Тайвань и Республика Корея - крупнейшие центры производства наиболее сложных полупроводниковых компонентов, от поставок которых зависят и США, и КНР. В рамках стратегии по развитию своей микроэлектронной отрасли Вашингтон стремится локализовать производство наиболее технологичных чипов на своей территории и одновременно отсечь Китай от передовых технологий в этой сфере. Пока США сталкиваются с финансовыми, технологическими и кадровыми проблемами, что предопределяет в том числе наступление нового этапа кооперации с Тайванем и РК.
Идентификаторы и классификаторы
В последние годы в фокусе торгово-инвестиционной, научно-технологической и даже внешней политики США и Китая оказались микроэлектронные технологии. Причина очевидна: возможности разработки и производства или доступность импорта наиболее передовых интегральных схем (ИС) имеют решающее значение для развития потребительской электроники, систем искусственного интеллекта (ИИ), телекоммуникаций и иных секторов, вплоть до электротранспорта.
Список литературы
1. Danilin I.V. The U.S.-China Technological War. Russia in Global Affairs, 2021, vol. 19, no. 4, pp. 78-96. Available at:. DOI: 10.31278/1810-6374-2021-19-4-78-96
2. Brown C., Linden G. Offshoring in the Semiconductor Industry: A Historical Perspective. Brookings Trade Forum, 2005, vol. 2005, pp. 279-322. Available at:. DOI: 10.1353/btf.2006.0009
3. VerWey J. Chinese Semiconductor Industrial Policy: Prospects for Future Success. Journal of International Commerce and Economics, August 2019. 36 p. Available at: https://www.usitc.gov/sites/default/files/publications/332/journals/chinese_semiconductor_industrial_policy_prospects_for_success_jice_aug_2019_0.pdf (accessed 10.07.2023).
4. Fuller D.B. Globalization for Nation-Building: Taiwan’s Industrial and Technology Policies for High-Technology Sectors. Journal of Interdisciplinary Economics, 2007, vol. 18, iss. 2-3, pp. 203-224. Available at:. DOI: 10.1177/02601079X07001800205
5. Chang Pao-Long, Hsu Chiung-Wen. The Development Strategies for Taiwan’s Semiconductor Industry. IEEE Transactions on Engineering Management, 1998, vol. 45, no. 4, pp. 349-356.
6. Chiang Min-Hua. Taiwan Semiconductor Manufacturing Company: A Key Chip in the Global Political Economy. East Asian Policy, 2023, vol.15, no. 1, pp. 36-46. Available at:. DOI: 10.1142/S179393052300003X
7. Yeung Henry Wai-Chung. Explaining Geographic Shifts of Chip Making Toward East Asia and Market Dynamics in Semiconductor Global Production Networks. Economic Geography, 2022, vol. 98, iss. 3, pp. 272-298. Available at:. DOI: 10.1080/00130095.2021.2019010 EDN: VWILFF
8. Son Ji-Hyoung. Samsung Beats TSMC in Advanced Smartphone Chipset Foundry Market. Korea Herald, 17.07.2022. Available at: https://www.koreaherald.com/view.php?ud=20220717000147 (accessed 10.07.2023).
9. You H., et al. Semiconductors and the U.S.-China Innovation Race. A Special Report by FP Analytics. Foreign Policy, 16.02.2021. Available at: https://foreignpolicy.com/2021/02/16/semiconductors-us-china-taiwan-technology-innovation-competition/ (accessed 10.07.2023).
10. Luo Y., Van Assche A. The Rise of Techno-Geopolitical Uncertainty: Implications of the United States CHIPS and Science Act. Journal of International Business Studies, 2023. 18 p. Available at:. DOI: 10.1057/s41267-023-00620-3 EDN: WUPJKB
11. Ye L., Abe M. The Impacts of Natural Disasters on Global Supply Chains. ARTNeT Working Paper Series, 2012, no. 115. 28 p. Available at: https://hdl.handle.net/20.500.12870/1391 (accessed 10.07.2023).
12. Peters M.A. Semiconductors, Geopolitics and Technological Rivalry: the US CHIPS & Science Act, 2022. Educational Philosophy and Theory, 2022, pp. 1-5. Available at:. DOI: 10.1080/00131857.2022.2124914 EDN: KSDQHB
13. Farrell H., Newman A.L. Weaponized Interdependence: How Global Economic Networks Shape State Coercion. International Security, 2019, vol. 44, iss. 1, pp. 42-79. Available at:. DOI: 10.1162/ISEC_a_00351
14. Li Lauly, Ting-Fang Cheng. Exclusive: Washington Pressures TSMC to Make Chips in US. Nikkei Asia, 15.01.2020. Available at: https://asia.nikkei.com/Business/Technology/Exclusive-Washington-pressures-TSMC-to-make-chips-in-US (accessed 10.07.2023).
15. Kang C. How Arizona Is Positioning Itself for $52 Billion to the Chips Industry. The New York Times, 22.02.2023. Available at: https://www.nytimes.com/2023/02/22/technology/arizona-chips-act-semiconductor.html (accessed 10.07.2023).
16. Blanchard B., Kao J. TSMC Talking to US about CHIPS Act ‘Guidance’ amid Subsidy Concerns. Reuters, 10.04.2023. Available at: https://www.reuters.com/technology/tsmc-talking-us-about-chips-act-guidance-amid-subsidy-concerns-2023-04-10/ (accessed 10.07.2023).
17. Liu J., Mozur P. Inside Taiwanese Chip Giant, a U.S. Expansion Stokes Tensions. The New York Times, 22.02.2023. Available at: https://www.nytimes.com/2023/02/22/technology/tsmc-arizona-factory-tensions.html (accessed 10.07.2023).
18. Cattaneo O., Gereffi G., Staritz C. Global Value Chains in a Postcrisis World: a Development Perspective (English). Washington, The World Bank Group, 2010. Available at: http://documents.worldbank.org/curated/en/432691468332065846/Global-value-chains-in-a-postcrisis-world-a-development-perspective (accessed 08.08.2023). EDN: QUMAZL
19. Grimes S., Du D. China’s Emerging Role in the Global Semiconductor Value Chain. Telecommunications Policy, 2022, vol. 46, iss. 2, 101959. Available at:. DOI: 10.1016/j.telpol.2020.101959 EDN: LSSTDO
20. Hille K., Sevastopulo D. TSMC: The Taiwanese Chipmaker Caught up in the Tech Cold War. Financial Times, 24.10.2022. Available at: https://www.ft.com/content/bae9756a-3bce-4595-b6c9-8082fd735aa0 (accessed 10.07.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Редакция представляет краткий отчет о проведении научно-практического семинара совместной серии Российского совета по международным делам (РСМД), Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) им Е. М. Примакова РАН и журнала “Мировая экономика и международные отношения”, посвященного обсуждению глобального технологического развития и параметров лидерства в технологической сфере. В дискуссии приняли участие генеральный директор РСМД И. Н. Тимофеев, заместитель директора по научной работе ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН, член-корреспондент РАН, член РСМД С. А. Афонцев, руководитель Отдела науки и инноваций ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН И. В. Данилин, заместитель директора Центра международной информационной безопасности и научно-технологической политики МГИМО МИД России Е. С. Зиновьева, младший научный сотрудник Центра Индоокеанского региона ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН И. Ю. Щедров, заведующая Сектором международных валютно-финансовых отношений ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН Е. А. Сидорова, научный сотрудник Отдела науки и инноваций ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН Э. П. Шавлай, помощник директора Центра международной информационной безопасности и научно-технологической политики МГИМО МИД России Т. В. Исаева и программный менеджер РСМД А. Ю. Толстухина.
В статье исследуется широкое распространение термина “Американский Запад” (Мэй Сифан) в китайском академическом и медийном дискурсе на фоне ухудшения отношений между КНР и США. Анализ основан на репрезентативных данных и применении методов корпусной лингвистики. Для выявления частотности и семантических нюансов употребления термина “Американский Запад” использована авторитетная научная база China National Knowledge Infrastructure (CNKI). Рассматривая западный блок дифференцированно, китайские эксперты выделяют в нем группу стран, более тесно связанных с США. В рамках данной аналитической парадигмы в китайских публикациях отношения с США все реже рассматриваются как ключевой и относительно устойчивый элемент внешней политики КНР. В условиях хаотизации мировой системы важнейшим для Пекина становится вопрос о степени консолидации Запада на антикитайской основе. Автор приходит к выводу, что распространение термина связано с изменением восприятия угроз и задачами внутренней идеологической консолидации. Речь идет о попытке политического руководства донести до партии и китайского общества мысль о том, что Китай стоит перед более масштабным вызовом, чем усложнившиеся отношения с США. Нарратив об “Американском Западе” становится важным инструментом для мобилизации политической системы КНР в условиях обострения информационного противоборства.
На основании китайских документов и публикаций рассматривается эволюция подходов руководства КНР к тематике стратегического сдерживания с конца 2010-х годов, вылившаяся в начале 2020-х в существенные коррективы оборонной политики страны. Показаны основные изменения в документах по соответствующей тематике, прогнозируются возможные последствия этих изменений для количественного и качественного состава китайских сил стратегического сдерживания. Констатируется, что создаваемый в Китае силовой компонент системы стратегического сдерживания подтверждает ее нацеленность не только на защиту КНР от угрозы ядерного нападения, но и на предотвращение вмешательства США в затрагивающие интересы Китая конфликты в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Стратегическое противостояние с США и повышающаяся критичность структурных проблем в экономике заставляют Пекин активизировать реализацию национальных программ развития, главными из которых являются общее “великое возрождение китайской нации”, а также “всеобщее процветание” и “двойная циркуляция”. В статье рассматривается политика всеобщего процветания.
Анализ политики санкций США в отношении Китая и России выявил существенные расхождения как в наборе используемых ограничительных мер, так в их количестве и жесткости применения. В случае ухудшения отношений США и КНР разница может быть нивелирована.
В статье рассмотрена эволюция политической стратегии США в отношении тайваньской проблемы. На протяжении нескольких десятилетий американский подход характеризовался “стратегической неопределенностью”, но в последнее время появились признаки более однозначной поддержки Тайваня. Вопрос о том, можно ли считать завершенной эпоху “стратегической неопределенности”, решается автором с помощью анализа изменений в американском внешнеполитическом механизме. Отмечается, что Конгресс США, начиная с периода президентства Дональда Трампа, не только выполняет традиционные для себя функции защитника демократического Тайваня от посягательств со стороны КНР, но и нейтрализует наиболее радикальные инициативы исполнительной власти, направленные на переход к “стратегической ясности” в отношениях с Китаем и Тайванем. Это свидетельствует о стремлении части законодателей отсрочить ликвидацию выгодной для США “стратегической неопределенности”, но уже предпринятые Соединенными Штатами шаги делают отказ от нее практически неизбежным.
В статье анализируется документ, определивший американскую политику в отношении Китая, - “Стратегический подход Соединенных Штатов к отношениям с Китайской Народной Республикой”. Исследуются политические принципы, заложенные в нем и отражающие фундаментальное представление американского истеблишмента о Китае и его стратегии. Предлагается их научное обоснование. Демонстрируется, каким образом следование этим принципам трансформировало американский подход к КНР.
Путь к открытому и зафиксированному в американских стратегических документах противостоянию США и КНР прошли очень быстро. Еще в Стратегии национальной безопасности 2015 г. администрация Б. Обамы приветствовала рост стабильного и процветающего Китая, несмотря на обострение торговых противоречий. Но разочарование уже нарастало, согласия среди американских политиков относительно страны, называемой партнером, не было, а экспертное сообщество Соединенных Штатов все чаще писало о китайской угрозе. В статье проанализирован этот путь - от декларируемого партнерства к нескрываемому противостоянию с точки зрения формирования и официального закрепления концепций и формулировок, описывающих двусторонние отношения. Рассмотрено, как идея противостояния развивалась в экспертном сообществе, обсуждалась в комитетах Сената и закреплялась в стратегиях национальной безопасности последних трех администраций.
Статья посвящена анализу сотрудничества России и Китая в контексте отношений двух стран с США. Ставится под сомнение точка зрения, согласно которой нынешнее сближение РФ и КНР вызвано охлаждением между этими государствами и Западом в XXI в. Аргументируется вывод о том, что стратегическое партнерство двух стран Евразии является результатом длительного процесса, начавшегося в 1980-х годах. Американо-китайское сближение на завершающем этапе холодной войны действительно подтолкнуло руководство СССР к поиску взаимопонимания с Китаем, однако это процесс в дальнейшем отнюдь не главным образом зависел от “американского фактора” - значимого, но не определяющего для российско-китайского сотрудничества.
Цифровое противостояние - конкуренция между США и КНР в сфере разработки, производства, использования и контроля за цифровыми продуктами и социальными сетями - приобретает все более острый характер. Администрация Дж. Байдена взяла курс на создание цифрового разрыва с Китаем, ограничивая доступ к американским инновациям и создавая антикитайский альянс в киберпространстве.
Статья посвящена исследованию режимов адаптации Соединенных Штатов Америки к изменениям в окружающей международной среде. В ситуации, когда “двойное сдерживание” Китая и России фактически становится организующей идеей американской внешней политики, а условия, при которых США в постбиполярный период представляли себя остальному миру в качестве ролевой модели либеральной демократии и рыночной экономики, подвергаются эрозии, американские элиты стремятся к удержанию за Вашингтоном гегемонистского положения в мировой системе. Автор рассматривает набирающую в США популярность теорию “адаптивного лидерства”, способы ее сопряжения с теорией адаптивного поведения Дж. Розенау, изучает характер такой адаптации в отдельных областях и предпринимает попытку ответить на вопрос, насколько реализуемые сегодня Соединенными Штатами меры адекватны для искомых ими целей.
Издательство
- Издательство
- ИМЭМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- Юр. адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- ФИО
- Войтоловский Федор Генрихович (И.о. директора)
- E-mail адрес
- imemoran@imemo.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 1205236
- Сайт
- http://www.imemo.ru