: CWZWJL
4. Волошина А.В. Конец политики “стратегической неопределенности” в отношении Тайваня? Россия и Америка в XXI веке. 2022. № S1. EDN: FEOZNS
Voloshina A.V. The End of the U.S. Policy of “Strategic Ambiguity” toward Taiwan? United States and Russia in the XXI Century, 2022, Special Issue. (In Russ.) Available at: https://www.ifes-ras.ru/ru-RU/library/834 (accessed 05.06.2023). DOI: 10.18254/S207054760023892-8
5. Kan S.A. China/Taiwan: Evolution of the “One China” Policy - Key Statements from Washington, Beijing, and Taipei. Congressional Research Service. 10.10.2014. Available at: https://sgp.fas.org/crs/row/RL30341.pdf (accessed 05.06.2023).
6. Biden J. Not So Deft on Taiwan. The Washington Post, 02.05.2001. Available at: https://www.washingtonpost.com/archive/opinions/2001/05/02/not-so-deft-on-taiwan/2adf3075-ee98-4e70-9be0-5459ce1edd5d/?itid=lk_inline_manual_13 (accessed 05.06.2023).
7. Brunnstrom D., Hunnicutt T. Biden Says U.S. Forces Would Defend Taiwan in the Event of a Chinese Invasion. Reuters, 19.09.2022. Available at: https://www.reuters.com/world/biden-says-us-forces-would-defend-taiwan-event-chinese-invasion-2022-09-18/ (accessed 05.06.2023).
8. Blanchard B. U.S. Should Recognise Taiwan, Former Top Diplomat Pompeo Says. Reuters, 04.03.022. Available at: https://www.reuters.com/world/asia-pacific/us-should-recognise-taiwan-former-top-diplomat-pompeo-says-2022-03-04/ (accessed 05.06.2023).
9. Chung L. Former U.S. Defence Chief Says One-China Policy Has ‘Outlived Its Usefulness’. South China Morning Post, 19.07.2022. Available at: https://www.scmp.com/news/china/diplomacy/article/3185818/former-us-defence-chief-says-one-china-policy-has-outlived-its (accessed 05.06.2023).
10. Журавлёва В.Ю. Левая дилемма Дж. Байдена и Демократической партии. Мировая экономика и международные отношения, 2022, т. 66, № 12, сс. 5-15. EDN: GXVKDY
Zhuravleva V.Yu. The Democratic Party and President Joe Biden Face to Rising Left-Wing Populism. World Economy and International Relations, 2022, vol. 66, no. 12, pp. 5-15. (In Russ.) Available at:. DOI: 10.20542/0131-2227-2022-66-12-5-15 EDN: GXVKDY
11. Smeltz D., Kafura C. Americans Favor Aiding Taiwan Against China. Chicago Council on Global Affairs, 11.08.2022. Available at: https://globalaffairs.org/research/public-opinion-survey/americans-favor-aiding-taiwan-against-china (accessed 05.06.2023).
12. Orth T. More Americans Prefer Taking a Strong Stand to Protect Taiwan than Would Choose Good China Relations. YouGov, 02.03.2023. Available at: https://today.yougov.com/topics/international/articles-reports/2023/03/01/american-opinion-china-taiwan-conflict-poll (accessed 05.06.2023).
13. Henehan M.T. Foreign Policy and Congress: An International Relations Perspective. University of Michigan Press, 2000. 213 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Редакция представляет краткий отчет о проведении научно-практического семинара совместной серии Российского совета по международным делам (РСМД), Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) им Е. М. Примакова РАН и журнала “Мировая экономика и международные отношения”, посвященного обсуждению глобального технологического развития и параметров лидерства в технологической сфере. В дискуссии приняли участие генеральный директор РСМД И. Н. Тимофеев, заместитель директора по научной работе ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН, член-корреспондент РАН, член РСМД С. А. Афонцев, руководитель Отдела науки и инноваций ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН И. В. Данилин, заместитель директора Центра международной информационной безопасности и научно-технологической политики МГИМО МИД России Е. С. Зиновьева, младший научный сотрудник Центра Индоокеанского региона ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН И. Ю. Щедров, заведующая Сектором международных валютно-финансовых отношений ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН Е. А. Сидорова, научный сотрудник Отдела науки и инноваций ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН Э. П. Шавлай, помощник директора Центра международной информационной безопасности и научно-технологической политики МГИМО МИД России Т. В. Исаева и программный менеджер РСМД А. Ю. Толстухина.
В статье исследуется широкое распространение термина “Американский Запад” (Мэй Сифан) в китайском академическом и медийном дискурсе на фоне ухудшения отношений между КНР и США. Анализ основан на репрезентативных данных и применении методов корпусной лингвистики. Для выявления частотности и семантических нюансов употребления термина “Американский Запад” использована авторитетная научная база China National Knowledge Infrastructure (CNKI). Рассматривая западный блок дифференцированно, китайские эксперты выделяют в нем группу стран, более тесно связанных с США. В рамках данной аналитической парадигмы в китайских публикациях отношения с США все реже рассматриваются как ключевой и относительно устойчивый элемент внешней политики КНР. В условиях хаотизации мировой системы важнейшим для Пекина становится вопрос о степени консолидации Запада на антикитайской основе. Автор приходит к выводу, что распространение термина связано с изменением восприятия угроз и задачами внутренней идеологической консолидации. Речь идет о попытке политического руководства донести до партии и китайского общества мысль о том, что Китай стоит перед более масштабным вызовом, чем усложнившиеся отношения с США. Нарратив об “Американском Западе” становится важным инструментом для мобилизации политической системы КНР в условиях обострения информационного противоборства.
На основании китайских документов и публикаций рассматривается эволюция подходов руководства КНР к тематике стратегического сдерживания с конца 2010-х годов, вылившаяся в начале 2020-х в существенные коррективы оборонной политики страны. Показаны основные изменения в документах по соответствующей тематике, прогнозируются возможные последствия этих изменений для количественного и качественного состава китайских сил стратегического сдерживания. Констатируется, что создаваемый в Китае силовой компонент системы стратегического сдерживания подтверждает ее нацеленность не только на защиту КНР от угрозы ядерного нападения, но и на предотвращение вмешательства США в затрагивающие интересы Китая конфликты в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Стратегическое противостояние с США и повышающаяся критичность структурных проблем в экономике заставляют Пекин активизировать реализацию национальных программ развития, главными из которых являются общее “великое возрождение китайской нации”, а также “всеобщее процветание” и “двойная циркуляция”. В статье рассматривается политика всеобщего процветания.
Тайвань и Республика Корея - крупнейшие центры производства наиболее сложных полупроводниковых компонентов, от поставок которых зависят и США, и КНР. В рамках стратегии по развитию своей микроэлектронной отрасли Вашингтон стремится локализовать производство наиболее технологичных чипов на своей территории и одновременно отсечь Китай от передовых технологий в этой сфере. Пока США сталкиваются с финансовыми, технологическими и кадровыми проблемами, что предопределяет в том числе наступление нового этапа кооперации с Тайванем и РК.
Анализ политики санкций США в отношении Китая и России выявил существенные расхождения как в наборе используемых ограничительных мер, так в их количестве и жесткости применения. В случае ухудшения отношений США и КНР разница может быть нивелирована.
В статье анализируется документ, определивший американскую политику в отношении Китая, - “Стратегический подход Соединенных Штатов к отношениям с Китайской Народной Республикой”. Исследуются политические принципы, заложенные в нем и отражающие фундаментальное представление американского истеблишмента о Китае и его стратегии. Предлагается их научное обоснование. Демонстрируется, каким образом следование этим принципам трансформировало американский подход к КНР.
Путь к открытому и зафиксированному в американских стратегических документах противостоянию США и КНР прошли очень быстро. Еще в Стратегии национальной безопасности 2015 г. администрация Б. Обамы приветствовала рост стабильного и процветающего Китая, несмотря на обострение торговых противоречий. Но разочарование уже нарастало, согласия среди американских политиков относительно страны, называемой партнером, не было, а экспертное сообщество Соединенных Штатов все чаще писало о китайской угрозе. В статье проанализирован этот путь - от декларируемого партнерства к нескрываемому противостоянию с точки зрения формирования и официального закрепления концепций и формулировок, описывающих двусторонние отношения. Рассмотрено, как идея противостояния развивалась в экспертном сообществе, обсуждалась в комитетах Сената и закреплялась в стратегиях национальной безопасности последних трех администраций.
Статья посвящена анализу сотрудничества России и Китая в контексте отношений двух стран с США. Ставится под сомнение точка зрения, согласно которой нынешнее сближение РФ и КНР вызвано охлаждением между этими государствами и Западом в XXI в. Аргументируется вывод о том, что стратегическое партнерство двух стран Евразии является результатом длительного процесса, начавшегося в 1980-х годах. Американо-китайское сближение на завершающем этапе холодной войны действительно подтолкнуло руководство СССР к поиску взаимопонимания с Китаем, однако это процесс в дальнейшем отнюдь не главным образом зависел от “американского фактора” - значимого, но не определяющего для российско-китайского сотрудничества.
Цифровое противостояние - конкуренция между США и КНР в сфере разработки, производства, использования и контроля за цифровыми продуктами и социальными сетями - приобретает все более острый характер. Администрация Дж. Байдена взяла курс на создание цифрового разрыва с Китаем, ограничивая доступ к американским инновациям и создавая антикитайский альянс в киберпространстве.
Статья посвящена исследованию режимов адаптации Соединенных Штатов Америки к изменениям в окружающей международной среде. В ситуации, когда “двойное сдерживание” Китая и России фактически становится организующей идеей американской внешней политики, а условия, при которых США в постбиполярный период представляли себя остальному миру в качестве ролевой модели либеральной демократии и рыночной экономики, подвергаются эрозии, американские элиты стремятся к удержанию за Вашингтоном гегемонистского положения в мировой системе. Автор рассматривает набирающую в США популярность теорию “адаптивного лидерства”, способы ее сопряжения с теорией адаптивного поведения Дж. Розенау, изучает характер такой адаптации в отдельных областях и предпринимает попытку ответить на вопрос, насколько реализуемые сегодня Соединенными Штатами меры адекватны для искомых ими целей.
Издательство
- Издательство
- ИМЭМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- Юр. адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- ФИО
- Войтоловский Федор Генрихович (И.о. директора)
- E-mail адрес
- imemoran@imemo.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 1205236
- Сайт
- http://www.imemo.ru