В статье анализируются предпосылки для создания трехстороннего формата взаимодействия между Турцией, Азербайджаном и Пакистаном, который оформился в 2017 г., и динамика его развития. Рассматриваются культурно-исторические, политические и экономические причины, особенности нормативного оформления стратегических отношений между странами и конкретные мероприятия в рамках “треугольника”. Оцениваются перспективы развития формата и его значение для России, а также ее стратегических проектов и союзников в регионе. Авторы полагают, что Анкара и Баку и впредь будут определять повестку развития взаимодействия внутри “треугольника”, а Исламабад будет пытаться скоординировать с ней свои национальные интересы, поскольку Южный Кавказ не входит в ряд стратегических приоритетов пакистанской внешней политики. В статье сформулированы вероятные действия России в случае более активного вовлечения Пакистана в региональные вопросы безопасности и дальнейшего укрепления трехстороннего сотрудничества. Авторы рассматривают посреднические возможности Москвы между региональными игроками в случае развития аналогичных проектов на Южном Кавказе, Среднем Востоке и в Южной Азии, а также ее потенциал как надежного партнера в сфере военно-технического сотрудничества с учетом опыта российской Cпециальной военной операции на Украине.
Идентификаторы и классификаторы
Структурные изменения в мировой политике побуждают элиты различных стран формулировать и переосмыслять императивы своей внешней политики. Одним из результатов этого процесса становится появление новых форматов взаимодействия между странами с общими интересами и схожими проблемами, решение которых требует координации усилий и совместных действий. Таким форматом, в частности, является треугольник Турция–Азербайджан– Пакистан. Основой для сближения этих стран послужили культурно-исторические связи, принадлежность к исламскому миру и общее восприятие проблем безопасности.
Список литературы
1. Ганковский Ю.В., Гордон-Полонская Л.Р. История Пакистана. Москва, Издательство восточной литературы, 1961. 382 с.
Gankovskii Yu.V., Gordon-Polonskaya L. R. History of Pakistan. Moscow, Vostochnaya literatura Publ., 1961. 382 p. (In Russ.).
2. Jaffrelot C. The Pakistan Paradox: Instability and Resilience. New York, Oxford University Press, 2015. 670 p.
3. Qureshi M.N. The Khilafat Movement in India, 1919-1924. Ph.D. thesis. London, 1973. 374 p. DOI: 10.25501/SOAS.00028516
4. Москаленко В.Н. Внешняя политика Пакистана. Москва, Издательство “Наука”, 1984. 301 c.
Moskalenko V. N. Pakistan’s Foreign Policy. Moscow, Nauka Publ., 1984. 301 p. (In Russ.).
5. Ahmad N. Pakistan-Turkey Relations. Pakistan Horizon, 1981, vol. 34, no. 1, pp. 105-128.
6. Divanlıoğlu İ. Emekli Büyükelçi Horoz Gibi Ötünce. Doğan Kitap, 2007. 188 p.
Divanlıoğlu İ. Retired Ambassador Crows Like a Rooster. Doğan Kitap, 2007. 188 p. (In Turk.).
7. Raghavan S. The Most Dangerous Place. New Delhi, Penguin Random House India, 2019. 472 p.
8. Ганковский Ю.В., ред. Энциклопедия Пакистана. Москва, Фундамента Пресс, 1998. 639 c.
Gankovskii Yu.V., ed. Encyclopedia of Pakistan. Moscow, Fundamenta Press, 1998. 639 p. (In Russ.).
9. Каменев С.Н., ред. Труды Института востоковедения РАН. Вып. 8. Пакистан: история и современные проблемы. Москва, ИВ РАН, 2018. 408 c.
Kamenev S. N., ed. Proceedings of the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences. Iss. 8. Pakistan: History and Modern Issues. Moscow, Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, 2018. 408 p. (In Russ.).
10. Макиенко К.В., ред. Мировой рынок вооружений: структура, тенденции, вызовы. Москва, Центр анализа стратегий и технологий, 2018. 312 с.
Makienko K. V., ed. Global Arms Market: Structure, Trends, Challenges. Moscow, Centre for Analysis of Strategies and Technologies, 2018. 312 p. (In Russ.).
11. Kanwar M.A. Traditional vs Modern Trends in Pakistan: A Muslim Society in Transition. Social Compass, 1971, vol. 18, no. 2, pp. 263-277. DOI: 10.1177/003776867101800207 EDN: JPOAUV
12. Siddiqa A. Military Inc. Second Edition: Inside Pakistan’s Military Economy. Gurugram, Penguin Random House, 2017. 382 p.
13. Сулейманов Э., Эвоян Л. Две позиции в Нагорно-Карабахской войне: Россия и Турция (1990-1994). Центральная Азия и Кавказ, 2012, т. 15, № 4, сс. 7-24. EDN: PYGLEJ
Souleimanov E., Evoyan L. Two Positions on the Nagorno-Karabakh War: Russian and Turkish (1990-1994). Central Asia and the Caucasus, 2012, vol. 15, no. 4. pp. 7-24. (In Russ.). EDN: PYENKD
14. Bölükbasi S. Ankara’s Baku-Centered Transcaucasia Policy: Has It Failed? Middle East Journal, 1997, vol. 50, no. 1, pp. 80-94. DOI: 10.2307/4329024
15. Harden B. Turkish Premier Voices Worries over Pull of Ethnic Conflict in Caucasus. Washington Post, 19.05.1992. Available at: https://www.washingtonpost.com/archive/politics/1992/03/19/turkish-premier-voices-worries-over-pull-of-ethnic-conflict-in-caucasus/9c43c9db-806c-4388-a3e7-eb4adf3c1b1a/ (accessed 16.02.2023).
16. De Waal T. Black Garden: Armenia and Azerbaijan through Peace and War. New York, New York University Press, 2013. 406 p.
17. Cornell S. Azerbaijan since Independence. New York, M.E. Sharpe Inc., 2011. 485 p.
18. Khalilov V. Azerbaijan-Pakistan ties: 30 years on the path of strategic partnership. Azernews, 04.10.2022. Available at: https://www.azernews.az/nation/200281.html (accessed 16.02.2023).
19. Khan I., Syed K.H. Pakistan Relations with Azerbaijan in the 21st Century. Pakistan Social Sciences Review, 2021, vol. 5, no. I, pp. 667-679.
20. Makili-Aliyev K., Abbas K. Pakistan-Azerbaijan Economic and Defence Cooperation. IPRI Journal XVI, 2016, no. 1, pp. 42-58.
21. Ниязов Н.С. Развитие азербайджано-пакистанских связей в военной области в 1994-2010 гг. Вестник ВолГУ. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения, 2011, № 1 (19), сс. 104-112. EDN: OFRORH
Niyazov N. S. Evolution of Azerbaijan-Pakistan Military Cooperation in 1994-2010. Science Journal of VolSU. History. Area Studies. International Relations, 2011, no. 1 (19), pp. 104-112. (In Russ.). DOI: 10.15688/jvolsu4.2011.1.15
22. Shahbazov F. Response to Regional Challenges: Why Strategic Partnership of Azerbaijan and Pakistan Is Important? Caucasus International Journal, 2017, vol. 7, no. 2, pp. 97-106.
23. Akram W. Azerbaijan-Armenia Armed Clash over Nagorno-Karabakh and Way Forward. Hilal, 21.02.2021. Available at: https://www.hilal.gov.pk/eng-article/detail/NDg2MQ==.html (accessed 16.02.2023).
24. Kiani K. Pakistan, Russia to sign oil supply agreement in March. The Dawn, 21.01.2023. Available at: https://www.dawn.com/news/1732784 (accessed 16.02.2023).
25. Gürel B., Kozluca M. Chinese Investment in Turkey: The Belt and Road Initiative, Rising Expectations and Ground Realities. European Review, 2022, vol. 30, no. 6, pp. 806-834. DOI: 10.1017/S1062798721000296 EDN: TEVZEW
26. Замараева Н.А. Международные вызовы и пакистано-китайские отношения (2021-2022 гг.). Китай в мировой и региональной политике. История и современность, 2022, т. 27, № 27, сс. 193-209. EDN: OXCXAJ
Zamaraeva N. A. International Challenges and China-Pakistan Relations (2021-2022). China in World and Regional Politics. History and Modernity, 2022, vol. 27, no. 27, pp. 193-209. (In Russ.). DOI: 10.48647/IFES.2022.27.82.019 EDN: OXCXAJ
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье исследуется процесс трансформации социальной политики, происходящий в различных регионах мира под влиянием становления единых цифровых платформ государственного администрирования - экосистем государственного управления. Автор анализирует происходящие вследствие этого изменения организационной модели взаимодействия государства, корпоративных структур и населения. Отмечается, что широкое применение информационно-коммуникационных технологий в этой сфере разными странами мира не приводит к заметному изменению модели социальной политики, существовавшей в них в доцифровую эпоху. По итогам проведенного исследования предлагается типология экосистем государственного управления, формируемых в странах, более других продвинувшихся по пути цифровой трансформации.
Настоящая статья раскрывает цивилизационные особенности развития стран Востока (с акцентом на Китай, Японию, Корейский полуостров, а также Индию), которые в новом тысячелетии являются системообразующими игроками на мировой политической и экономической арене, и стремятся к достижению лидирующих позиций в неофициальных рейтингах влияния на глобальные процессы. Китай, Япония и Республика Корея в культурно-историческом плане представляют собой комбинацию западной рыночно-прагматичной и восточной конфуцианско-буддистской (с элементами национальных религиозно-этических школ в Японии и Республике Корея) модели, что обусловливает их высокую способность к объединению зарубежного и собственного специфичного опыта поступательного развития. То же самое можно сказать и об Индии, которую называют самой большой восточной демократией, успешно сочетающей западный опыт со своими традициями, культурой и менталитетом. Для мировоззрения стран Востока исключительно важна “игра в долгую”, продвижение такой модели развития, когда велика координирующая роль государства как общего медиатора, несомненного авторитета и для обычного гражданина, и для крупного чиновника, а также для руководителя огромной корпорации. Тем не менее усвоение западного опыта продолжается, неизбежно меняются лишь формы и восприятие этого процесса восточными обществами.
Цель статьи - проанализировать и дать оценку последним тенденциям в миграционных процессах в Южной Европе, включая Испанию, Португалию, Италию, Сан-Марино и Мальту. При выборе этих государств авторы исходили из того, что именно в регионе Южного Средиземноморья проблема миграции стоит особенно остро, учитывая соседство с Африкой и Ближним Востоком, откуда идет основной поток иммигрантов. Затронутая тема является актуальной и одновременно “болезненной” для всех государств региона. В статье делается попытка сравнить общую европейскую стратегию по приему мигрантов и практические результаты ее имплементации в странах Южной Европы.
В статье проводится комплексный анализ экономической ситуации в двух малых странах Южной Азии - Бутане и Непале. Исследуются сельскохозяйственная, промышленная, туристическая, гидроэнергетическая отрасли национальных экономик, спектр производимых ими товаров, а также круг их главных торгово-экономических партнеров. Отдельно рассмотрена роль доходов от трудовой миграции для повышения уровня благосостояния населения обоих государств. Автором проанализированы показатели социально-экономического развития согласно классификации ООН. На основе проведенной работы делается вывод о ключевой роли экономических и социальных интересов гималайских государств в определении их внешнеполитической стратегии.
Статья посвящена анализу потенциальных возможностей, которыми располагают Шанхайская организация cотрудничества (ШОС) и инициатива “Пояс и Путь” (ИПП) в плане содействия достижению стабильности в Афганистане и его экономическому развитию. Автор обосновывает перспективу взаимодополнения структур ШОС и ИПП как механизмов достижения мира и содействия хозяйственному подъему в этой стране. При этом на ШОС могут быть возложены задачи создания действенных систем обеспечения безопасности для реализации проектов ИПП, а последние будут способствовать превращению экономики Афганистана в органичную часть региональной экономики.
В статье раскрываются современная специфика экономики и планы развития инфраструктуры Монголии. Исследуется влияние антиковидных ограничений на внешнюю торговлю. Показано, что проблемы экспортно-сырьевого развития и внутриконтинентальной изоляции Монголии в условиях ограничений на пересечение границы с Китаем для автотранспорта были усугублены слабым развитием железнодорожной сети. Рассматриваются планы развития международных транспортных и энергетических коридоров через Монголию. Выявляется незначительная роль Монголии в транзите контейнерных грузов на направлении Китай-Европа-Китай. Полноценной реализации транзитного потенциала грузовых перевозок Монголии препятствуют неудовлетворительное состояние Трансмонгольской магистрали и отсутствие железных дорог на ряде перспективных направлений грузовых потоков. В качестве стратегически значимой инициативы, которая в условиях антироссийских санкций серьезно усилит экономическое сотрудничество в региональном треугольнике Россия-Монголия-Китай, выделяется план строительства транзитного газопровода “Союз-Восток”.
Рассматриваются проблемы мониторинга выполнения проектов НИОКР, финансируемых из государственных средств. Проанализированы методы, используемые в настоящее время в ведущих странах ОЭСР. Сформулированы предложения по повышению эффективности управления НИОКР в РФ.
Энергетический кризис, переживаемый Европейским союзом и представляющий собой серьезную невоенную угрозу его безопасности, не обошел стороной и Испанию. Однако в Испании он имеет ряд существенных особенностей, о которых и пойдет речь в данной статье. При этом преимущественное внимание будет уделено политическим аспектам энергобезопасности.
Радикальные изменения в Европе и мире вызвали необходимость осмысления, глубокого анализа деятельности ведущей партии ФРГ - Социал-демократической партии Германии (СДПГ) в современных условиях. Обновленные концептуальные установки партии свидетельствуют о дальнейшем ужесточении курса СДПГ на российском направлении. Ее руководство не дает ответа на принципиальный вопрос: как можно выстраивать контуры нового миропорядка в Европе без участия России, тем более против нее. Насколько разворот верхушки партии отвечает интересам рядовых партийцев, граждан страны? Актуальный подход германских социал-демократов может обострить и без того напряженную обстановку. В то же время осторожные высказывания некоторых представителей второго эшелона СДПГ, экспертов не могут не внушать сдержанного оптимизма в плане сохранения общего капитала диалога РФ-ФРГ, его имплементации в будущих двусторонних проектах.
В статье рассматривается одна из самых актуальных и вместе с тем наиболее противоречивых тем мировой политики - борьба с изменением климата (глобальным потеплением). Предпринимаетcя попытка ответить на вопрос: является ли глобальная климатическая повестка естественным приоритетом или она поддерживается целенаправленно? Анализируя результаты “климатических” мероприятий последних десятилетий на уровне государств, международных организаций (прежде всего ООН) и неформальных встреч (форумов мировых элит), автор приходит к выводу, что глобальная климатическая повестка в ее существующем виде продвигается заинтересованными силами намеренно и представляет собой форму борьбы за мировое экономическое и политическое лидерство.
Рассмотрены основные противоречия, которые привели к застою на многосторонних торговых переговорах, параличу системы разрешения споров и торговым конфликтам. Показана необходимость реформирования многосторонней торговой системы, обусловленная как появлением новых вызовов, связанных с современными тенденциями в мировой экономике, так и потребностью в уточнении ряда действующих положений правовой системы ВТО. В общем ряду выделяются вопросы разрешения торговых споров, предоставления специального и дифференцированного режима, распространения плюрилатеральных соглашений.
Издательство
- Издательство
- ИМЭМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- Юр. адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- ФИО
- Войтоловский Федор Генрихович (И.о. директора)
- E-mail адрес
- imemoran@imemo.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 1205236
- Сайт
- http://www.imemo.ru