Статья посвящена рассмотрению идеологемы «культурный суверенитет» в российском медиадискурсе в контексте политики развития. Для современной России культурная безопасность и культурный суверенитет уже десять лет являются ведущими смысловыми конструктами политического дискурса, а в системе национальной безопасности страны являются ее ключевым структурным элементом. На материале русскоязычных медиа за 2019—2024 гг. с помощью контент-анализа исследуется коннотация культурного суверенитета. В качестве эмпирической базы проведенного исследования были использованы данные системы «Медиалогия» (8028 материалов из 664 источников).
Анализ показал, что идеологема представляет собой семантический конструкт, особый ценностный нарратив политического дискурса, обладающий дискурсивной силой деконструкции и декомпозиции идеологических концептов национально-цивилизационной идентичности. Коннотативный вектор применения идеологемы выстраивается в сторону нейтральных образов и смыслов, в частотной логике: геополитическая субъектность; культура, культурный суверенитет — это тот же фронт; защита от неолиберальной идеологии.
Идентификаторы и классификаторы
Актуальность статьи обусловлена острым противостоянием между коллективным Западом и Русским миром, который характеризуется тем, что «снова начинает обновляться имидж России, как империи зла» [Минаева, 2023: 19]. Сегодня невозможно не признать тот факт, что инициированный Западом «мегатренд» глобальной войны запустил параметрический режим «горячей» войны, с одной стороны, с другой — осмысленность и стратегическую решительность среди стран-участников БРИКС в разработке альтернативной версии существования и развития — мироустроительной стратегии. В политических и научных повестках России фокус пристального внимания сконцентрирован не только на национальной идентичности как субъективной составляющей суверенитета, но и на разработке цивилизационно-геополитической стратегии нового миропорядка.
Список литературы
1. Александрова И. Концепты “культура” и “творчество” в медиадискурсе 2020-2023 гг. // Меди@льманах. 2023. № 3. С. 82-90.
2. Арканникова М. С. (а) Музейный дискурс: к исследованию контекста // Меди@льманах. 2024. № 3 (122). С. 18-24. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2024.1824
3. Арканникова М. С. (б) Культурный суверенитет в дискурсах развития // Коммуникология. 2024. Том 12. № 4. C. 13-27. 10.21453/2311-3065-2024-12- 4-13-27. DOI: 10.21453/2311-3065-2024-12-4-13-27
4. Бровко В. Ю., Чихарев И. А. От гибридной к синергетической войне // Контуры цивилизационного будущего России: коллективная монография / отв. ред. А. П. Сегал. М.: FortisPress, 2024. С. 394-425.
5. Вартанова Е. Л. Развивая понимание медиа: от технологий к социальному пространству // Меди@льманах. 2020. № 5. С. 12-24. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2020.1224 EDN: SBFTWZ
6. Гавра Д. П., Арканникова М. С. Музейный дискурс в системе национальной безопасности в условиях информационного противостояния: к постановке проблемы // Коммуникология.2024.Т. 12.№ 1.С. 144-155. DOI: 10.21453/2311-3065-2024-12-1-144-155
7. Дымова А. В., Коптяева Н. Н. Идеологема “коллективный Запад”: русскоязычные vs англоязычные СМИ // Дискурс-Пи. 2024. Т. 21. № 2. С. 150-170. DOI: 10.17506/18179568_2024_21_2_150
8. Желтухина М.Р. Медиадискурс // Дискурс-Пи. 2016. № 3-4 (24-25). С. 292-296.
9. Иванов А. Г. “Ни хлеба, ни зрелищ”: культура отмены в спорте как практика забвения // Дискурс-Пи. 2024. Т. 21. № 3. С. 210-223. DOI: 10.17506/18179568_2024_21_3_210
10. Казаринова Д. Б. Культурная война // Идентичность: личность, общество, политика. Новые контуры исследовательского поля / отв. ред. И.С. Семененко. М.: ИМЭМО РАН, 2023. С. 386-393.
11. Камкин А. К., Сигачев М. И. Суверенизм и суверенитет // Идентичность: личность, общество, политика. Новые контуры исследовательского поля / отв. ред. И. С. Семененко. М.: ИМЭМО РАН. С. 236-241.
12. Коктыш К. Е. Становление когнитивного кода современности // Полис. Политические исследования. 2022. № 6. С. 94-113.
13. Коломиец В. П. Журналистика и медиакоммуникация: артикуляция исследовательских пространств // Меди@льманах. 2024. № 2 (121). С. 18-26. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2024.1826
14. Коцур Г. В. Деконтестация концептов “суверенитет” и “стратегический суверенитет” в официальных дискурсах России и Европейского союза, 2016-2021 гг. // Полис. Политические исследования. 2023. № 4. С. 23-36.
15. Кушнерук С. Л. Идеологема “SovietUnion” как концептуальная основа миромоделирования в журналистском нарративе о Челябинске // Политическая лингвистика. 2022. № 4. С. 21-30.
16. Малышева Е. Г. Идеологема как лингвокогнитивный феномен: определение и классификация // Политическая лингвистика. 2009. № 4. С. 32-40.
17. Мельник Г. С., Мисожников Б. Я. Постправда и концепт “война” в провокативном медиадискурсе // Гуманитарный вектор. 2023. Т. 18. № 4. С. 164-172. DOI: 10.21209/1996-7853-2023-18-4-164-172
18. Минаева Л. В.(а) Имидж России в контексте “культуры отмены” // Реклама, PR и дизайн в бренд-коммуникациях: сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции, Москва, 13-14 апреля 2023 года. М.: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 2023. С. 18-22.
19. Минаева Л. В.(б) Типология “культуры отмены” // Журналист. Социальные коммуникации. 2023. № 1(49). С. 19-28.
20. Пантин В. И. Культура отмены // Идентичность: личность, общество, политика. Новые контуры исследовательского поля / отв. ред. И. С. Семененко. М.: ИМЭМО РАН, 2023. С. 400-405.
21. Радбиль Т. Б. Язык и мир: Парадоксы взаимоотражения. М.: Издательский Дом ЯСК: Языки славянской культуры, 2017. С. 592.
22. Романова А. П. Культурная безопасность и культурный суверенитет // Идентичность: личность, общество, политика. Новые контуры исследовательского поля / отв. ред. И. С. Семененко. М.: ИМЭМО РАН, 2023. С. 146-153.
23. Тульчинский Г. Л., Микиртумов И. Б., Муравьева Л. Е. Смысл и смыслообразование: факторы, практики, акторы // Вопросы философии. 2023. № 2. С. 215-220. DOI: 10.21146/0042-8744-2023-2-215-220 EDN: FZKQPS
24. Чугров С. В. Культура отмены в мировой политике: историко-философские корни // Политические исследования. 2022. № 5. С. 88-98. DOI: 10.17976/ipps/2022.05.07
25. Шилина М. Г. Актуальный медиадискурс: теоретико-методологические аспекты исследований // Медиаскоп. 2011. Выпуск № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный, URL: https://mediascope.ru/node/971 (дата обращения: 05.12.2024 г.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье анализируются результаты опросастудентов московских вузов, обучающихся по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью», раскрывающего их представления о вкладе СССР в мировую науку и культуру. Исследование показывает, что, несмотря на противоречивость информационной среды, в которой формируются эти представления, все студенты признают вклад советской науки и культуры в мировое развитие. При этом, научный вклад считают очень значимым 57,9% и значимым — 39,5% респондентов, а культурный вклад очень значимым — 53,8% и значимым — 38,5% респондентов. По мнению респондентов, наибольшее влияние на формирование их представлений о научном вкладе оказывают научная и научно-популярная литература, документальные материалы в СМИ и СМК и школьная программа. На представления о культурном вкладе СССР больше всего влияют советские фильмы, художественная литература и документальные материалы в СМИ и СМК.
Статья анализирует эволюцию законодательства в сфере рекламы, с акцентом на изменения, происходящие в Кыргызстане. Рассматриваются международные и национальные инициативы, направленные на улучшение этики рекламы и защиту прав потребителей. Особое внимание уделяется внедрению законов. Оценивается влияние современных законодательных изменений на рекламный рынок, особенно в контексте глобальных тенденций и растущего спроса на этичную и ориентированную на потребителя рекламу.
Статья посвящена анализу феномена коррупции, подходам к интерпретации ее места и роли в общественной жизни, а также инновационным формам коррупционного поведения, появляющимся в ходе цифровых и медийных трансформаций социума, — в первую очередь, т. н. «цифровой коррупции». Особое внимание уделяется коммуникационным способам противодействия коррупции. Опыт Китая представляет в этом отношении значительный интерес, поскольку страна, традиционно использующая наиболее жесткие средства борьбы с коррупционными схемами, в настоящее время стремится практиковать и иные методы антикоррупционной деятельности. Речь идет о целом комплексе коммуникационных мер, формирующих общественное правосознание и антикоррупционные установки в национальном менталитете. Авторы делают акцент на той значимой роли, которую играют медиа в качестве канала и средства борьбы с коррупцией.
В условиях трансформации современной геополитической системы и нарастания социально-экономической неопределенности в отечественном медиадискурсе всё большее распространение получает политический контент, который реализуется в различных медиаформатах и имеет различную смысловую направленность. В этой ситуации усиливается потребность в использовании медиатехнологий конструирования социальной реальности, в котором важную роль играют процессы символизации. В статье анализируется проблема влияния политических символов на формирование картины мира современного человека. В исследовании делается вывод о том, что в современном российском медиадискурсе происходит трансформация политических символов. При этом они не утрачивают своего ценностного содержания, а, напротив, свидетельствуют о поиске и обретении обществом новых духовных смыслов.
Медиаактивизм становится все более значимой областью исследований по мере того, как цифровые платформы и коммуникационные технологии продолжают менять представление об активизме в современном обществе. Несмотря на то, что это явление широко обсуждается, существующие определения часто не отражают его динамичную природу и разнообразие практик, которые оно включает. В этом исследовании рассматриваются меняющиеся интерпретации медиаактивизма в научном дискурсе, а также то, как эти определения развиваются в ответ на технологические достижения и диверсификацию медиасреды. Анализируя ключевые теоретические концепции и тематические исследования, мы отмечаем растущую сложность медиаактивизма по мере его пересечения с политической пропагандой, общественными движениями и созданием контента. Исследование подчеркивает важность разработки комплексной концептуальной основы, отражающей многогранный характер медиаактивизма в эпоху цифровых технологий.
В статье авторы обращаются к генезису белорусского коллективного символического капитала и выделяют в нём языковой аспект. Это позволяет выявить слабое место в построении информационной безопасности Республики Беларусь и Союзного государства и исследовать методы воздействия на государственную и цивилизационную общности с целью изменения мировосприятия народа для его последующего разделения.
Сегодня в условиях международной нестабильности изучение особенностей советской агитационно-пропагандистской деятельности в системе «власть-общество» представляются особенно актуальными. В работе дискурс власти рассматривается как «социальный факт» в событийном измерении, что определяет выбор методов исследования. Ведущим выступает метод event-анализа, в качестве вспомогательного применяется риторический анализ выступлений главы государства. Делается вывод, что агитационно-пропагандистская работа в военное время, направляемая властью на мобилизацию советского народа на борьбу с фашистской Германией, решала одновременно целый комплекс задач, что делало ее чрезвычайно эффективной.
Внедрение собственных ценностных моделей за счет инструментов культурной индустрии — фильмов, художественных произведений, музеев и т. п. — давно уже вошло в арсенал методов политической переориентации идеологических оппонентов. Итоги холодной войны наглядно продемонстрировали потенциал «мягкой силы» экспорта продуктов-символов нового, лучшего мира. В рамках представленной статьи автор на примере мемориального комплекса «Хатынь» раскрывает специфику исторической политики сегодняшних белорусских властей в отношении наследия Второй мировой войны (ВМВ). Показано, как в обсуждении экспертами различных стран обстоятельств создания и специфики работы комплекса отражается динамика борьбы международных акторов за контроль над символическим пространством памяти ВМВ. Коммеморация в работе представлена как явление историко-публицистического плана, раскрыты аспекты влияния на общественное сознание технологий планирования и осуществления коммуникаций вокруг архитектурно-мемориальных сооружений. Выводы исследования получены с применением дискурс-анализа и элементов этнографического подхода. В качестве ключевых особенностей исторической политики Республики Беларусь (РБ) в отношении ВМВ выделяются: стремление к обретению собственной ниши в рамках большого, просоветского в своей основе нарратива о Великой Отечественной войне; акцент на роли Беларуси как «самой пострадавшей республике»; стремление к огосударствлению памяти о значимых событиях.
Издательство
- Издательство
- АПСО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 107031, Г. МОСКВА, ВН. ТЕР. Г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ТВЕРСКОЙ, УЛ ПЕТРОВКА, Д. 17, СТР. 2, ЭТАЖ 1, ПОМЕЩ./КОМ. III/10
- Юр. адрес
- 107031, Г.МОСКВА, ВН.ТЕР.Г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ТВЕРСКОЙ, УЛ ПЕТРОВКА, Д. 17, СТР. 2, ЭТАЖ 1, ПОМЕЩ./КОМ. III/10
- ФИО
- Гавра Дмитрий Петрович (ПРЕЗИДЕНТ)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://apsolib.ru/