Рассмотрены основные противоречия, которые привели к застою на многосторонних торговых переговорах, параличу системы разрешения споров и торговым конфликтам. Показана необходимость реформирования многосторонней торговой системы, обусловленная как появлением новых вызовов, связанных с современными тенденциями в мировой экономике, так и потребностью в уточнении ряда действующих положений правовой системы ВТО. В общем ряду выделяются вопросы разрешения торговых споров, предоставления специального и дифференцированного режима, распространения плюрилатеральных соглашений.
Идентификаторы и классификаторы
Противоречия между участниками международной торговли проистекают из различий в национальных экономических интересах и уйдут в прошлое лишь вместе с носителями этих интересов. Мировое сообщество обладает средствами, позволяющими сглаживать торгово-экономические споры, уменьшать вероятность их перерастания в полномасштабные конфликты, а в случае возникновения последних – гасить их и уменьшать их негативные эффекты как для непосредственно вовлеченных сторон, так и для мировой экономики в целом. Такая без преувеличения высокая миссия возложена на созданную после Второй мировой войны многостороннюю торговую систему. В настоящее время она институционально представлена Всемирной торговой организацией (ВТО), выступающей одним из центральных звеньев всей современной системы глобального управления.
Список литературы
1. Bordoff J. America’s Landmark Climate Law. Finance & Development, December 2022, pp. 35-37. Available at: https://www.imf.org/en/Publications/fandd/issues/2022/12/america-landmark-climate-law-bordoff (accessed 25.05.2023).
2. McBride J., Siripurapu A. What’s Next for the WTO? New York, Council on Foreign Relations, 10.06.2022. Available at: https://www.cfr.org/backgrounder/whats-next-wto (accessed 25.05.2023).
3. Adlung R., Mamdouh H. Plurilateral Trade Agreements: An Escape Route for the WTO? WTO Working Paper ERSD-2017-03, January 2017. 23 p. Available at: https://www.wto.org/english/res_e/reser_e/ersd201703_e.htm (accessed 25.05.2023).
4. Low P. WTO Decision-Making for the Future. Staff Working Paper ERSD-2011-05, May 2011, 14 p. Available at: https://www.wto.org/english/res_e/reser_e/ersd201105_e.htm (accessed 25.05.2023).
5. Winslett G. Critical Mass Agreements: The Proven Template for Trade Liberalization in the WTO. World Trade Review, 2018, vol. 17, no. 3, pp. 405-426. Available at:. DOI: 10.1017/S1474745617000295
6. Baldwin R., Evenett S. Revitalising Multilateral Trade Cooperation: Why? Why Now? And How? Baldwin R., Evenett S. eds. Revitalising Multilateralism: Pragmatic Ideas for the New WTO Director-General. London, CEPR Press, 2020, pp. 9-53. Available at: https://ecipe.org/wp-content/uploads/2020/12/Revitalisng_Multilateralism_Final_Version.pdf (accessed 25.05.2023).
7. Akman M.S., Armstrong S., Dadush U., Gonzalez A., Kimura F., Nakagawa J., Rashish P., Tamura A., Primo Braga C.A. World Trading System under Stress: Scenarios for the Future. Global Policy, 2020, no. 11, pp. 360-366. Available at:. DOI: 10.1111/1758-5899.12776 EDN: PBJNXR
8. Hoekman B., Mavroidis P.C. WTO Reform: Back to the Past to Build for the Future. Global Policy, 2021, vol. 12, iss. S3, pp.
9. Schöfer T., Weinhardt C. Developing-Country Status at the WTO: The Divergent Strategies of Brazil, India and China. International Affairs, November 2022, vol. 98, no. 6, pp. 1937-1957. Available at:. DOI: 10.1093/ia/iiac227 EDN: JMJPPR
10. García-Herrero A. The Elephant in the Room of WTO Reform: China. CESifo Forum, March 2021, vol. 22, no. 2, pp. 22-29. Available at: https://www.cesifo.org/en/publications/2021/article-journal/elephant-room-wto-reform-china (accessed 25.05.2023).
11. Ahn D. Why Reform Is Needed: WTO ‘Public Body’ Jurisprudence. Global Policy, 2021, vol. 12, no. S3, pp. 61-70. Available at:. DOI: 10.1111/1758-5899.12929 EDN: KVXEQO
12. Hoekman B., Wolfe R. WTO Reform as a Triangular Problem among China, the EU and the US. CESifo Forum, March 2021, vol. 22, no. 2, pp. 12-16. Available at: https://www.cesifo.org/en/publications/2021/article-journal/wto-reform-triangular-problem-among-china-eu-and-us (accessed 25.05.2023).
13. Bown C.P. Mega-Regional Trade Agreements and the Future of the WTO. Global Policy, 2017, vol. 8, no. 1, pp. 107-112. Available at:. DOI: 10.1111/1758-5899.12391
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье исследуется процесс трансформации социальной политики, происходящий в различных регионах мира под влиянием становления единых цифровых платформ государственного администрирования - экосистем государственного управления. Автор анализирует происходящие вследствие этого изменения организационной модели взаимодействия государства, корпоративных структур и населения. Отмечается, что широкое применение информационно-коммуникационных технологий в этой сфере разными странами мира не приводит к заметному изменению модели социальной политики, существовавшей в них в доцифровую эпоху. По итогам проведенного исследования предлагается типология экосистем государственного управления, формируемых в странах, более других продвинувшихся по пути цифровой трансформации.
Настоящая статья раскрывает цивилизационные особенности развития стран Востока (с акцентом на Китай, Японию, Корейский полуостров, а также Индию), которые в новом тысячелетии являются системообразующими игроками на мировой политической и экономической арене, и стремятся к достижению лидирующих позиций в неофициальных рейтингах влияния на глобальные процессы. Китай, Япония и Республика Корея в культурно-историческом плане представляют собой комбинацию западной рыночно-прагматичной и восточной конфуцианско-буддистской (с элементами национальных религиозно-этических школ в Японии и Республике Корея) модели, что обусловливает их высокую способность к объединению зарубежного и собственного специфичного опыта поступательного развития. То же самое можно сказать и об Индии, которую называют самой большой восточной демократией, успешно сочетающей западный опыт со своими традициями, культурой и менталитетом. Для мировоззрения стран Востока исключительно важна “игра в долгую”, продвижение такой модели развития, когда велика координирующая роль государства как общего медиатора, несомненного авторитета и для обычного гражданина, и для крупного чиновника, а также для руководителя огромной корпорации. Тем не менее усвоение западного опыта продолжается, неизбежно меняются лишь формы и восприятие этого процесса восточными обществами.
Цель статьи - проанализировать и дать оценку последним тенденциям в миграционных процессах в Южной Европе, включая Испанию, Португалию, Италию, Сан-Марино и Мальту. При выборе этих государств авторы исходили из того, что именно в регионе Южного Средиземноморья проблема миграции стоит особенно остро, учитывая соседство с Африкой и Ближним Востоком, откуда идет основной поток иммигрантов. Затронутая тема является актуальной и одновременно “болезненной” для всех государств региона. В статье делается попытка сравнить общую европейскую стратегию по приему мигрантов и практические результаты ее имплементации в странах Южной Европы.
В статье проводится комплексный анализ экономической ситуации в двух малых странах Южной Азии - Бутане и Непале. Исследуются сельскохозяйственная, промышленная, туристическая, гидроэнергетическая отрасли национальных экономик, спектр производимых ими товаров, а также круг их главных торгово-экономических партнеров. Отдельно рассмотрена роль доходов от трудовой миграции для повышения уровня благосостояния населения обоих государств. Автором проанализированы показатели социально-экономического развития согласно классификации ООН. На основе проведенной работы делается вывод о ключевой роли экономических и социальных интересов гималайских государств в определении их внешнеполитической стратегии.
Статья посвящена анализу потенциальных возможностей, которыми располагают Шанхайская организация cотрудничества (ШОС) и инициатива “Пояс и Путь” (ИПП) в плане содействия достижению стабильности в Афганистане и его экономическому развитию. Автор обосновывает перспективу взаимодополнения структур ШОС и ИПП как механизмов достижения мира и содействия хозяйственному подъему в этой стране. При этом на ШОС могут быть возложены задачи создания действенных систем обеспечения безопасности для реализации проектов ИПП, а последние будут способствовать превращению экономики Афганистана в органичную часть региональной экономики.
В статье анализируются предпосылки для создания трехстороннего формата взаимодействия между Турцией, Азербайджаном и Пакистаном, который оформился в 2017 г., и динамика его развития. Рассматриваются культурно-исторические, политические и экономические причины, особенности нормативного оформления стратегических отношений между странами и конкретные мероприятия в рамках “треугольника”. Оцениваются перспективы развития формата и его значение для России, а также ее стратегических проектов и союзников в регионе. Авторы полагают, что Анкара и Баку и впредь будут определять повестку развития взаимодействия внутри “треугольника”, а Исламабад будет пытаться скоординировать с ней свои национальные интересы, поскольку Южный Кавказ не входит в ряд стратегических приоритетов пакистанской внешней политики. В статье сформулированы вероятные действия России в случае более активного вовлечения Пакистана в региональные вопросы безопасности и дальнейшего укрепления трехстороннего сотрудничества. Авторы рассматривают посреднические возможности Москвы между региональными игроками в случае развития аналогичных проектов на Южном Кавказе, Среднем Востоке и в Южной Азии, а также ее потенциал как надежного партнера в сфере военно-технического сотрудничества с учетом опыта российской Cпециальной военной операции на Украине.
В статье раскрываются современная специфика экономики и планы развития инфраструктуры Монголии. Исследуется влияние антиковидных ограничений на внешнюю торговлю. Показано, что проблемы экспортно-сырьевого развития и внутриконтинентальной изоляции Монголии в условиях ограничений на пересечение границы с Китаем для автотранспорта были усугублены слабым развитием железнодорожной сети. Рассматриваются планы развития международных транспортных и энергетических коридоров через Монголию. Выявляется незначительная роль Монголии в транзите контейнерных грузов на направлении Китай-Европа-Китай. Полноценной реализации транзитного потенциала грузовых перевозок Монголии препятствуют неудовлетворительное состояние Трансмонгольской магистрали и отсутствие железных дорог на ряде перспективных направлений грузовых потоков. В качестве стратегически значимой инициативы, которая в условиях антироссийских санкций серьезно усилит экономическое сотрудничество в региональном треугольнике Россия-Монголия-Китай, выделяется план строительства транзитного газопровода “Союз-Восток”.
Рассматриваются проблемы мониторинга выполнения проектов НИОКР, финансируемых из государственных средств. Проанализированы методы, используемые в настоящее время в ведущих странах ОЭСР. Сформулированы предложения по повышению эффективности управления НИОКР в РФ.
Энергетический кризис, переживаемый Европейским союзом и представляющий собой серьезную невоенную угрозу его безопасности, не обошел стороной и Испанию. Однако в Испании он имеет ряд существенных особенностей, о которых и пойдет речь в данной статье. При этом преимущественное внимание будет уделено политическим аспектам энергобезопасности.
Радикальные изменения в Европе и мире вызвали необходимость осмысления, глубокого анализа деятельности ведущей партии ФРГ - Социал-демократической партии Германии (СДПГ) в современных условиях. Обновленные концептуальные установки партии свидетельствуют о дальнейшем ужесточении курса СДПГ на российском направлении. Ее руководство не дает ответа на принципиальный вопрос: как можно выстраивать контуры нового миропорядка в Европе без участия России, тем более против нее. Насколько разворот верхушки партии отвечает интересам рядовых партийцев, граждан страны? Актуальный подход германских социал-демократов может обострить и без того напряженную обстановку. В то же время осторожные высказывания некоторых представителей второго эшелона СДПГ, экспертов не могут не внушать сдержанного оптимизма в плане сохранения общего капитала диалога РФ-ФРГ, его имплементации в будущих двусторонних проектах.
В статье рассматривается одна из самых актуальных и вместе с тем наиболее противоречивых тем мировой политики - борьба с изменением климата (глобальным потеплением). Предпринимаетcя попытка ответить на вопрос: является ли глобальная климатическая повестка естественным приоритетом или она поддерживается целенаправленно? Анализируя результаты “климатических” мероприятий последних десятилетий на уровне государств, международных организаций (прежде всего ООН) и неформальных встреч (форумов мировых элит), автор приходит к выводу, что глобальная климатическая повестка в ее существующем виде продвигается заинтересованными силами намеренно и представляет собой форму борьбы за мировое экономическое и политическое лидерство.
Издательство
- Издательство
- ИМЭМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- Юр. адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- ФИО
- Войтоловский Федор Генрихович (И.о. директора)
- E-mail адрес
- imemoran@imemo.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 1205236
- Сайт
- http://www.imemo.ru