В статье анализируется состояние социологической культуры студентов, обучающихся по направлению «социология» БФУ им. И. Канта. В исследовании применялась методика изучения социологической культуры Проказиной Н. В., которая реализовывалась в онлайн-анкетировании методом основного массива с последующим корреляционным анализом полученных данных. В качестве объяснительной теории использовалась типология социологического мышления и воображения Кравченко С. А. В результате было выявлено, что будущие социологи считают опросы общественного мнения нужными, но не все убеждены в их способности отражать действительное мнение населения. Осведомленность о деятельности социологических центров сводится лишь к наиболее популярным из них: Социологическая лаборатория БФУ им. И. Канта, ВЦИОМ, Левада-центр (Левада-центр внесен Министерством юстиции РФ в реестр НКО, выполняющих функцию иностранного агента), ФОМ. Задача социологических исследований, в понимании студентов, состоит в помощи властным структурам при решении проблем граждан. Сами социологи по большей части видятся исследователями, которые самостоятельно не участвуют в преобразовании общества. Немногие будущие социологи узнают социологическую информацию из надежных источников - научных статей и сайтов социологических центров. Был сделан вывод, что социологическое мышление и воображение будущих социологов преимущественно относится к рефлексивной метапарадигме и интегральной метапарадигме модерна.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Социология
Настоящая статья продолжает серию работ, посвященных исследованию социологической культуры. Ранее нами было выявлено отношение населения к опросам общественного мнения [1] и изучена способность жителей определять случаи манипуляции с помощью этого метода [2].
Список литературы
1. Проданцов К.С., Щекотуров А.В. Отношение жителей Калининграда к массовым социологическим опросам в России / К.С. Проданцов, А.В. Щекотуров // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2021. - № 3. - С. 91-100. EDN: CGCGGC
2. Проданцов К.С., Щекотуров А.В. Социологический эксперимент: отношение калининградцев к кейсам, содержащим методы искажения данных опросов общественного мнения / К.С. Проданцов, А.В. Щекотуров // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2021. - № 9. - С. 133-148. EDN: HSLPWS
3. Проданцов К.С. Искажение СМИ результатов опросов, связанных с голосованием по поправкам к Конституции России / К.С. Проданцов // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2021. - № 10. - С. 42-53. EDN: DLQKLM
4. Проданцов К.С., Храмова М.В. Социологическая культура педагога: место и роль в системе педагогического образования / К.С. Проданцов, М.В. Храмова // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2023. - Т. 22. - № 2. - С. 23-35. EDN: RSFIOS
5. Проказина Н.В. Общественная роль социологии в современном российском обществе / Н.В. Проказина // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2016. - № 1. - С. 93-100.
6. Душакова И.С. Почему не верят опросам, или Как фреймируются результаты опросов общественного мнения в современных российских СМИ / И.С. Душакова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2020. - № 6(160). - С. 30-52. EDN: OGSZTC
7. Константиновский Д.Л., Овсянников А.А., Покровский Н.Е. Тенденции развития социологии и социологического образования в России / Д.Л. Константиновский, А.А. Овсянников, Н.Е. Покровский // Мир России. Социология. Этнология. - 2005. - № 1. - С. 89-119. EDN: YHJSNQ
8. Четырина Н.В. Природа, атрибуты и качественные особенности социологической культуры как особого феномена социологического знания / Н.В. Четырина // Вестник тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2008. - № 3. - С. 374-378. EDN: ISDDPH
9. Bauman Z., May T. Thinking Sociologically. 3rd ed. / Z. Bauman, T. May. - Oxford: Wiley Blackwell, 2019. - 224 p.
10. Palmer N. The Sociological Imagination within Teaching Sociology: 1973-2020 / N. Palmer //Teaching Sociology. - 2023. - Vol. 51. - № 1. - P. 1-12. EDN: JPHCIU
11. Проказина Н.В. “Социологическая культура”. К вопросу о содержании и интерпретации понятия / Н.В. Проказина // Социологические исследования. - 2011. - № 3. - С. 103-107. EDN: NEKWLJ
12. Доверие социологическим опросам: мониторинг / ВЦИОМ // 2023. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/doverie-sociologicheskim-oprosam-monitoring (дата обращения: 20.08.23).
13. Проказина Н.В. Развитие социологической культуры государственных гражданских служащих региона: специальность 22.00.08 “Социология управления”: диссертация на соискание степени доктора социологических наук / Наталья Васильевна Проказина. - Белгород, 2013. - 371 с. EDN: SVASCZ
14. Saragatsi S., Christodoulou A., Kyridis A., Fotopoulos N., Ifigeneia V. Sociology School Textbook for 3rd Grade-High School, Semiotic Analysis of Illustration / S. Saragatsi S, A. Christodoulou, A. Kyridis, N. Fotopoulos, V. Ifigeneia //Journal of Sociological Research. - 2017. - Vol. 8. - № 2. - P. 32-60.
15. Епифанцева М.В. Развитие социологического мышления учащихся: теория и методика: специальность 13.00.02. “Теория и методика обучения социологии”: диссертация на соискание степени кандидата педагогических наук / Марина Владимировна Епифанцева. - Екатеринбург, 2000. -146 с. EDN: NLRUFN
16. Ефанов A.A. Формирование социологической культуры у будущих специалистов в сфере медиа / А.А. Ефанов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2018. - №2 (53). - С. 139-144. EDN: YXPUUX
17. Подгайская Л.И. Инновационные методики преподавания социологии для студентов-экономистов / Л.И. Подгайская // Подольский научный вестник. - 2017. - № 1. - С. 123-125.
18. Molesworth M., Lewitt M. Sociology in UK nurse education curricula: A review of the literature from 1919 to 2019 / M. Molesworth, M. Lewitt // Social Theory & Health. - 2019. - Vol. 17. - P. 427-442.
19. Бекиров С.Н. Значение формирования социальной компетентности будущих педагогов в системе изучения социологии в высшей школе / С.Н. Бекиров // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-1. - С. 32-34. EDN: YAUJDV
20. Brennan A., Canny A. Problematising Irish student-teachers’(dis) engagement with sociology of education in initial teacher education programmes / A. Brennan, A. Canny // Teaching and Teacher Education. - 2023. - Vol. 130. - P. 104173. EDN: UNEPGU
21. Бекиров С.Н. Методические особенности применения деловых игр в рамках преподавания социологии в педагогическом вузе / С.Н. Бекиров // Педагогический вестник. - 2019. - № 6. - С. 6-8.
22. Коростелева О.Т., Меженин Я.Э. Соотношение общеобразовательного и профессионального в преподавании социологии / О.Т. Коростелева, Я.Э. Меженин // МНКО. - 2018. - №3. - С. 172-173.
23. Alves G.M., Torres L.L., Dionísio B. The Sociology of Education in Portugal: Towards a Renewed Critical Space. / G.M. Alves, L.L. Torres, B. Dionísio // Italian Journal of Sociology of Education. 2019. - Vol. 11. - № 3. - P. 40-61.
24. Красковская Д.С. Преподавание социологии у студентов непрофильных специальностей / Д.С. Красковская // Социологическая наука и образование: современные вызовы и риски: материалы международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Г.П. Давидюка. - Минск: Белорусский государственный университет, 2021. - C. 136-139. EDN: VCFPHQ
25. Проказина Н.В. Социологическое образование в современной России: новые вызовы и перспективы / Н.В. Проказина // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2020. - № 4. - С. 51-61. EDN: LZZDQB
26. Laz C. Republication of “Science Fiction and Introductory Sociology: The Handmaid in the Classroom” / C. Laz // Teaching Sociology. - 2020. - Vol. 48. - № 1. - P. 54-62. EDN: HEUUTM
27. Bartholomay D.J. Making room for methods: Incorporating full-scale research projects in non-methods courses / D.J. Bartholomay // Teaching Sociology. - 2018. - Vol. 46. - No 3. - P. 247-261.
28. Roca B., Bermúdez-Figueroa E., Estepa-Maestre F. Life story as a tool for teaching sociological imagination / B. Roca, E. Bermúdez-Figueroa, F. Estepa-Maestre // Journal of Applied Research in Higher Education. - 2020. - Vol. 12. - № 5. - P. 829-839.
29. Palmer N. Measuring the Sociological Imagination Via Undergraduate Explanations of Social Inequality: PhD thesis / N. Palmer. - Lincoln, 2017. - URL: https://digitalcommons.unl.edu/dissertations/AAI10271973 (дата обращения: 25.08.23).
30. Кравченко С.А. Динамика социологического мышления и воображения / С.А. Кравченко // Социологические исследования. - 2009. - № 8. - С. 14-24. EDN: KTUKLT
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) как сложное психическое заболевание, характеризующееся наличием навязчивых мыслей (обсессий) и повторяющихся действий (компульсий). Обсессивно-компульсивное расстройство негативно влияет на качество жизни больного, приводя к значительному дискомфорту и нарушению повседневной активности. В статье описаны механизмы возникновения и протекания навязчивых мыслей и компульсий, приведены их классификации. Авторами статьи указана и роль магического мышления как составляющей расстройства. Рассмотрены и проанализированы источники формирования данного заболевания у человека. Статья направлена на расширение понимания ОКР среди специалистов в области психического здоровья и повышения информированности широкой аудитории, что может способствовать более ранней диагностике и эффективному лечению.
Анализ современных отечественных и зарубежных исследований позволяет прийти к выводу о взаимосвязи процесса прогнозирования и социализации: способность детей предвосхищать события будущего является ресурсом их успешной адаптации в социуме. Целью работы являлось изучение рече-коммуникативной функции прогнозирования у детей с нарушениями зрения. Нами была использована методика «Прогностические истории», разработанная преподавателями Казанского федерального университета, позволяющая выявить способности детей дошкольного возраста прогнозировать развитие событий в различных сферах взаимодействия. В исследовании приняли участие 38 детей в возрасте от 5 до 7 лет (19 детей с нарушениями зрения и 19 детей без патологии зрения). Выявлены низкие показатели критерий рече-коммуникативной функции прогнозирования у детей с нарушениями зрения, проявляющиеся главным образом в односложной речи и аграмматизмах.
В статье приведен обзор теоретико-методологических подходов к пониманию процесса формирования корпоративной идентичности личности посредством восприятия корпоративных изданий. Рассмотрено влияние визуального содержания корпоративных изданий на корпоративную идентичность сотрудников организации. Определены ключевые аспекты психологического восприятия, представлен обзор инновационного потенциала личности с позиции понимания данного феномена как механизма формирования корпоративной идентичности. Систематизированы и охарактеризованы психологические барьеры в профессиональной деятельности, возникающие при восприятии корпоративных изданий. Аргументированы адекватность применения гештальт-подхода, семиотического анализа, полимодального дискурса корпоративных изданий для изучения влияния визуальной информации на корпоративную идентичность. Выявлена двоякая природа воздействия корпоративных изданий на корпоративную идентичность личности, в которой корпоративное издание является инструментом как конструирования положительного имиджа компании, так и преодоления психологических барьеров, что влияет на формирование корпоративной идентичности личности.
В данной статье представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей личности интернет-активных пользователей. Указано, что психология интернет-активных пользователей являет собой важную область исследований, которая позволяет понять, как онлайн-взаимодействия влияют на личность и поведение. Приведен итог диагностики психологических характеристик чрезмерно активных пользователей интернета: предположение о замкнутости, интровертированности, наличии трудностей в коммуникации не подтверждено. Напротив, выяснилось, что отличительными чертами интернет-активных пользователей являются: общительность, независимость, контактность, добродушие, открытость, социальная смелость, импульсивность, социабельность, стремление к социальному одобрению, конформизм, неадекватная самооценка.
Автор подходит к категории субъектной позиции как к конструкции, которая характеризуется интегративным значением. В статье предпринимается попытка рассмотреть субъектную позицию в максимально широком ракурсе, дать ей исчерпывающие характеристики. На основе различных исследовательских взглядов выделяются следующие характеристики субъектной позиции: осознанность, самостоятельность, творчество, ответственность, профессиональная идентичность. Делается вывод о том, что высокая субъектная позиция лежит в основе успешности образования как такового. Следовательно, благодаря ей происходят: формирование профессиональной культуры, развитие психических процессов, адаптация к трудовой среде и т. д.
В статье рассмотрены понятия личностный потенциал, саморефлексия, самопрезентация в интернет пространстве. Проанализирована современная и классическая литература по изучению понятия личностного потенциала и его компонентов. Проведено исследование с целью доказать предположение о том, что уровень развития совокупности признаков, определяющих самопрезентацию личности в интернете не зависит от уровня сформированности личностного потенциала. Выявили, что проявление личностного потенциала в интернет пространстве имеет ряд особенностей, связанных с его компонентами, что и в реальной жизни. В конце приведены актуальные выводы согласно результатам исследования.
На сегодняшний день активно ведутся работы, направленные на разработку цифровых инструментальных средств для ведения учебных курсов. Электронные учебные и методические пособия создаются практически по всем дисциплинам в рамках образовательного процесса. С развитием информационно-коммуникационных технологий, актуальным становится их внедрение в образовательный процесс. В частности, применение мобильных приложений в процессе обучения школьному курсу информатики, обеспечивает продуктивность и мотивацию обучающихся. Использование на уроках информатики мобильной версии электронного учебного пособия способствует лучшему усвоению и запоминанию материала для учеников, делая образовательный процесс более интересным и продуктивным. В статье приводятся примеры внедрения в процесс обучения современных мобильных приложений и обозначены преимущества применения мобильной версии электронного учебного пособия.
Статья посвящена необходимости использования института наставничества молодых педагогов в образовательной системе. Выполнен анализ основных понятий исследования, обоснована значимость наставничества в профессиональном становлении молодого педагога общеобразовательных организаций, виды основных функций наставничества, признаки и положительные аспекты данного процесса, методы и этапы методической поддержки молодых педагогов. Проведено эмпирическое исследование, касающееся основных причин, влияющих на эффективность профессионального становления молодых педагогов, выявлены виды индивидуальной и коллективной методической поддержки педагогов.
В статье рассматриваются методологические подходы к исследованию поликультурной подготовки психолога. На общенаучном уровне исследование обосновывается с позиций системного, аксиологического, культурологического, личностного и деятельностного подходов, на конкретно-научном уровне рассматривается компетентностный подход. В качестве целей воспитательной составляющей подготовки будущих психологов к поликультурности рассматриваются этнокультурная и национальная идентичности, традиционная культура сообществ, культура межнационального общения и уважительного отношения к религии, культуре, традициям, обычаям и языкам народов страны, а также ряд аспектов жизненной самореализации.
Рассмотрена проблема выявления межпредметных связей между школьными курсами физики и астрономии путем вычисления мер семантической близости между разделами. Используется метод «мешок слов»: сравниваемые тексты (разделы учебников) заменяются списками ключевых понятий с указанием количества употреблений. С помощью специальной компьютерной программы для разделов учебников физики и астрономии вычисляют косинусную меру близости, а также меру Дайса, находят среднее значение. При этом учитывается, что некоторые понятия связаны парадигматической связью (например, свет - светимость). На основе получившейся матрицы семантической близости рисуют граф, вершины которого соответствуют разделам, а дуги - связям. Анализируют распределение разделов астрономии в шестимерном пространстве разделов физики, выявляют разделы, которые наиболее сильно связаны с курсом физики.
Разработаны простые в исполнении, короткие по времени, но эффектные демонстрационные эксперименты и лабораторные работы с применением безопасных химических реактивов по темам: «Непредельные углеводороды», «Ароматические углеводороды», «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры». Статья описывает опыт практической реализации данных лабораторных работ по курсу органической химии на довузовском этапе подготовки иностранных учащихся. По результатам апробации подготовлено к печати оригинальное учебно-методическое пособие «Лабораторный практикум по органической химии» для иностранных учащихся на этапе довузовской подготовки. Полученные практические результаты позволяют сделать вывод о важности безопасных лабораторных работ на этапе довузовской подготовки иностранных учащихся и их положительном влиянии на успешное усвоение материала обучающимися.
В статье анализируется столетний исторический путь Международного детского центра «Артек». История становления этого уникального педагогического феномена неразрывно связана с философскими, идеологическими и психологическими основаниями, отражающими многообразные влияния со стороны трансформирующейся социально-экономической формации и соответствующих форм общественного сознания: идеологии, политики, права, морали, науки. Изначально Артек создавался как воспитательно-оздоровительное учреждение и экспериментальная площадка для формировании специальной педагогики Артека, как явления культурной жизни страны. Дети и подростки получали путевку в Артек как поощрение за свою успешную общественно-полезную деятельность, которая определяла суть прагматического педагогического подхода и приоритетную цель воспитания. В этом же направлении развивались и совершенствовались формы и методы идейно-политического, интернационального, физического и эстетического воспитания. В процессе становления Всесоюзного пионерского лагеря Артек это социальное пространство стало базой политической социализации, подготавливая тысячи пионеров-активистов для пионерской организации страны, а в период существования Международного пионерского лагеря активизировалась идеологическая и политпросветительская работа среди артековцев из многих стран. Ограничением системы воспитания являлись формализм и чрезмерная заорганизованность жизни пионеров, в результате чего снижалась роль самостоятельности ребенка и осознания собственной субъектности.
Настоящее исследование посвящено проблеме педагогической профилактики правонарушений у подростков, обучающихся в средних учебных заведениях. В исследовании выявлена сущность проблемы противоправного поведения несовершеннолетних и установлено, что оно признается социальной проблемой, требующей комплексного и всестороннего подхода. Существует множество причин проявления противоправного поведения несовершеннолетних, одни из которых являются видимыми и очевидными, другие - скрытыми. Выявление и профилактика девиантного поведения подростков, позволяет своевременно устранить указанные причины. Особая роль в профилактической работе отводится именно образовательным учреждениям, в рамках которых дети проводят значительное количество времени. Установлено, что педагогическая профилактика в рамках средних профессиональных организаций является комплексной и продуманной работой, направленной на выявление, предотвращение и устранение проявлений девиантного поведения подростков. На сегодняшний день применяется множество форм и методов работы с целью профилактики правонарушений, которые направлены на такие аспекты воспитания, как формирование правовой культуры, гражданской идентичности, правосознания, патриотизма и т. д. Кроме того, профилактическая работа включает в себя обязательный контроль за деятельностью отдельных студентов, наиболее склонных к проявлению девиантного поведения. Контроль осуществляется в процессе основных занятий, на классных часах, внеурочных мероприятиях и иной деятельности, в которой задействованы такие подростки. Характер и направленность педагогической профилактики зависят от уровня проявления девиантного поведения студентов и предполагают общую, групповую и индивидуальную профилактическую работу.
В статье рассматривается влияние основных общественных процессов, происходящих в обществе постмодерна на формирование повседневных поведенческих практик человека. В обществе, где распространена информатизация всех сфер жизни, плюрализм мнений и толерантность ко многим явлениям, выходящим за пределы нормы, относятся терпимо. В современном обществе, с одной стороны, феномен толерантности воспринимается как идеология миролюбия и свободы от предубеждений, тогда как с другой, все чаще под толерантностью общество пытается оправдать девиации и навязать большинству позицию меньшинства. Меняются формы досуга, социальных связей, в обществе формируется индивидуализм и как следствие происходит усиления неравенства, социальные нормы отвергаются, религия утрачивает свою значимость. На смену духовным ценностям приходят гедонистические ценности, а индустриальное общество эволюционирует в общество массового потребления.
Обсуждается гипотеза: идёт ли процесс установления такого нового «гендерного порядка», при котором традиционно мужские роли («мужественные роли», «маскулинные роли») переходят в значительной мере от мужчин к женщинам, соответственно, весьма значительная часть мужчин перестаёт обладать (в той или иной мере) мужской идентичностью? Представления людей о своём поколении неизбежно преломляются через базовые ценности, распространённые в социуме и определяющие менталитет индивидов и общества, а вместе с этим - и реальное поведение людей. Эмпирической основой статьи являются материалы авторского социологического исследования, в рамках которого респондентам было предложено оценить, какие положительные и отрицательные (в большей или меньшей степени) черты-свойства присущи людям их поколения. Были также предложены вопросы, касающиеся проблемы патриотизма и готовности респондентов отстаивать интересы своего государства. Социологические картины «женского мира» и «мужского мира» в представлениях массы респондентов о положительных и отрицательных чертах своего поколения заметно различаются. Однако, общая направленность ответов - по сути, гражданственно-патриотических моральных установок - является однотипной, непротиворечивой у мужской и женской групп респондентов.
В статье рассматриваются методы и приемы манипуляции сознанием аудитории в медиатекстах на примере Телеграм-каналов. Было определено, что на сегодняшний день методы и приемы манипуляции значительно усовершенствовались, и к созданию медиатекстов привлекаются специалисты высокого уровня подготовки, причем не только представители медиа, но и психологи, социологи, PR-специалисты и маркетологи. В работе проанализировано около двух тысяч медиатекстов, на основе полученных данных описаны приемы манипуляции, которые используются в медиатекстах. Данный перечень является открытым и может дополняться другими.
Издательство
- Издательство
- КФУ
- Регион
- Россия, Симферополь
- Почтовый адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- Юр. адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- ФИО
- Курьянов Владимир Олегович (Исполняющий обязанности ректора)
- E-mail адрес
- v.kuryanov@cfuv.ru
- Контактный телефон
- +7 (978) 9876086
- Сайт
- https://cfuv.ru