Приоритетные направления развития макрорегионов, обозначенные в Стратегии пространственного развития РФ до 2030 г. с прогнозом до 2036 г., предопределяют необходимость глубокого изучения их транспортно-коммуникационной инфраструктуры, формирующей каркас территории. Статья посвящена оценке функционирования и развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры федеральных округов РФ на основе использования пространственно-функционального методического подхода. Методологической базой послужили теории пространственного развития и теоретические положения экономики транспорта. Методика исследования включает несколько этапов, в том числе оценку реализации функций транспортно-коммуникационной инфраструктуры в экономическом пространстве и расчет соответствующего интегрального показателя, а также процедуры ранжирования и кластеризации. Информационную базу составили данные Росстата за 2014–2022 гг. Выявлено, что абсолютным лидером по реализации всех функций транспортно-коммуникационной инфраструктуры является ЦФО. При этом динамика показателей реализации отдельных функций зачастую выше у других макрорегионов, в частности, индикаторы территориальной функции опережающими темпами растут в СКФО, ПФО и УрФО. Результаты ранжирования и кластеризации федеральных округов по уровню развития, использования и качества функционирования транспортно-коммуникационной инфраструктуры свидетельствуют о значительной неоднородности ее развития в федеральных округах, что влечет за собой снижение уровня их социально-экономического развития. Материалы исследования могут быть использованы органами государственной власти субъектов федерации при разработке программ развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Экономика
Условия геополитической и экономической нестабильности ставят новые задачи пространственного развития страны. Актуализируются вопросы повышения устойчивости ее экономического пространства и освоения потенциала макрорегионов, что нашло отражение в Стратегии пространственного развития РФ до 2030 г. с прогнозом до 2036 г., среди основных приоритетов которой – направления развития федеральных округов. Реализация этих направлений во многом связана с качеством функционирования транспортно-коммуникационной инфраструктуры (ТКИ), отвечающей за улучшение связанности экономического пространства, усиление мобильности экономических агентов [Wang, Kim, Kim, 2021]
Список литературы
1. Акбердина В. В. (2018). Механизмы межрегиональных взаимодействий: пилотный проект “Уральское созвездие” // Региональные проблемы преобразования экономики: интеграционные процессы и механизмы формирования и социально-экономическая политика региона: материалы IX Международной научно-практической конференции (5-6 декабря 2018 г.). Махачкала: ИСЭИ ДФИЦ РАН. С. 43-45. EDN: RRRIPY
2. Анимица Е. Г., Благинин В. А. (2024). Оценка функционирования транспортно-коммуникационной инфраструктуры региона в рамках пространственно-функционального подхода // Региональные проблемы преобразования экономики. № 7 (165). С. 74-84. DOI: 10.26726/10.26726/rppe2024v7oftk EDN: FKTWZE
3. Блауг М. (1994). Экономическая мысль в ретроспективе. Москва: Дело. 687 с.
4. Гольц Г. А. (2000). Инфраструктура и общество: принципы стратегии опережающего развития России // Экономическая наука современной России. № 2. С. 5-21. EDN: IBJQHD
5. Гранберг А. Г. (2001). Основы региональной экономики. 2-е изд. Москва: ВШЭ. 495 с.
6. Дворядкина Е. Б., Сапожникова Е. Э. (2010). Рыночная инфраструктура региона: эволюционный подход к исследованию: монография. Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета. 194 с. EDN: VZNOYH
7. Дмитриева О. Г. (1992). Региональная экономическая диагностика. Санкт-Петербург: Лимбус Пресс. 273 с. EDN: YDMLJP
8. Еремеева А. С. (2014). Автодорожная инфраструктура как экономическая категория: понятие, содержание и инновационное развитие // Вопросы территориального развития. № 10 (20). http://vtr.isert-ran.ru/article/1451. EDN: RIFASE
9. Жамин В. А. (1977). Инфраструктура при социализме // Вопросы экономики. № 2. С. 14-23.
10. Журавлева Г. П. (2002). Экономика. Москва: Юристъ. 574 с.
11. Клейнер Г. Б. (2023). Экономические циклы во времени и в пространстве: возможности синтеза // Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 240, № 2. С. 138-168. DOI: 10.38197/2072-2060-2023-240-2-138-168 EDN: NKZSLU
12. Леш А. (2007). Пространственная организация хозяйства / под ред. А. Г. Гранберга. Москва: Наука. 662 с. EDN: QSGGJJ
13. Лопатников Л. И. (2003). Экономико-математический словарь: словарь современной экономической науки / под ред. Г. Б. Клейнера. 5-е изд. Москва: Дело. С. 376.
14. Макаревич А. Н., Сазонова Т. Ю. (2015). Сущность и оценка инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности в регионе // Вестник АПК Ставрополья. № 1 (17). С. 323-328. EDN: TXGEZR
15. Матвеев Ю. В., Трубецкая О. В. (2012). Воспроизводственная инфраструктура в условиях модернизации российской экономики // Фундаментальные исследования. № 3. С. 642-646. EDN: PAZBPN
16. Минакир П. А. (2005). Экономика и пространство (тезисы размышлений) // Пространственная экономика. № 1. С. 4-26. EDN: KVNFHX
17. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. (2006). Современный экономический словарь: примерно 12 тысяч терминов. 5-е изд. Москва: ИНФРА М. 494 с. EDN: QRBUXR
18. Рикардо Д. (2007). Начала политической экономии и налогового обложения. Москва: Эксмо. 953 с. EDN: QSIPPH
19. Савченко Е. Е. (2015). Предметное поле понятия “инфраструктура” в русле эволюционного развития региона // Сегодня и завтра Российской экономики. № 70. С. 85-90. EDN: UBFMQF
20. Серебряков Л. Г., Яновский В. В. (2011). Проблемы стратегического планирования транспортной инфраструктуры региона - инновационный подход // Научные труды Северо-Западной академии государственной службы. Т. 2, № 1 (2). С. 206-215. EDN: OEDDMX
21. Смит А. (1935). Исследование о природе и причинах богатства народов. В 2 т. Москва; Ленинград: Госсоцэкгиз. 371 с. Т. 1.
22. Татаркин А. И., Анимица Е. Г. (2012). Формирование парадигмальной теории региональной экономики // Экономика региона. № 3 (31). С. 11-21. EDN: PCIBIZ
23. Тощенко Ж. Т. (1980). Социальная инфраструктура: сущность и пути развития Москва: Мысль. 206 с. EDN: JLYYOQ
24. Федько В. П., Альбеков А. У., Комарова А. М. (2004). Инфраструктура рынка: генезис проблемы. Ростов-на-Дону: РГЭА. 71 с.
25. Хейнман С. А. (1969). Научно-техническая революция и структурные изменения в экономике СССР // Коммунист. № 14. С. 63-75.
26. Шарипов А. Ю. (1980). Экономическая сущность инфраструктуры при социализме // Управление отраслями инфраструктуры в системе региона: межвузовский сборник. Ленинград: ЛИЭИ. С. 4-5.
27. Friedman J. (1966). Regional development policy: A case study of Venezuela. Cambridge: MIT Press. 279 р.
28. Intini P., Blasi G., Fracella F., Francone A., Vergallo R., Perrone D. (2025). Predicting traffic volumes on road infrastructures in the context of multi-risk assessment frameworks. International Journal of Disaster Risk Reduction, vol. 117, 105139. DOI: 10.1016/j.ijdrr.2024.105139 EDN: UGTERP
29. Kong Q., Li R., Jiang X., Sun P., Peng D. (2022). Has transportation infrastructure development improved the quality of economic growth in China’s cities? A quasi-natural experiment based on the introduction of high-speed rail. Research in International Business and Finance, vol. 62, 101726. DOI: 10.1016/j.ribaf.2022.101726
30. Kovalchuk J., Stepnov I. (2019). Research of the technological future’s uncertainty. Vestnik MGIMO-Universiteta = MGIMO Review of International Relations, vol. 12, no. 6, рp. 214-224. DOI: 10.24833/2071-8160-2019-6-69-214-224
31. Petty W. (1970). The political anatomy of Ireland: With the establishment for that kingdom and Verbum Sapienti. Shannon: Irish University Press. 205 p.
32. Richardson H. W. (1977). The new urban economics: And alternatives. London: Pion. 266 p.
33. Romano P. R., Sampaio R. M. B. (2023). Road concessions: Evidence of the effects of improving the transport infrastructure on economic development in Brazil. Transport Policy, vol. 142, pp. 115-124. DOI: 10.1016/j.tranpol.2023.08.011 EDN: QHPFTW
34. Rosson P. (1974). Changing traditional distribution systems: Fish marketing in Tanzania. International Journal of Physical Distribution, vol. 4, no. 5, pp. 305-316. DOI: 10.1108/eb014323
35. Rushton A., Oxley J. (1991). The handbook of logistics and distribution management. London: Kogan Page. 614 р.
36. Six В., van Zimmeren E., Popa F., Frison C. (2015). Trust and social capital in the design and evolution of institutions for collective action. International Journal of the Commons, vol. 9, no. 1, pp. 151-176. DOI: 10.18352/ijc.435
37. von Thünen J. H. (1826). Der isolierte Staat in Beziehung auf Landwirtschaft und Nationalökonomie. Hamburg: Friedrich Perthes Publ. 290 p. (In German).
38. Wang C., Kim Y.-S., Kim C. Y. (2021). Causality between logistics infrastructure and economic development in China. Transport Policy, vol. 100, pp. 49-58. DOI: 10.1016/j.tranpol.2020.10.005 EDN: FHOYEI
39. Weber A. (1909). Über den Standort der Industrien. Tübingen: J. C. B. Mohr Publ. 268 p. (In German) Zhang Y., Cheng L. (2023). The role of transport infrastructure in economic growth: Empirical evidence in the UK. Transport Policy, vol. 133, pp. 223-233. DOI: 10.1016/j.tranpol.2023.01.017
Выпуск
Другие статьи выпуска
Глобальные экономические и геополитические изменения обуславливают высокую значимость выбора подхода к макроэкономическому регулированию. Негативное влияние внешних шоков стало невозможно нивелировать краткосрочными механизмами, которые традиционно используются правительствами в периоды кризисов. Устойчивыми остаются экономики, которые взяли за основу макроэкономической политики повышение производительности экономики. Статья посвящена оценке потенциала экономики Армении в контексте применения подхода к макроэкономическому регулированию, основанному на повышении производительности экономики. Методологической базой исследования послужили постулаты классической теории экономического роста и концепция производительности экономики. В работе использованы методы анализа рядов динамики, сравнительного анализа, обобщения и синтеза. Информационную базу составили статистические данные по экономике Армении, а также значения международных индексов и рейтингов с 1990 по 2023 гг. Выявлено, что ключевыми факторами повышения производительности экономики Армении выступают инновационный потенциал и человеческий капитал. Усиление данных преимуществ может оказать положительное влияние на экономический рост и развитие страны как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, что обуславливает необходимость пересмотра направлений макроэкономической политики Армении
Трансдисциплинарный характер проблемы устойчивого развития обусловил рост числа исследований в разных областях науки, однако, недостаточный прогресс в достижении целей устойчивого развития потребовал разработки новых способов не только производства знаний, но и их интеграции в принятие управленческих решений. Статья посвящена разработке рекомендаций по интеграции научного знания в практику управления устойчивым развитием регионов РФ для перехода к стратегиям, ориентированным на оценку и обучение. Методологическая база исследования основывается на сочетании системного, эволюционного и функционального подходов к обеспечению устойчивого развития региональных систем. Методы включали анализ и синтез, концептуальное и функциональное моделирование для построения логикосемантических и описательных моделей интеграции научных разработок в управление регионом. В результате преобразована структура аналитического сопровождения политических решений путем создания научных миссий; разработаны инструменты измерения устойчивого развития региона для их внедрения в ключевые функции управления на всех этапах управленческого цикла; предложен алгоритм подготовки управленческих решений, включающий четыре этапа взаимодействия: концептуализацию, моделирование, измерение и оценку. Предложенные разработки дают возможность непрерывного мониторинга и корректировки политики устойчивого развития на каждом этапе управленческого цикла, что повышает гибкость и прозрачность региональной политики для стейкхолдеров, увеличивает их вовлеченность в процессы изменений и способствует более интенсивному продвижению к лучшему будущему
National economic policy uncertainty is a determinant of stock market volatility, decreased investor confidence, and macroeconomic instability. The study aims to examine the interaction between Russia’s Economic Policy Uncertainty Index (REPU), the Moscow Stock Exchange RTS Index (RTSI) and the exchange rate of US dollar to Russian ruble. Methodologically, the analysis relies on the theories of financial markets and the concept of economic uncertainty. The causality is investigated using the Granger causality test. The data is the monthly indices and exchange rates for January 1996 – July 2024. The findings indicate that there is no statistically significant causality from the REPU to the RTSI, which suggests that the direct impact of economic policy uncertainty news on stock prices is limited. However, a significant causation is established between the REPU and the exchange rate, indicating that policy uncertainty causes currency depreciation. This evidences that economic policy uncertainty plays an important role in exchange rate fluctuations. The insights derived from the study could help policymakers and investors assess issues related to financial stability and exchange rate risks. In future, the study could be extended to examine other macroeconomic indicators and external shocks influencing financial markets
Преодоление экономических последствий пандемии для большинства стран мира предполагало смягчение денежно-кредитной политики, что сформировало повышенные инфляционные ожидания. Их возврат к умеренным значениям стал одной из ключевых задач коммуникационной политики центральных банков. Статья посвящена выявлению формулировок, применение которых в коммуникациях способствует снижению инфляционных ожиданий и приведению инфляции к целевому значению. Методологическую основу составили постулаты поведенческой и экспериментальной экономики. Использовался метод рандомизированного опросного эксперимента, предполагающий сравнительные оценки полученных результатов в целевых и контрольных группах. Информационной базой послужил опрос 1 200 респондентов из числа жителей макрорегиона Урал, проведенный весной 2024 г. Результаты эксперимента показали, что направленные коммуникации способствуют некоторой рационализации инфляционных ожиданий. В частности, акцентирование в ходе коммуникаций внимания на заявленной цели Центрального банка Российской Федерации по инфляции, а также на фактах о ее достижении в прошлые периоды и на фактическом значении ощутимо снижают инфляционные ожидания. Данные коммуникационные посылы могут стать одним из инструментов, применяемых центральным банком для достижения целевого показателя инфляции, способствуя снижению инфляционных ожиданий, а, следовательно, их заякориванию на уровне, близкому к целевому значению инфляции
Макроэкономическая концепция человеческой глупости, предложенная Карло Чиполлой в 1976 г., позволяет рассматривать влияние группы лиц с деструктивным поведением на траекторию экономического роста. Статья посвящена построению макроэкономической теории деструктивности на основе формализации участия двух социальных групп – «глупцов» и «умников» – в национальной экономике. Методология исследования состоит в распространении теории производственных функций на гетерогенное население страны, которое распадается на две качественно неоднородные по своим поведенческим свойствам социальные группы. Метод включал динамизацию производственной функции с учетом структуры населения для получения дифференциального уравнения экономического роста, которое позволяет определить свойства моделируемой системы. Полученное уравнение установило критические доли группы «глупцов» для локального и глобального режимов развития. В первом случае нарушается рост душевого ВВП, а во втором – рост объема ВВП. Аналитическое исследование режимов построенной модели выявило свойство минимальной разумности общества, согласно которому для поддержания режима макроэкономической эффективности умные люди должны обеспечить себе минимальное влияние в системе управления и производства. Построенная модель может иметь три эквивалентные трактовки – макроэкономики глупости, ошибок и вреда. В первом случае рассматриваются два типа экономических агентов с рациональным и иррациональным поведением, во втором – успешно или неудачно решаемые задачи, в третьем – совместное действие населения, ведущее созидательную деятельность по увеличению ВВП, и когорты «диверсантов», занятых контрпродуктивной работой по нарушению общественного порядка и нанесению национальной экономике ущерба. Расширение интерпретаций исходной модели позволяет перейти к обобщенной трактовке в терминах макроэкономики деструктивности
Современные модели роста слабо учитывают такие детерминанты роста, как наличие структурных ограничений и влияние инструментов монетарной политики, что требует соответствующих исследований с опорой на эмпирические методы анализа, позволяющие уточнить возникающие и нарушающиеся связи между параметрами роста экономики. Статья посвящена определению влияния базовых инструментов монетарной политики на российский экономический рост и инфляцию на длительном интервале времени, на компоненты ВВП и секторальную структуру, представленную обрабатывающим, сырьевым и трансакционным секторами. Методологическую базу составляет теория экономического роста неошумпетерианского типа. Применяются методы эмпирического, регрессионного и структурного анализа. Информационную базу составили данные Росстата и Банка России за 2000–2023 гг. Выявлено, что инструменты монетарной политики по-разному влияли на динамику ВВП, компоненты его структуры, а также базовые сектора экономики. В частности, повышение монетизации способствовало росту экономики, повышение ключевой процентной ставки влияло обратным образом и не давало ощутимого подавления инфляции. Одновременно с эффектом сдерживания спроса возникал эффект «деградации предложения», провоцирующий большую величину издержек и инфляционное давление. Установленная разница во влиянии на секторальную структуру и компоненты ВВП инструментов монетарной и бюджетной политики подтверждает необходимость смены содержания этих видов политики
Издательство
- Издательство
- УрГЭУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- Юр. адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- ФИО
- Силин Яков Петрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- odo@usue.ru
- Сайт
- https://www.usue.ru/