Архив статей журнала
Труд римского грамматика II в. Секста Помпея Феста «О значении слов» является одним из важнейших римских антикварно-грамматических сочинений. Это, по сути, энциклопедия римской архаики, составленная в форме лексикона, построенного по алфавитному принципу. Труд сохранился лишь частично в единственной копии (Codex Farnesianus), однако имеется его эпитома, составленная в VIII в. Павлом Диаконом.
В статье рассматриваются обстоятельства проведения «Объединенной научной сессии Отделения истории и филологии и Крымского филиала АН СССР по вопросам истории Крыма» в Симферополе 23-25 мая 1952 г. Она состоялась в период борьбы с «учением Н. Я. Марра», развернувшейся в гуманитарных науках по всей стране. Основной критике подверглась позиция руководителя Отдела истории и археологии П. Н. Шульца, отразившаяся в научно-популярной книге П. Н. Надинского об истории Крыма. Они придерживались автохтонной версии происхождения культуры крымских славян непосредственно из скифской. В этом их оппоненты усматривали проявления «марризма». Критику поддержали крымские археологи Е. В. Веймарн и С. Ф. Стржелецкий, рассматривавшие крымских славян как мигрантов III в. н. э. Партийным руководством области и АН СССР было приняло решение о созыве особой сессии с участием как крымских ученых, так и ведущих историков и археологов страны. Основной целью был поиск компромиссных подходов к решению вопросов этнической истории и социально-культурного развития полуострова в древности и средневековье. Докладчики, выступившие на сессии, указывали на прежние ошибки, допущенные в изложении истории Крыма. П. Н. Надинский и П. Н. Шульц признали свою неправоту. При решении «славянского вопроса» возобладала миграционная версия их появления в регионе. Затрагивался «готский вопрос», а также другие актуальные проблемы крымской истории и археологии. Сессия во многом способствовала разрешению ситуации в крымской археологической науке. На ней был принят ряд директивных решений по освещению в дальнейшем исторических процессов древнего и средневекового Крыма. Эти решения заложили основу дальнейших направлений исследований, оказав влияние на развитие крымской археологической науки фактически до распада СССР. Статья основана на ранее не публиковавшихся документах из научного архива Института археологии Крыма РАН.
В рамках подготовки каталога монет Великого княжества Московского периода правления Василия Дмитриевича (1389-1425) авторами настоящей статьи был собран значительный нумизматический материал, хранящийся в музейных собраниях, частных коллекциях, а также размещенный на различных сайтах в сети Интернет. В статье рассматривается история изучения и публикации монет Василия I за два столетия: от начала XIX до начала XXI в.
Статья посвящена берлинским стажировкам отечественного египтолога Наталии Давидовны Флиттнер (1879-1957) в период с 1909 по 1914 гг. Основными источниками послужили ранее неизвестные части ее «Воспоминаний» (из бывшего собрания А. Т. Шахтахтинской). Благодаря новым архивным поступлениям, автору статьи удалось реконструировать и описать существовавшую в конце XIX - начале XX в. образовательную традицию - берлинские стажировки востоковедов. Анализируется студенческая повседневность и процесс обучения участников кружка петербургского египтолога Б. А. Тураева: И. М. Волкова, А. Л. Коцейовского, В. В. Струве. Будучи участницей подобных поездок, Н. Д. Флиттнер подробно описывает, каким образом был устроен студенческий быт и организованы занятия, дает подробные психологические характеристики своим преподавателям - А. Эрману, К. Ф. Леман-Хаупту, Г. Мёллеру и др. На протяжении обучения важным процессом было также выстраивание горизонтальных связей между студентами, что позволяло говорить о единой исследовательской школе А. Эрмана. К ней принадлежали российские и зарубежные ученые (Б. А. Тураев, И. М. Волков, А. Л. Коцейовский, В. В. Струве, П. Дж. Бойлан, С. Йорк Стивенсон, А. Херц). Особое внимание уделено изучение влияния политического контекста как на процесс обучения в Берлине, так и на написание «Воспоминаний в Берлине, другая - периоду блокады Ленинграда, когда Н. Д. Флиттнер начала упорядочивать собственные дневниковые записи и создавать текст «Воспоминаний».
В статье впервые проводится комплексный анализ особенностей фиксации терракотового материала в отчетной документации с момента начала проведения официальных археологических изысканий на территории майяских памятников. На основании анализа около трехсот археологических отчетов автор выделяет пять периодов становления и развития системы археологических отчетов, а также их специфические особенности. 1) конец XIX в. до 1920-х гг. Отчетная документация находится на начальной стадии своего оформления. Большое влияние оказывает европейская традиция, которая положительно воспринимается американскими специалистами, проводившими изыскание на территории майя. Художественность описания проектов успешно сосуществует с точной фиксацией материала и нередко со схемами. Появляются сведения о местах обнаружения фигурок. При этом большое значение имеет фактор авторства документа и ведущей организации. 2) 1920-1970 гг. Параллельно существует несколько форм отчетной документации с различной степенью подробности фиксации и описания терракотовых статуэток. Начинают активно публиковаться фотографии фигурок. В ряде случаев терракоты подвергаются первичному анализу. Независимо от различий в описании нюансов к концу периода начинает складывается определенная общая форма отчетов. 3) 1970-1990 гг. Наряду с активным процессомформирования законодательной базы по сохранению памятников историко-культурного наследия идет процесс унификации формы отчетной документации. К концу периода отчеты приобретают вполне современную форму со всем сопутствующим содержательным наполнением. Это позволяет выявить количественный состав терракотового материала большинства полевых сезонов на основных объектах и определить частоту его встречаемости. 4) 1990-е гг. - начало 2000-х гг. Окончательно оформляется стандарт отчета. Целый ряд исследований сопровождается не просто описями, но и каталогами индивидуальных находок, к которым относятся и терракотовые фигурки. 5) 2010-е гг. по н. в.. Активное использование новейших технологий и оборудования, доступность информации с сайтов археологических проектов существенно расширило данные традиционных археологических отчетов. Помимо официальных бумажных отчетов идет процесс формирования гораздо более широких и информативных электронных отчетов, доступных, как правило, онлайн и в свободном доступе.
На Южном Урале известны три пещеры с изображениями верхнего палеолита - Капова (Шульган-Таш), Игнатиевская (Ямазы-Таш) и Серпиевская 2 (Колокольная). Бестиарий изображений Серпиевской 2 представлен рисунками северного оленя и головы годовалого олененка. В пещерах Каповой и Игнатиевской изображены преимущественно мамонты и лошади. Дополнительными к ним являются носорог и зубр (Капова), носорогообразное и мамонтообразное фантастические создания, композитное существо в виде лошади с рогом полорогого (Игнатиевская). Кроме того, в Игнатиевской пещере обнаружен рисунок с туловищем верблюда в профиль и примыкающей к нему эллипсовидной фигурой. У некоторых специалистов это изображение вызвало недоумение и недоверие к его датировке поздним плейстоценом. Однако в октябре 2017 г. в Каповой пещере на «панно с лошадьми и знаками» была расчищена из-под кальцита фигура двугорбого верблюда. Стало ясно даже для скептиков, что и фигура с туловищем верблюда из Игнатиевской пещеры также относится к позднему плейстоцену в контексте всего изобразительного ансамбля, радиоуглеродных анализов слоя посещения этой карстовой полости и U-th датировок кальцита, перекрывающего рисунки. Поскольку до сих пор это изображение не характеризовалось детально, а по поводу его интерпретации высказывались различные суждения, в данной статье восполняется этот пробел вместе с новым описанием «Черного плафона» в Дальнем зале Игнатиевской пещеры. В результате компьютерной цветовой фильтрации обсуждаемой фигуры и приведенных аналогий делается вывод, что на потолке Дальнего зала Игнатиевской пещеры воспроизведено, с большой степенью вероятности, композитное существо с туловищем верблюда бактриана (Camelus bactrianus) и головой лошади анфас.
В статье публикуются реплики театральных масок и статуэтки актеров из египетской коллекции В. С. Голенищева (ГМИИ им. А. С. Пушкина). Терракотовые театральная комическая маска (или ее реплика для украшения курильницы?) и статуэтки актеров отражают распространение интереса к античному театру и греческой Новой комедии в Египте в эллинистический период. Украшения деревянных саркофагов в виде уменьшенных комической и трагической масок демонстрируют приобщение населения эллинистического и римского Египта к хтоническому культу Диониса, почитавшемуся как защитник душ усопших в потустороннем мире. Использование театральной атрибутики, в частности комических масок, с изобразительными мотивами погребального ритуала объясняется верой древних в магическую силу смеха, который, по их убеждениям, способен был нейтрализовать силы зла.
Представлены результаты подводно-археологических исследований Международной сирийско-российской экспедиции в акватории Сирийской Арабской Республике в 2021- 2022 гг. Задачами проводимых работ стали поиск, обследование, фиксация и идентификация подводных археологический объектов в акватории провинции Тартус. Была проведена масштабная разведка морского дна в восточной части Средиземного моря, в ходе которой было выявлено значительное количество перспективных для дальнейших изысканий подводных объектов. Были обследованы сохранившиеся фрагменты крепостных и портовых сооружений о. Арвад, морской крепости Маракли у пос. Хараб Маркия, побережья древнего города Амрит, островов Эль Аббас, Эль Фарис, Эль Фанар и Макруд и глубоководных районов между ними. Было поднято 40 археологических предметов. Это керамический материал, каменные ядра, изделия из базальта, которые были переданы в Департамент древности и музеев провинции Тартус. Результатом исследований стало создание цифровых планов и 3D-моделей сооружений о-ва Арвад, остатков крепости Маракли, фотограмметрические планы и цифровые модели вышеназванных островов и находящихся на них древних некрополей и каменоломен, проведено обследование с применением георадара побережья городища Амрит.
В 2023 г. на городище Артезиан в Крымском Приазовье были открыты остатки хрма Зевса Генарха. Храм основан, по-видимому, при Митридате VI и восстановлен после землетрясения 63 г. до н. э. его сыном Фарнаком II. В состав храмового комплекса входили также западный и восточной алтари, ориентированные по оси равноденствий на точку восхода, отмеченную реперным зольником № 2, и точку захода Солнца. Храм Генарха в Артезиане, как любой культовый центр, являлся моделью космоса, что выражалось в пространственной ориентации, прочно связанной не только со сторонами света, но и с важнейшими небесными календарно-культовыми объектами.
В статье впервые за историю археологии Балтии рассматривается проблема формирования древним и средневековым населением п-ова Самбия центра прусского племенного ареала, береговых ориентиров. На западном побережье полуострова ими являлись средневековые городища. На северном побережье основаниями для «маяков» Нового времени могли служить одиночные курганы. Эти курганы, сооруженные в непосредственной близости к береговому обрыву на северо-западной оконечности п-ова Самбия, не обладают уверенной датировкой. Лишь курган Отрадное-1, судя по керамическим находкам, может быть отнесен к раннему железному веку. Близость параметров одиночных курганов позволяет с некоторой осторожностью предполагать их культурную и хронологическую близость. Они могли являться погребальными сооружениями или же были созданы как кенотафы. В таком случае их использование (в Новое время или ранее) как основы береговых знаков или же береговых ориентиров вторично. В любом случае этот уникальный для Балтии (да и для всего балтийского побережья) феномен нуждается в последующем изучении.
В статье рассматриваются упоминания в Новом Завете о мореплавании и мореплавателях, различных видах судов и морских коммуникациях Ближнего Востока. Анализируются оригинальные древнегреческие термины и названия, которые сопоставляются с археологическими данными. Больше всего информации о мореплавании из всех книг Нового Завета содержат «Деяния апостолов», написанные св. Лукой, сопровождавшим апостола Павла в его миссионерских путешествиях. Сочинения апостола Луки отличает художественный стиль, ученая манера изложения и внимание к деталям, что делает их важным историческим источником. Особое внимание уделено морской торговле в 18-й главе Откровения Иоанна Богослова.
Анализируется погребальный обряд позднескифского населения Северо-Западного Крыма середины II в. до н. э. - конца I в. н. э. по материалам грунтовых и курганных некрополей Кара-Тобе, Керкинитиды, Чайки, Южно-Донузлавского городища, Беляуса, Кульчука, Джан-Бабы и Калос Лимена. Характерной особенностью погребального обряда Крымской Скифии является практика многократных подзахоронений со сдвижением ранее погребенных к стенке погребальной камеры. Некоторые черты позднескифского погребального обряда заимствованы у греческого населения. Это детские захоронения в амфорах, использование надгробных рельефных стел, наличие в погребениях светильников, сооружение кенотафов и использование каменных склепов с уступчатым перекрытием, характерных для греческого населения Боспорского царства I в. н. э.