Медиаактивизм становится все более значимой областью исследований по мере того, как цифровые платформы и коммуникационные технологии продолжают менять представление об активизме в современном обществе. Несмотря на то, что это явление широко обсуждается, существующие определения часто не отражают его динамичную природу и разнообразие практик, которые оно включает. В этом исследовании рассматриваются меняющиеся интерпретации медиаактивизма в научном дискурсе, а также то, как эти определения развиваются в ответ на технологические достижения и диверсификацию медиасреды. Анализируя ключевые теоретические концепции и тематические исследования, мы отмечаем растущую сложность медиаактивизма по мере его пересечения с политической пропагандой, общественными движениями и созданием контента. Исследование подчеркивает важность разработки комплексной концептуальной основы, отражающей многогранный характер медиаактивизма в эпоху цифровых технологий.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Филология
В последние десятилетия концепция медиаактивизма привлекала внимание исследователей и формировала интенсивные дискуссии вокруг данного явления. Вместе с тем, как возникали движения, мобилизующие широкие массы, организовывались крупные протесты, также возникали и исчезали обсуждения медиапрактик, и в итоге активизм стал еще одной актуальной темой научных исследований. Согласно данным ресурса Google BooksNgramViewer, начиная с 1990-х годов, количество упоминаний медиаактивизма в иностранных источниках стремительно растет, и за последние 20 лет оно выросло в 9 раз.
Список литературы
1. Бронников И. А., Горбачев М. В., Кононенко О. С., Тимирчев И. К. Медиаактивизм и гражданская мобилизация: генезис и тенденции //Российский социально-гуманитарный журнал. 2021. №1. С. 44-60.
2. Гуреева А. Н. Роль медиаактивности российской молодежи в процессе медиатизации политики // Вопросы теории и практики журналистики. 2020. № 9 (2). С. 325-334.
3. Киреев О. Поваренная книга медиаактивиста. Екатеринбург: Ультра.Культура, 2006.
4. Распопова С. С. Тактические медиа и журналистика в современном медиапространстве // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. №3 (37). С. 83-88.
5. Achkasova V. A., Nosikov A., Zhuravleva N. N. (2023) The Phenomenon of Networked Media Activism: Bifurcation Point. Proceedings of the 2023 Communication Strategies in Digital Society Seminar 2023, ComSDS 2023: 155-158.
6. Braighi A., Camara M. (2021) What is mediactivism? Interface: a journal for and about social movements 13(1): 300-316.
7. Halupka, M. (2016) The rise of information activism: how to bridge dualisms and reconceptualise political participation. Information, Communication & Society 19(10): 1487-1503.
8. Hoynes W. (2005) Media research and media activism. Rhyming hope and history: Activists, academics, and social movement scholarship: 97-114.
9. Joyce M. (2010) Digital activism decoded: the new mechanics of change. New York, IDEBATE Press.
10. Milan, S., Velden, L. V. D. (2016) The alternative epistemologies of data activism. Digital culture & society 2(2): 57-74.
11. Rentscher C. (2007) Expanding the Definition of Media Activism. In book: A Companion to Media Studies: 529-547.
12. Treré E. (2012) Social movements as information ecologies: exploring the coevolution of multiple Internet technologies for activism.International Journal of Communication 6: 2359-2377.
13. Treré E. (2019) Hybrid Media Activism: Ecologies, Imaginaries, Algorithms. London: Routledge.
14. Waisbord, S. (2018) Revisiting mediated activism. Sociology Compass, 12(6).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье анализируются результаты опросастудентов московских вузов, обучающихся по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью», раскрывающего их представления о вкладе СССР в мировую науку и культуру. Исследование показывает, что, несмотря на противоречивость информационной среды, в которой формируются эти представления, все студенты признают вклад советской науки и культуры в мировое развитие. При этом, научный вклад считают очень значимым 57,9% и значимым — 39,5% респондентов, а культурный вклад очень значимым — 53,8% и значимым — 38,5% респондентов. По мнению респондентов, наибольшее влияние на формирование их представлений о научном вкладе оказывают научная и научно-популярная литература, документальные материалы в СМИ и СМК и школьная программа. На представления о культурном вкладе СССР больше всего влияют советские фильмы, художественная литература и документальные материалы в СМИ и СМК.
Статья анализирует эволюцию законодательства в сфере рекламы, с акцентом на изменения, происходящие в Кыргызстане. Рассматриваются международные и национальные инициативы, направленные на улучшение этики рекламы и защиту прав потребителей. Особое внимание уделяется внедрению законов. Оценивается влияние современных законодательных изменений на рекламный рынок, особенно в контексте глобальных тенденций и растущего спроса на этичную и ориентированную на потребителя рекламу.
Статья посвящена анализу феномена коррупции, подходам к интерпретации ее места и роли в общественной жизни, а также инновационным формам коррупционного поведения, появляющимся в ходе цифровых и медийных трансформаций социума, — в первую очередь, т. н. «цифровой коррупции». Особое внимание уделяется коммуникационным способам противодействия коррупции. Опыт Китая представляет в этом отношении значительный интерес, поскольку страна, традиционно использующая наиболее жесткие средства борьбы с коррупционными схемами, в настоящее время стремится практиковать и иные методы антикоррупционной деятельности. Речь идет о целом комплексе коммуникационных мер, формирующих общественное правосознание и антикоррупционные установки в национальном менталитете. Авторы делают акцент на той значимой роли, которую играют медиа в качестве канала и средства борьбы с коррупцией.
В условиях трансформации современной геополитической системы и нарастания социально-экономической неопределенности в отечественном медиадискурсе всё большее распространение получает политический контент, который реализуется в различных медиаформатах и имеет различную смысловую направленность. В этой ситуации усиливается потребность в использовании медиатехнологий конструирования социальной реальности, в котором важную роль играют процессы символизации. В статье анализируется проблема влияния политических символов на формирование картины мира современного человека. В исследовании делается вывод о том, что в современном российском медиадискурсе происходит трансформация политических символов. При этом они не утрачивают своего ценностного содержания, а, напротив, свидетельствуют о поиске и обретении обществом новых духовных смыслов.
Статья посвящена рассмотрению идеологемы «культурный суверенитет» в российском медиадискурсе в контексте политики развития. Для современной России культурная безопасность и культурный суверенитет уже десять лет являются ведущими смысловыми конструктами политического дискурса, а в системе национальной безопасности страны являются ее ключевым структурным элементом. На материале русскоязычных медиа за 2019—2024 гг. с помощью контент-анализа исследуется коннотация культурного суверенитета. В качестве эмпирической базы проведенного исследования были использованы данные системы «Медиалогия» (8028 материалов из 664 источников).
Анализ показал, что идеологема представляет собой семантический конструкт, особый ценностный нарратив политического дискурса, обладающий дискурсивной силой деконструкции и декомпозиции идеологических концептов национально-цивилизационной идентичности. Коннотативный вектор применения идеологемы выстраивается в сторону нейтральных образов и смыслов, в частотной логике: геополитическая субъектность; культура, культурный суверенитет — это тот же фронт; защита от неолиберальной идеологии.
В статье авторы обращаются к генезису белорусского коллективного символического капитала и выделяют в нём языковой аспект. Это позволяет выявить слабое место в построении информационной безопасности Республики Беларусь и Союзного государства и исследовать методы воздействия на государственную и цивилизационную общности с целью изменения мировосприятия народа для его последующего разделения.
Сегодня в условиях международной нестабильности изучение особенностей советской агитационно-пропагандистской деятельности в системе «власть-общество» представляются особенно актуальными. В работе дискурс власти рассматривается как «социальный факт» в событийном измерении, что определяет выбор методов исследования. Ведущим выступает метод event-анализа, в качестве вспомогательного применяется риторический анализ выступлений главы государства. Делается вывод, что агитационно-пропагандистская работа в военное время, направляемая властью на мобилизацию советского народа на борьбу с фашистской Германией, решала одновременно целый комплекс задач, что делало ее чрезвычайно эффективной.
Внедрение собственных ценностных моделей за счет инструментов культурной индустрии — фильмов, художественных произведений, музеев и т. п. — давно уже вошло в арсенал методов политической переориентации идеологических оппонентов. Итоги холодной войны наглядно продемонстрировали потенциал «мягкой силы» экспорта продуктов-символов нового, лучшего мира. В рамках представленной статьи автор на примере мемориального комплекса «Хатынь» раскрывает специфику исторической политики сегодняшних белорусских властей в отношении наследия Второй мировой войны (ВМВ). Показано, как в обсуждении экспертами различных стран обстоятельств создания и специфики работы комплекса отражается динамика борьбы международных акторов за контроль над символическим пространством памяти ВМВ. Коммеморация в работе представлена как явление историко-публицистического плана, раскрыты аспекты влияния на общественное сознание технологий планирования и осуществления коммуникаций вокруг архитектурно-мемориальных сооружений. Выводы исследования получены с применением дискурс-анализа и элементов этнографического подхода. В качестве ключевых особенностей исторической политики Республики Беларусь (РБ) в отношении ВМВ выделяются: стремление к обретению собственной ниши в рамках большого, просоветского в своей основе нарратива о Великой Отечественной войне; акцент на роли Беларуси как «самой пострадавшей республике»; стремление к огосударствлению памяти о значимых событиях.
Издательство
- Издательство
- АПСО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 107031, Г. МОСКВА, ВН. ТЕР. Г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ТВЕРСКОЙ, УЛ ПЕТРОВКА, Д. 17, СТР. 2, ЭТАЖ 1, ПОМЕЩ./КОМ. III/10
- Юр. адрес
- 107031, Г.МОСКВА, ВН.ТЕР.Г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ТВЕРСКОЙ, УЛ ПЕТРОВКА, Д. 17, СТР. 2, ЭТАЖ 1, ПОМЕЩ./КОМ. III/10
- ФИО
- Гавра Дмитрий Петрович (ПРЕЗИДЕНТ)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://apsolib.ru/