Архив статей журнала
В настоящей статье исследованы основные проблемы правового регулирования размещения энергетических объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута. В данной работе названный правовой институт рассматривается в качестве правового режима дозволения использования лицами земель и земельных участков при условии ограничения прав собственника, при этом обращается внимание на то, что возможность его использования подразумевает смешанную правовую природу, поскольку изъявление воли пользователя подкрепляется необходимостью выдачи акта уполномоченным органом (разрешения). Автор статьи приходит к выводу о необходимости законодательного урегулирования вопроса о взимании платы за использование земель и земельных участков в соответствии с гл. V.6 Земельного кодекса Российской Федерации. Данная норма позволила бы достичь единообразия при регулировании рассматриваемых правоотношений.
В статье рассматривается законодательство, регулирующее осуществление публичного сервитута с целью эксплуатации, реконструкции и строительства линейных объектов системы газоснабжения. Автор выявляет пробелы в правовых нормах и проблемные вопросы, возникающие при использовании данных норм на всех этапах действия публичного сервитута. В работе проанализированы основные условия и принципы утверждения публичного сервитута по отношению к земельным участкам в частной собственности, а также механизм формирования платы за пользование публичным сервитутом. Автор указывает на целесообразность детализации определенных понятий и усовершенствования существующих норм, поскольку введенные в действие в 2018 г. нормы, касающиеся утверждения публичного сервитута в специфических целях, в том числе для эксплуатации, реконструкции и строительства объектов инженерного типа системы газоснабжения, нуждаются в дополнении и частичном изменении ввиду того, что они не в полной мере отвечают поставленным перед государством задачам по газификации страны в максимально сжатые сроки.
Институт публичного сервитута был внедрен в отечественный правопорядок путем принятия Федерального закона от 03.08.2018 № 341-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов”, который дополнил Земельный кодекс РФ (далее — ЗК РФ) гл. V.7, поименованной “Установление публичного сервитута в отдельных целях”. Целью принятия данных изменений в систему правового регулирования было упрощение порядка установления сервитута исходя из того, что необходимый для размещения линейных объектов публичный сервитут становится правом юридического лица обеспечить размещение общественно значимых объектов (линий электропередач, водопроводов, газопроводов и т. п.). Результаты правоприменительной практики выявили элементы правовой неопределенности, противоречия, которые нарушают баланс интересов участников рассматриваемых правоотношений. В рамках представленной работы авторы рассматривают наиболее острые проблемные аспекты правового регулирования института публичного сервитута, возникающие при строительстве линейных объектов газоснабжения, в том числе связанные: с наличием требования об установлении публичного сервитута на всю трассу линейного объекта газоснабжения без исключений; с запретом установления публичного сервитута в отношении земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства; с отсутствием механизма уточнения границ публичного сервитута при наступлении определенных обстоятельств; с судьбой договоров аренды земельных участков, попадающих в зону действия публичного сервитута, которые были заключены до даты вступления в силу гл. V.7 ЗК РФ, и др. В работе представлены предложения и рекомендации, направленные на совершенствование правового регулирования в сфере установления публичного сервитута с учетом результатов правоприменительной практики.