Архив статей журнала
Институт публичного сервитута был внедрен в отечественный правопорядок путем принятия Федерального закона от 03.08.2018 № 341-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов”, который дополнил Земельный кодекс РФ (далее — ЗК РФ) гл. V.7, поименованной “Установление публичного сервитута в отдельных целях”. Целью принятия данных изменений в систему правового регулирования было упрощение порядка установления сервитута исходя из того, что необходимый для размещения линейных объектов публичный сервитут становится правом юридического лица обеспечить размещение общественно значимых объектов (линий электропередач, водопроводов, газопроводов и т. п.). Результаты правоприменительной практики выявили элементы правовой неопределенности, противоречия, которые нарушают баланс интересов участников рассматриваемых правоотношений. В рамках представленной работы авторы рассматривают наиболее острые проблемные аспекты правового регулирования института публичного сервитута, возникающие при строительстве линейных объектов газоснабжения, в том числе связанные: с наличием требования об установлении публичного сервитута на всю трассу линейного объекта газоснабжения без исключений; с запретом установления публичного сервитута в отношении земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства; с отсутствием механизма уточнения границ публичного сервитута при наступлении определенных обстоятельств; с судьбой договоров аренды земельных участков, попадающих в зону действия публичного сервитута, которые были заключены до даты вступления в силу гл. V.7 ЗК РФ, и др. В работе представлены предложения и рекомендации, направленные на совершенствование правового регулирования в сфере установления публичного сервитута с учетом результатов правоприменительной практики.