В статье исследуется процесс трансформации социальной политики, происходящий в различных регионах мира под влиянием становления единых цифровых платформ государственного администрирования - экосистем государственного управления. Автор анализирует происходящие вследствие этого изменения организационной модели взаимодействия государства, корпоративных структур и населения. Отмечается, что широкое применение информационно-коммуникационных технологий в этой сфере разными странами мира не приводит к заметному изменению модели социальной политики, существовавшей в них в доцифровую эпоху. По итогам проведенного исследования предлагается типология экосистем государственного управления, формируемых в странах, более других продвинувшихся по пути цифровой трансформации.
Идентификаторы и классификаторы
Идея обеспечения роста общественного благосостояния за счет эффекта масштаба и оптимизации производства на основе использования результатов анализа статистических данных была сформулирована еще в конце XIX в. [1]. Необходимый уровень развития производительных сил для начала ее воплощения на практике был достигнут в середине 80-х годов XX в. в США. Сегодня эти подходы легли в основу формирования экосистем государственного управления стран, переходящих к новому технологическому укладу
Список литературы
1. Балод К. (Атлантикус). Государство будущего. Производство и потребление в социальном государстве. Санкт-Петербург, Издательство Дело, 1906. 192 с.
Balod K. (Atlantikus). The State of the Future. Production and Consumption in the Social State. St. Petersburg, Delo Publisher, 1906. 192 p. (In Russ.).
2. Osborne St.P., Powell M., Cui T., Strokosch K. New development: “Appreciate-Engage-Facilitate” - The role of public managers in value creation in public service ecosystems. Public Money & Management, 2021, no. 41:8, pp. 668-671. Available at:. DOI: 10.1080/09540962.2021.1916189 EDN: JKXHHR
3. Боровская М.А., Клейнер Г.Б., Лябах Н.Н., Масыч М.А., Матвеева Л.Г., Шевченко И.К., науч. ред. Экосистемы в пространстве новой экономики. Ростов-на-Дону, Таганрог, Издательство Южного федерального университета, 2020. 788 с. EDN: VCAFTP
Borovskaya M. A., Kleiner G. B., Lyabakh N. N., Masych M. A., Matveeva L. G., Shevchenko I. K., eds. Ecosystems in the space of the new economy. Rostov-on-Don, Taganrog, Southern Federal University Press, 2020. 788 p. (In Russ.). EDN: VCAFTP
4. Vargo S.L., Lusch R.F. “Service-dominant Logic 2025”. International Journal of Research in Marketing, 2017, no. 34 (1), pp. 46-67. Available at:. DOI: 10.1016/j.ijresmar.2016.11.001
5. Wautelet Y. A Model-Driven IT Governance Process based on the Strategic Impact Evaluation of Services. Journal of Systems and Software, 2019, vol. 149, pp. 462-475. Available at:. DOI: 10.1016/j.jss.2018.12.024
6. Морозова Е.В., Мирошниченко И.В., Рябченко Н.А. Фронтир сетевого общества. Мировая экономика и международные отношения, 2016, т. 60, № 2, сс. 83-97. EDN: VVTOLX
Morozova E. V., Miroshnichenko I. V., Ryabchenko N. A. Frontier of Network Society. World Economy and International Relations, 2016, vol. 60, no. 2, pp. 83-97. (In Russ.) Available at:. DOI: 10.20542/0131-2227-2016-60-2-83-97 EDN: VVTOLX
7. Барановский В.Г., Иванова Н.И., отв. ред. Глобальное управление: возможности и риски. Москва, ИМЭМО РАН, 2015. 315 с. EDN: TXEXCD
Baranovsky V. G., Ivanova N. I., eds. Global Governance: Opportunities and Risks. Moscow, IMEMO, 2015. 315 p. (In Russ.).
8. Перегудов С.П., Семененко И.С. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии. Москва, Прогресс Традиция, 2008. 447 с. EDN: SUPJHZ
Peregudov S. P., Semenenko I. S. Corporate Citizenship: Concepts, World Practice and Russian Realities. Moscow, Progress Tradition, 2008. 447 p. (In Russ.).
9. Садовая Е.С. Рынок труда в цифровой экономике - перспективы регулирования. Мировая экономика и международные отношения, 2022, т. 66, № 10, сс. 102-111. EDN: YCLZSS
Sadovaya E. S. Labor Market in the Digital Economy - Prospects for Regulation. World Economy and International Relations, 2022, vol. 66, no. 10, pp. 102-111. (In Russ.) Available at:. DOI: 10.20542/0131-2227-2022-66-10-102-111 EDN: YCLZSS
10. Цапенко И.П. Интеграция иммиграционных обществ: обновление подходов. Вестник Российской академии наук, 2020, т. 90, № 2, сс. 148-159. EDN: UQSBTT
Tsapenko I. P. Integration of Immigration Societies: An Update of Approaches. Vestnik of the Russian Academy of Sciences, 2020, vol. 90, no. 2, pp. 148-159. (In Russ.). DOI: 10.31857/S0869587320020127 EDN: UQSBTT
11. Creemers R., Webster G. Personal Information Protection Law of the People’s Republic of China - Effective. DIGICHINA, 20.08.2021. Available at: https://digichina.stanford.edu/work/translation-personal-information-protection-law-of-the-peoples-republic-of-china-effective-nov-1-2021/ (accessed 27.05.2023).
12. Bergeaud A., Cette G., Lecat R. “Productivity Trends in Advanced Countries between 1890 and 2012”, Review of Income and Wealth. International Association for Research in Income and Wealth, 2016, vol. 62 (3), pp. 420-444. DOI: 10.1111/roiw.12185
13. Садовая Е.С., Цапенко И.П., Гришин И.В., отв. ред. Социальное государство в зеркале общественных трансформаций. Москва, ИМЭМО РАН, 2020. 211 с. EDN: HYEEZJ
Sadovaya E. S., Tsapenko I. P., Grishin I. V., eds. The Welfare State in the Mirror of Social Transformations. Moscow, IMEMO, 2020. 211 p. (In Russ.) Available at:. DOI: 10.20542/978-5-9535-0584-0
14. Esping-Andersen G. The three worlds of welfare capitalism. Princeton University Press, 1990. 248 p.
15. Лебедева Л.Ф. США: государство и социальная политика. Москва, Наука, 2007. 269 с. EDN: QOHRNH
Lebedeva L. F. USA: State and Social Policy. Moscow, Nauka, 2007. 269 p. (In Russ.).
16. Nadel S.N. Super Wealth & Poverty. The Nature and Causes of the Widening Gap between Super Wealth and Poverty in the Developed Countries. Indianapolis, 2012. 188 p.
17. Halonen M., Persson Å., Sepponen S. and others. Sustainable Development Action - the Nordic Way. Implementation of the Global 2030 Agenda for Sustainable Development in Nordic Cooperation. Nordic Council of Ministers. 2017. 175 p. Available at: http://norden.diva-portal.org/smash/get/diva2:1092868/FULLTEXT01.pdf (accessed 27.05.2023).
18. Xuetong Y. Leadership and the Rise of Great Powers. Princeton University Press, 2019. 280 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Настоящая статья раскрывает цивилизационные особенности развития стран Востока (с акцентом на Китай, Японию, Корейский полуостров, а также Индию), которые в новом тысячелетии являются системообразующими игроками на мировой политической и экономической арене, и стремятся к достижению лидирующих позиций в неофициальных рейтингах влияния на глобальные процессы. Китай, Япония и Республика Корея в культурно-историческом плане представляют собой комбинацию западной рыночно-прагматичной и восточной конфуцианско-буддистской (с элементами национальных религиозно-этических школ в Японии и Республике Корея) модели, что обусловливает их высокую способность к объединению зарубежного и собственного специфичного опыта поступательного развития. То же самое можно сказать и об Индии, которую называют самой большой восточной демократией, успешно сочетающей западный опыт со своими традициями, культурой и менталитетом. Для мировоззрения стран Востока исключительно важна “игра в долгую”, продвижение такой модели развития, когда велика координирующая роль государства как общего медиатора, несомненного авторитета и для обычного гражданина, и для крупного чиновника, а также для руководителя огромной корпорации. Тем не менее усвоение западного опыта продолжается, неизбежно меняются лишь формы и восприятие этого процесса восточными обществами.
Цель статьи - проанализировать и дать оценку последним тенденциям в миграционных процессах в Южной Европе, включая Испанию, Португалию, Италию, Сан-Марино и Мальту. При выборе этих государств авторы исходили из того, что именно в регионе Южного Средиземноморья проблема миграции стоит особенно остро, учитывая соседство с Африкой и Ближним Востоком, откуда идет основной поток иммигрантов. Затронутая тема является актуальной и одновременно “болезненной” для всех государств региона. В статье делается попытка сравнить общую европейскую стратегию по приему мигрантов и практические результаты ее имплементации в странах Южной Европы.
В статье проводится комплексный анализ экономической ситуации в двух малых странах Южной Азии - Бутане и Непале. Исследуются сельскохозяйственная, промышленная, туристическая, гидроэнергетическая отрасли национальных экономик, спектр производимых ими товаров, а также круг их главных торгово-экономических партнеров. Отдельно рассмотрена роль доходов от трудовой миграции для повышения уровня благосостояния населения обоих государств. Автором проанализированы показатели социально-экономического развития согласно классификации ООН. На основе проведенной работы делается вывод о ключевой роли экономических и социальных интересов гималайских государств в определении их внешнеполитической стратегии.
Статья посвящена анализу потенциальных возможностей, которыми располагают Шанхайская организация cотрудничества (ШОС) и инициатива “Пояс и Путь” (ИПП) в плане содействия достижению стабильности в Афганистане и его экономическому развитию. Автор обосновывает перспективу взаимодополнения структур ШОС и ИПП как механизмов достижения мира и содействия хозяйственному подъему в этой стране. При этом на ШОС могут быть возложены задачи создания действенных систем обеспечения безопасности для реализации проектов ИПП, а последние будут способствовать превращению экономики Афганистана в органичную часть региональной экономики.
В статье анализируются предпосылки для создания трехстороннего формата взаимодействия между Турцией, Азербайджаном и Пакистаном, который оформился в 2017 г., и динамика его развития. Рассматриваются культурно-исторические, политические и экономические причины, особенности нормативного оформления стратегических отношений между странами и конкретные мероприятия в рамках “треугольника”. Оцениваются перспективы развития формата и его значение для России, а также ее стратегических проектов и союзников в регионе. Авторы полагают, что Анкара и Баку и впредь будут определять повестку развития взаимодействия внутри “треугольника”, а Исламабад будет пытаться скоординировать с ней свои национальные интересы, поскольку Южный Кавказ не входит в ряд стратегических приоритетов пакистанской внешней политики. В статье сформулированы вероятные действия России в случае более активного вовлечения Пакистана в региональные вопросы безопасности и дальнейшего укрепления трехстороннего сотрудничества. Авторы рассматривают посреднические возможности Москвы между региональными игроками в случае развития аналогичных проектов на Южном Кавказе, Среднем Востоке и в Южной Азии, а также ее потенциал как надежного партнера в сфере военно-технического сотрудничества с учетом опыта российской Cпециальной военной операции на Украине.
В статье раскрываются современная специфика экономики и планы развития инфраструктуры Монголии. Исследуется влияние антиковидных ограничений на внешнюю торговлю. Показано, что проблемы экспортно-сырьевого развития и внутриконтинентальной изоляции Монголии в условиях ограничений на пересечение границы с Китаем для автотранспорта были усугублены слабым развитием железнодорожной сети. Рассматриваются планы развития международных транспортных и энергетических коридоров через Монголию. Выявляется незначительная роль Монголии в транзите контейнерных грузов на направлении Китай-Европа-Китай. Полноценной реализации транзитного потенциала грузовых перевозок Монголии препятствуют неудовлетворительное состояние Трансмонгольской магистрали и отсутствие железных дорог на ряде перспективных направлений грузовых потоков. В качестве стратегически значимой инициативы, которая в условиях антироссийских санкций серьезно усилит экономическое сотрудничество в региональном треугольнике Россия-Монголия-Китай, выделяется план строительства транзитного газопровода “Союз-Восток”.
Рассматриваются проблемы мониторинга выполнения проектов НИОКР, финансируемых из государственных средств. Проанализированы методы, используемые в настоящее время в ведущих странах ОЭСР. Сформулированы предложения по повышению эффективности управления НИОКР в РФ.
Энергетический кризис, переживаемый Европейским союзом и представляющий собой серьезную невоенную угрозу его безопасности, не обошел стороной и Испанию. Однако в Испании он имеет ряд существенных особенностей, о которых и пойдет речь в данной статье. При этом преимущественное внимание будет уделено политическим аспектам энергобезопасности.
Радикальные изменения в Европе и мире вызвали необходимость осмысления, глубокого анализа деятельности ведущей партии ФРГ - Социал-демократической партии Германии (СДПГ) в современных условиях. Обновленные концептуальные установки партии свидетельствуют о дальнейшем ужесточении курса СДПГ на российском направлении. Ее руководство не дает ответа на принципиальный вопрос: как можно выстраивать контуры нового миропорядка в Европе без участия России, тем более против нее. Насколько разворот верхушки партии отвечает интересам рядовых партийцев, граждан страны? Актуальный подход германских социал-демократов может обострить и без того напряженную обстановку. В то же время осторожные высказывания некоторых представителей второго эшелона СДПГ, экспертов не могут не внушать сдержанного оптимизма в плане сохранения общего капитала диалога РФ-ФРГ, его имплементации в будущих двусторонних проектах.
В статье рассматривается одна из самых актуальных и вместе с тем наиболее противоречивых тем мировой политики - борьба с изменением климата (глобальным потеплением). Предпринимаетcя попытка ответить на вопрос: является ли глобальная климатическая повестка естественным приоритетом или она поддерживается целенаправленно? Анализируя результаты “климатических” мероприятий последних десятилетий на уровне государств, международных организаций (прежде всего ООН) и неформальных встреч (форумов мировых элит), автор приходит к выводу, что глобальная климатическая повестка в ее существующем виде продвигается заинтересованными силами намеренно и представляет собой форму борьбы за мировое экономическое и политическое лидерство.
Рассмотрены основные противоречия, которые привели к застою на многосторонних торговых переговорах, параличу системы разрешения споров и торговым конфликтам. Показана необходимость реформирования многосторонней торговой системы, обусловленная как появлением новых вызовов, связанных с современными тенденциями в мировой экономике, так и потребностью в уточнении ряда действующих положений правовой системы ВТО. В общем ряду выделяются вопросы разрешения торговых споров, предоставления специального и дифференцированного режима, распространения плюрилатеральных соглашений.
Издательство
- Издательство
- ИМЭМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- Юр. адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- ФИО
- Войтоловский Федор Генрихович (И.о. директора)
- E-mail адрес
- imemoran@imemo.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 1205236
- Сайт
- http://www.imemo.ru