Статьи в выпуске: 18

ПРОЦВЕТШИЙ КРЕСТ В ВИЗАНТИЙСКОЙ КНИЖНОЙ МИНИАТЮРЕ И В ДЕКОРЕ САРКОФАГА ЯРОСЛАВА МУДРОГО: ДИАЛОГ ОБРАЗНОГО И ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО (2024)
Авторы: СУСЛОВА Р. А.

Архитектоника миниатюр с изображением Процветшего Креста в византийских рукописных Евангелиях X–XI вв. позволяет предположить, что их композиция основывается на строгом применении математических (геометрических) методов. Подобное предположение дает возможность с новых позиций рассмотреть самое, пожалуй, знаменитое изображение Процветшего Креста в древнерусской культуре – на саркофаге Ярослава Мудрого. В результате формального анализа выявлено, что в его композиции заложено решение трех знаменитых задач древности на построение: о трисекции угла, квадратуре круга и удвоении куба. При этом геометрические построения не являются самоцелью, а могут нести символический и богословский смысл

Сохранить в закладках
«ТРИУМФЫ ЛЮБВИ» ПЕТРАРКИ АПОЛЛОНИО ДИ ДЖОВАННИИ В КОНТЕКСТАХ РАННЕГО ИТАЛЬЯНСКОГО РЕНЕССАНСА (2024)
Авторы: Девятайкина Нина Ивановна

Среди самых известных сюжетов искусства Ренессанса были триумфы. Предмет изучения – ренессансные толкования темы Триумфа Любви поэтом XIV века Петраркой и художником XV века Аполлонио ди Джованни. В статье впервые показано, что произведения названных авторов являют разные уровни и языки искусства, но схожи концептуально (антропоцентризм, светскость, достоинство личности, восприятие прошлого как актуального настоящего). При этом высота поэтического текст а Петрарки сменяется эстетически новаторской городской визуальной риторикой художника

Сохранить в закладках
ЗОЛОТО В ЮВЕЛИРНЫХ ПРОМЫСЛАХ ДАГЕСТАНА (КОНЕЦ ХIХ - НАЧАЛО ХХI ВВ.) (2024)
Авторы: Магомедов Амирбек Джалилович, Юсупов Хизри Абдулмеджидович

В статье охарактеризованы особенности использования золота в ювелирных промыслах Дагестана в период с конца ХIХ века по начало ХХI столетия. Интерес к золоту у дагестанских мастеров возник во время их знакомства с производством фабричных украшений из пробного золота. В советское время ювелиры из Дагестана широко использовали пробное золото, когда выезжали на заработки в республики Средней Азии, Кавказа. Использование золота для ювелирных украшений получило широкое распространение в народных промыслах Дагестана в постсоветское время. В настоящий момент «дагестанское золото» является брендом в торговле ювелирными изделиями

Сохранить в закладках
ПОЛИДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ КРОССОВЕР-МУЗЫКАНТА (2024)
Авторы: ДЫМА И. А., Пчелинцев Анатолий Васильевич

Статья посвящена актуальным проблемам современного исполнительства, представленного деятельностью кроссовер-музыкантов. Им присущи особые качества, необходимые для осуществления такого рода самореализации. К таким качествам относятся эрудиция, способность к одновременному решению нескольких творческих задач, предполагающая сочетание различных профессиональных навыков, среди которых исполнительство, сочинение, аранжировка, импровизация и др. Система этих качеств обусловливает взаимосвязь между двумя явлениями – полидеятельностью и классическим кроссовером как одним из современных форматов существования музыкального произведения

Сохранить в закладках
«ОРФЕЙ» Е. И. ФОМИНА И ЕВРОПЕЙСКИЕ ОПЕРНЫЕ ТРАДИЦИИ (2024)
Авторы: ЦЗЯ Ц.

Мелодрама «Орфей» Е. И. Фомина представляет собой одно из ключевых для истории русского оперного театра сочинений. Рассмотрение его в контексте развития европейских оперных традиций позволяет понять, что именно и каким образом повлияло на возникновение этого сочинения, и какие тенденции оказались важными и востребованными на русской музыкально-театральной сцене Е. И. Фомин демонстрирует в «Орфее» не просто поверхностную связь с традициями оперной и церковной музыки, но глубокую укорененность своего музыкального мышления в итальянской опере

Сохранить в закладках
ПУТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОНЦЕРТНОЙ СИМФОНИИ: К ВОПРОСУ МОДИФИКАЦИЙ ЖАНРА (2024)
Авторы: ШМАКОВА О. В., МИЩЕНКО О. В.

В статье освещаются пути развития концертной симфонии в отечественной музыкальной культуре. Предметом исследования является концертная симфония в ее различных модификациях. В ходе анализа используется комплексный подход, объединивший жанровый, структурный, драматургический и концептуальный методы исследования. Некоторые произведения отечественных композиторов второй половины ХХ века анализируются впервые, что обусловливает новизну исследования и позволяет сделать обзорную характеристику одного из сквозных жанров в истории инструментального искусства.

Сохранить в закладках
КИТАЙСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПЕНИЕ: ФЕНОМЕН ШКОЛЫ ЦЗИНЬ ТЕЛИНА (2024)
Авторы: ЯН Т.

Китайское музыкальное и певческое искусство в настоящий момент исследовано недостаточно; в частности, не выяснено, какую роль в его развитии сыграл Цзинь Телин. В статье выявлено, что в Китае с конца XX века начинается важный этап в преподавании народной вокальной музыки, связанный с деятельностью Цзинь Телина, создавшего собственную дидактическую систему. Профессор Цзинь Телин разработал шесть новых принципов подготовки певцов, включающих научный подход к вокалу, четкое произношение, владение китайским традиционным вокалом, физическую подготовку, хореографические навыки, эмоциональность исполнения. Школа Цзиня Телина имеет свои отличительные характеристики: системность, авторитетность, «китаизация бельканто», создание нового вида пения.

Сохранить в закладках
КОЛЛАЖ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЦИТАТ В АНИМАЦИОННОМ СЕРИАЛЕ «НУ, ПОГОДИ!» (2024)
Авторы: ТОЛПЕЕВА Н. И.

На основе анализа анимационного сериала «Ну, погоди!» (1969–1993 гг., реж. В. Котёночкин и В. Тарасов, студия «Союзмультфильм») выделены принципы интеграции музыкальных цитат в медиатекст через технику коллажа. Предложена классификация музыкального материала на основе точного цитирования инструментальных и вокальных произведений и введения аранжированных цитат. Исследование взаимосвязи между музыкальным оформлением и визуальными элементами в анимации дает возможность по-новому рассмотреть применение техники коллажа в художественной практике

Сохранить в закладках
СОВРЕМЕННАЯ КИТАЙСКАЯ МУЗЫКА: СИНТЕЗ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ (2024)
Авторы: У С., Борисов Борис Петрович

В статье охарактеризованы особенности развития китайской музыки в условиях глобализирующегося мира. Новизна работы заключается в комплексном рассмотрении синтеза традиций и инноваций в китайской музыке XXI века. В результате исследования выявлены следующие тенденции, определяющие особенности развития современной китайской музыки: роль цифровых технологий, переосмысление традиционных форм китайской музыки и возникновение гибридных жанров. Сдел ан вывод о формировании в современном Китае уникального музыкального языка, сочетающего национальную идентичность и глобальные влияния. Отмечена роль системы музыкального образования в сохранении музыкальных традиций Китая.

Сохранить в закладках
ПРАКТИКИ СОХРАНЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ДАГЕСТАНА (К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ МУЗЕЯ ХУДОЖНИКА ХАЛИЛ-БЕКА МУСАЕВА) (2024)
Авторы: Семенова Ольга Валерьевна

В статье проводится социокультурный анализ практик сохранения историкокультурного наследия в Республике Дагестан и отмечаются успехи в этой области, основанные на уважительном отношении жителей к историческому прошлому, к памяти предков. Автор отмечает необходимость организации музея первого профессионального художника Дагестана Халил-бека Мусаева. Опираясь на принципы объективности и историзма, автор приходит к выводу, что создание подобных музеев способствует эффективному сохранению историко-культурного наследия, формированию новых культурных традиций и эстетических ориентиров.

Сохранить в закладках
ВОСПОМИНАНИЯ МУЗЕЙНЫХ РАБОТНИКОВ КАК ИСТОЧНИК ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ МУЗЕЯ (НА ПРИМЕРЕ ВОСПОМИНАНИЙ Р. М. АЛЕКСИНОЙ О ДОМЕ-МУЗЕЕ Н. С. ЛЕСКОВА) (2024)
Авторы: Степанова Елена Юрьевна

В статье раскрывается значение воспоминаний музейных работников в качестве источника личного происхождения. Информация, содержащаяся в них, позволяет уточнить историю конкретного музея, выявить большое количество фактов, не нашедших отражения в других источниках или дополнить общеизвестные сведения. “Культурное наследие и сохранение исторической памяти” В этом отношении представляют интерес воспоминания Р. М. Алексиной, в которых рассказывается о процессе сохранения и популяризации творчества писателя Н. С. Лескова и создании единственного в стране мемориального музея писателя.

Сохранить в закладках
АДЫГСКИЙ СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД КАК СРЕДСТВО ТРАНСЛЯЦИИ КУЛЬТУРНОГО КОДА (2024)
Авторы: Триль Юлия Николаевна, Сиюхова Аминет Магаметовна

Необходимость изучения культурных кодов обусловлена их значимостью в сохранении этнокультурной идентичности и традиционных ценностей. Предметом исследования является форма реализации культурных кодов в адыгском свадебном обряде. Структурно-функциональный анализ показал: в системе культурного кодирования адыгской свадьбы реализуется направленность на разные категории участников обряда, а также на желаемые качества будущих супругов, на идеалы семейной жизни и способы коллективных взаимоотношений социума в разных ситуациях

Сохранить в закладках
ЭВОЛЮЦИЯ «КУЛЬТУРЫ ОТМЕНЫ» КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ: ОТ ГЕНЕЗИСА К СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИМ ТЕЧЕНИЯМ XX-XXI ВВ. (2024)
Авторы: Костенко Олеся Владимировна

В статье рассмотрен процесс развития «культуры отмены» как социокультурной практики. Автором отмечается, что в различные исторические периоды существовали как правовые, так и внеинституциональные процедуры воздействия на отдельную личность и социальные группы. На основании культурно-антропологического подхода показана взаимосвязь практик отмены и усложнения социальной структуры. На сегодняшний день «культура отмены» представляет собой трансформировавшиеся социальные практики, направленные на регуляцию антисоциальных действий и неприемлемых паттернов поведения

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ИНСТИТУТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ (2024)
Авторы: Бобрышева Александра Владимировна, Пустовит Валерия Юрьевна

Патриотическое воспитание – это одно из наиболее приоритетных направлений деятельности государственных структур и социальных институтов, которое находит свое отражение на протяжении всей истории развития российского государства. Авторами рассматриваются механизмы формирования патриотизма и патриотического воспитания, распространения патриотических ценностей средствами институтов социальной памяти. Основное внимание сосредоточено на библиотечной деятельности Луганской Народной Республики. Глубокие корни исторической памяти народа, менталитета и культуры Луганщины стали основой для развития патриотизма регионального уровня. В результате исследования сделан вывод о том, что библиотеки обладают широким спектром интерактивных возможностей в рамках работы по патриотическому воспитанию

Сохранить в закладках
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ СУБЪЕКТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ (2024)
Авторы: Найденко Елизавета Анатольевна, Найденко Михаил Константинович, Мишина Татьяна Валерьевна

В данной статье рассмотрена методологическая проблематика культурологических исследований социокультурного пространства молодежи. Актуальность темы видится авторам прежде всего в том, что если апробированные методики исследований, проводимых культурологами, продуктивны в иных сферах социума, то по отношению к молодежному социокультурному пространству они недостаточно учитывают аспект субъектности. Научная новизна работы состоит в анализе возможностей культурологических методов применительно к осмыслению субъектности процессов, проходящих именно в молодежной сфере социума

Сохранить в закладках
ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЕ (2024)
Авторы: Воеводин Алексей Петрович, Серищева Татьяна Владимировна

Статья посвящена актуальной проблеме исследования адаптационных процессов социокультурной идентичности в условиях цифровых коммуникаций, а также анализу противоречий использования цифровой среды в развитии многообразных форм идентичности и их растворения в цифровом пространстве глобальной культуры. Современная коммуникация, как форма человеческого бытия, сталкивается с глубокими трансформациями в условиях многообразия сетевых взаимодействий, поэтому постоянная потребность в устойчивости идентичности требует осознанного определения приоритетных ролей и ценностей со стороны каждого отдельного индивида. Ключевые слова: виртуальность, идентичность, информационные технологии, коммуникация, культурное пространство, система ценностей человека, медиасреда, цифровое общество

Сохранить в закладках
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ: СТРУКТУРА И ТИПОЛОГИЯ (2024)
Авторы: КУДИНОВА А. В., МОРОЗОВ С. А., Прохода Павел Викторович

Статья посвящена феномену исторической памяти. Предметом исследования является особая форма аккумулирования опыта прошлого в индивидуальном и массовом сознании – историческая память, представляющая особую форму хранения, воспроизводства и рефлексивного осмысления актуального для человека и для общества исторического опыта прошлого, который позволяет ориентироваться в настоящем и будущем. Научная новизна заключается в опыте обоснования типологизации форм исторической памяти, структуры исторической памяти, а также в характеристике трех основных типов исторической памяти и их функций – мифологической, меморативной и социально-конструктивистской

Сохранить в закладках
ОТ РЕДАКТОРА (2024)
Авторы: Зенгин Сергей Семенович

Сегодня российское общество сталкивается с нарастанием вызовов и угроз в гуманитарной сфере. Глобализация способствует разрушению уникальных традиционных культур, ситуация усугубляется многочисленными попытками «отменить» духовное наследие нашей страны. Между тем, массовая культура не может служить надежным фундаментом для связи между поколениями, основой единения общества. Поэтому важно противостоять унификации культур и сохранять цивилизационную идентичность России. Сохранение и передача исторической памяти и культурного наследия являются залогом сбережения глубокой связи между прошлым и настоящим.

Сохранить в закладках